Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1623
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством универсального сенсорного панно.
Целевая группа
Дети 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления уровня сформированности коммуникативных умений по трем компонентам (информационно-коммуникативным, регуляционно-коммуникативным, аффективно-коммуникативным). Уровни развития: высокий, средний, низкий. Целевая группа: 1-3 уровни.
Содержание проекта
Основные задачи: создать условия для развития умения контролировать совместно выполняемые действия у детей старшего дошкольного возраста с ТНР; развивать умение согласовывать свои действия, мнения с потребностями товарищей по общению; воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности с участниками образовательного процесса. Сроки реализации поекта: долгосрочный. Проект может быть реализован пока уровень коммуникативных умений ребенка не будет достигать 2-3 уровней. Данный проект представляется в совокупности с методиками по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Условия реализации проекта
Проект может быть реализован следующими специалистами: педагоги-психологи, воспитатели, дефектологи, логопеды. Дополнительное обучение для реализации проекта не требуется. Для реализации проекта необходимо сенсорное панно, дидактический материал, изготовленный из фетра (геометрические фигуры, фрукты и овощи и т.д). Наполнение сенсорного панно зависит от цели и задач, которые ставит перед собой специалист. Диагностический инструментарий представлен следующими методиками: методика изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М. Щетинина); методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман); диагностика коммуникативных способностей (С.П. Соснина). Методический инструментарий с описанием основных игр и упражнений на сенсорном панно был прикреплен выше.
Планируемые или полученные результаты
Игровые упражнения с использованием сенсорного панно направлены на развитие умений взаимодействовать в паре, подгруппе и группе, поддержание интереса, позитивное взаимодействие с окружающими, активизацию самостоятельности и инициативности детей.
У детей с ТНР потребность к речевому высказыванию находится в зоне ближайшего развития, поэтому целесообразным является использование универсального сенсорного панно, в основе которого находится совершение действия, которое ребенок оречевляет. Поэтому главная особенность заключается в том, что панно является средством для создания мотивации у ребенка к общению друг с другом в игровой деятельности. Творческий подход к организации игровой деятельности помогает ребенку развивать навыки планирования, разрешения разнообразных задач и проблем, учит находить компромиссы.
По итогам первичного диагностического обследования уровня сформированности трех компонентов коммуникативных умений были получены следующие результаты:
- информационно-коммуникативные умения: высокий уровень- 19,5%, средний- 50%, низкий- 30,5%;
- регуляционно-коммуникативные умения: высокий уровень- 8,5%, средний- 33,3%, низкий- 58,4%
- аффективно-коммуникативные умнения: высокий уровень- 12%, средний- 48%, низкий- 40%.
По результатам итогового диагностического обследования (который был представлен аналогичными игровыми упражнениями) уровня сформированности трех компонентов коммуникативных умений были получены следующие результаты:
- информационно-коммуникативные умения: высокий уровень- 25%, средний- 40%, низкий- 15%;
- регуляционно-коммуникативные умения: высокий уровень- 17,5%, средний- 50,5%, низкий- 32%
- аффективно-коммуникативные умнения: высокий уровень- 25%, средний- 60%, низкий- 17%.

Видеоролик с рассказом о проекте