Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1660
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Развитие коммуникативных способностей и навыков посредством включения детей в социальные ролевые ситуации
Название проекта
Дорогою добра
Целевая группа
Основной целевой аудиторией проекта являлись воспитанники старшего дошкольного возраста. В группу входили дети с различным уровнем развития коммуникативных навыков, агрессии, проблем в поведении и личностном развитии. Аудитория была подобрана таким образом для того, чтобы дети в процессе реализации проекта развивались личностно не только посредством участия в предложенных играх, квестах, развлечениях, но и путем взаимодействия с воспитанниками с более высоким социальным развитием. Данное взаимодействие позволило успешно социализироваться большинству воспитанников, так как на гармоничное личностное развития детей старшего дошкольного возраста влияет не только модель поведения значимого взрослого, но и собственная статусность в детской группе. Игровая форма взаимодействия с целевой аудиторией позволила максимально проявить детям различные стороны их поведения, выявить негативные проявления социального характера, научить управлять эмоциями и чувствами, что поможет ребенку в успешной социализации в дальнейшем. Кроме работы с данной целевой аудиторией предусмотрено тесное взаимодействие посредством активных форм (гражданский форум, детско-родительские занятия, совместные клубные часы, родительские мастер - классы, совместные акции и мероприятия досугового характера) как с родителями, так и с педагогами.
Содержание проекта
Проект "Дорогою добра" осуществлялся поэтапно в течение четырех месяцев (сентябрь - декабрь 2017г). Первый этап носил организаторскую и диагностическую функцию. В первой половине сентября я выбрала основную целевую аудиторию (67 воспитанников старшего дошкольного возраста), выявила основные проблемы социального характера, обозначила общие задачи, наметила план работы основного этапа проекта. Задачами данного проекта для меня стали: оказание психологической помощи воспитанникам в успешной социализации; гармонизация детско - родительских отношений; сохранение и укрепление психологического здоровья всех субъектов воспитательно - образовательного процесса в ДОО. Основной этап проекта осуществлялся со второй половины сентября до середины декабря. Это был самый яркий, содержательный и сложный период. Я столкнулась со следующими проблемами: родители не хотели включаться в работу, однобоко смотрели на проблемы личностного развития их детей. На решение этой проблемы у меня ушло достаточно времени, но цикл групповых и индивидуальных консультаций, детско - родительские занятия принесли положительный результат. Хотелось бы отметить такую форму работы с родителями как гражданский форум. Дискуссия на тему проблем воспитания и личностного социального развития детей в формате конструктивного общения с компетентными, известными людьми непроизвольно заставила многих родителей пересмотреть свои позиции и взгляды на внутрисемейные взаимоотношения, что позволило организовать цикл совместных мероприятий и акций. Организовать целенаправленную работу с детьми мне было легко: собственный профессиональный опыт, владение техниками арттерапии, песочной терапии, подбор игровых социальных ситуаций помогли получить максимальную рефлексию и положительный результат. В процессе реализации проекта воспитанники включались в цикл социальных ситуаций, где необходимо проявить адресную эмпатию, сострадание, оказать посильную помощь, кроме этого дети учились управлять своими эмоциями и чувствами. Совместные детско - родительские занятия, мероприятия, акции позволили проявить активную позицию и детей, и родителей, и педагогов. Педагоги в моем проекте выполняли компенсаторную функцию: вели адресную работу с родителями, индивидуальную по моему запросу с воспитанниками, помогали в организации совместных мероприятий. Заключительный этап (вторая половина декабря) носил диагностический характер. Используя известные, адресные адаптированные методики я провела диагностику, сделала анализ всех этапов проекта, подвела итог. Все задачи были максимально решены, что дает мне возможность говорить об успешности реализации данного проекта, возможности его дальнейшего использования педагогами и специалистами ДОО. Для себя я отметила сильные и слабые стороны работы.
Условия реализации проекта
Успешность проекта напрямую зависит от:
-своевременного мониторинга деятельности всех участников на каждом этапе, который позволяет наметить педагогу дальнейшую работу, обойти возможные риски в рабочих моментах, предусмотреть возможные неудачи и найти их способы решения
- профессиональной грамотности педагога. Педагог (специалист) может и не иметь квалификационной категории, но если он любит свою профессию, чувствует потребности детства, постоянно совершенствуется, изучает специальную литературу, идет в ногу со временем, то реализация проекта "Дорогою добра"ему по плечу.
-верно выстроенных социальных ситуациях, в которые включаются воспитанники. Этот компонент успешности играет важную роль в положительном результате реализации проекта. Детям предлагаются социальные ситуации, которые педагог заранее продумал и успешно вписал в контекст различных режимных моментов. Например, во время прогулки один из воспитанников близко подошел к забору на участке, к нему подходит незнакомый человек и предлагает предмет (мяч, машинку, конфету и т.п). Воспитатель исподволь наблюдает за происходящим, после принятия ребенком самостоятельного решения в этой ситуации (взял предмет, отошел от забора, позвал воспитателя), воспитатель вмешивается в ситуацию, действия ребенка анализируются всеми воспитанниками и дети с помощью взрослого или самостоятельно делают адресный вывод. Ситуаций социального характера можно продумать очень много (внезапно педагогу стало плохо в групповой комнате, во время прогулки группа подростков предлагает ребенку покинуть территорию детского сада, взрослый случайно обронил важный для него, но очень привлекательный для ребенка предмет), но самое главное, чтобы ситуация для воспитанников носила спонтанный характер, и педагог должен вместе с детьми провести анализ каждой ситуации, подвести каждого воспитанника к выводу, закрепить его различными формами (игра, творческая деятельность, беседа, чтение литературы). Только в этих случаях социализация воспитанников будет успешной и качественной.
Специальное оборудование для реализации данного проекта не требуется, кроме материалов для творчества (красок, цветной бумаги, цветных карандашей и т.п) на занятиях с целевой аудиторией, адресных атрибутов к мероприятиям и акциям.
В процессе реализации проекта на каждом этапе я использовала пакет диагностических методик: 1 этап-"Паровозик" (Велиева С.В), "Кактус" (Панфилова М.А), "Моя семья", наблюдение (включенное и невключенное),социометрия; 2 этап - наблюдение (включенное и невключенное), анализ деятельности (психологический анамнез), 3 этап - социометрия, тест -
опросник для детей ОСОР-Д, "Цветик - семицветик" (Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. ). В процессе разработки проекта за основу я взяла труды А.В. Петровского "Развитие личности в системе межличностных отношений", Л.С. Выготского "Мышление и речь", А.Н. Леонтьева "Деятельность, сознание, личность", опиралась на пособия О.В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я", Л.Д. Мардер "Цветной мир".
Планируемые или полученные результаты
В процессе реализации проекта "Дорогою добра" все поставленные задачи были оптимально решены. У воспитанников с высоким уровнем агрессии, тревожности наметилась положительная динамика в личностном развитии (результаты диагностики "Кактус" М.А. Панфиловой, "Паровозик" С.В. Велиевой, наблюдения, психологического анамнеза), улучшились взаимоотношения в детских группах, дети стали более сплоченными, некоторые воспитанники в декабре 2017 по результатам социометрии стали занимать в детской группе позиции лидера, увеличилось количество детей со статусом "избираемые". Хочется отметить, что нравственные и моральные качества воспитанников стали носить устойчивый положительный характер (результаты методики "Цветик - семицветик" Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной). Воспитанники очень прониклись акцией "Посылка солдату", в рамках которой были собраны и отправлены посылки солдатам-сиротам в Семеновский полк (г. Москва, в/ч 75834), стали более ответственными за свои поступки, получили навыки управления своими эмоциями и чувствами. Совместное участие родителей и детей в различного рода конкурсах как общесадовых, так и муниципальных, Всероссийских помогли улучшить отношения в семьях воспитанников, в родительских группах, наладить взаимоотношения в системе "педагог-родитель". Одним из весомый достижений результатов проекта, я считаю 100% участие родителей одной из групп в детско-родительских занятиях, что указывает на плодотворное сотрудничество воспитателя с родителями. Результаты тестов "Моя семья", наблюдение (включенное и невключенное),
опросник для детей ОСОР-Д показали положительную динамику в развитии детско - родительских отношений, возросло количество прямого участия родителей в жизнь детского сада и возрастных групп. Высокую оценку родителей получили мероприятия, направленные на повышение их психолого-педагогической культуры. Активные формы взаимодействия с родителями (гражданский форум, детско-родительские занятия) помогли получить качественные результаты. Поскольку одним из основных методов измерения результатов проекта стало наблюдение, я смогла вовремя изучать слабые стороны проектной деятельности и оперативно их корректировать.
Видеоролик с рассказом о проекте