Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1612
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Внедрение эффективных моделей дошкольного образования на базе дошкольных и общеобразовательных организаций, в том числе через развитие альтернативных форм
Название проекта
Проект психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, в условиях организации детско- родительского клуба "МЫ ВМЕСТЕ" на базе дошкольного учреждения
Целевая группа
Родители, воспитывающие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 1, 6 месяцев до 7-8 лет, проживающие на территории Благовещенского района Алтайского края.
Содержание проекта
Цель проекта - организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребёнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Задачи проекта:
Проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогической поддержки их семьям;
нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;
создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;
повышение профессионального уровня специалистов, участников реализации проекта.
Для реализации проекта на базе МБДОУ создан детско-родительский клуб "Мы вместе". Работа организована в форме индивидуальных и групповых занятий для детей, в которых обязательно участвуют родители, таким образом родитель получает консультативную помощь, закрепляет навыки работы со своим ребенком, осваивает эффективные методы и технологии. Для родителей так же организовываются семинары, круглые столы, индивидуальное психологическое консультирование. Консультирование родителей из отдаленных сел осуществляется посредством мобильной связи, Skype, WhatsApp, ведется блог в социальной сети "Одноклассники".
Не менее значимым для участников нашего клуба стали совместные праздничные мероприятия: музыкальные утренники, карнавалы, экскурсии, выезды в парк отдыха, развлечения в русской избе, арт-фестивали. Все мероприятия проходят в доброй позитивной атмосфере и заканчиваются, по традиции, чаепитием. Дети и родители так же активно принимают участие в выставках и конкурсах, реализовывая свой творчески потенциал.
План работы детско-родительского клуба "Мы вместе" составляется на 1 год, родители вместе с детьми посещают занятия по индивидуальному графику, ка правило 2 недели (10 рабочих дней) в 1-1,5 месяца.
Представленный проект является отдельной методикой для организации сопровождения семей, но с целью повышения эффективности деятельности создан ряд других документов и методик, таких как: положение о детско-родительском клубе "Мы вместе", индивидуальный дневник развития ребенка-инвалида, индивидуальная программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, договор между МБДОУ и родителем, годовой план работы, сценарии совместных мероприятий.

Условия реализации проекта
Для реализации проекта созданы ряд условий, таких как:
- наличие семей, имеющих детей-инвалидов и детей с ОВЗ дошкольного возраста, готовых прийти в детский сад;
- психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной педагогики и согласие с ними;
- материально-техническая база (все кабинеты специалистов оборудованы специализированным оборудованием для детей с ОВЗ: опоры для сидения, опора для стояния, опора для ходьбы, мягкие модули, иппотренажер, компьютер с сенсорным экраном, стабилоплатформа, песочные столы, столы для песочной и акваанимации, дидактические и компьютерные игры, в ом числе карточки Домана, для диагностики и составления программы развития ребенка приобретен компьютерный диагностический комплекс "Лонгитюд",на территории детского сада имеется игровая площадка для детей с ограниченными возможностями здоровья)
- развивающая коррекционная предметно-пространственная среда;
- нормативная база;
- наличие в штате ДОУ необходимых специалистов (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель ЛФК), прошедших курсы повышения квалификации по сопровождению детей-инвалидов и детей с ОВЗ, педагоги постоянно развиваются, осваивая новые технологии, посредством вебинаров, курсов, изучения научно-методической литературы.
- в 2018 году планируется создание безбарьерной среды ( в рамках программы "Доступная среда" ), планируется освоение метода сенсорной интеграции и создание материальной базы для его реализации (необходимо специальное обучение)
Планируемые или полученные результаты
Предполагаемые результаты
Для родителей
Объединение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в группу;
получение родителями практических навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
осознание важности участия родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
активное взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 
разработка методических рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей
Доступность дошкольного образования детям-инвалидам;
улучшение психологического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности);
улучшение коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для педагогов
Проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми, родителями;
обеспеченность общего увеличения психолого-педагогической, медико-социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ;
предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями детей с разнообразными отклонениями в развитии, со сложными нарушениями развития; их самоактуализации, развитию эмпатии, толерантности и гуманной оценки роли человека в мире, в том, что числе человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; развитию наблюдательности и рефлексивных способностей; развитию творческих способностей и умений применять их на практике; формированию тех профессионально значимых качеств, которые являются ведущими в активизации восприятия и понимания ребенка с нарушениями развития в процессе межличностного взаимодействия с ним, практическому освоению широкого спектра методов и приемов работы с детьми с различными отклонениями в развитии, умственной отсталостью разной степени выраженности, со сложными нарушениями развития;
реализация проекта образовательным учреждением будет способствовать совершенствованию воспитательно-образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагогов и педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждении.
Основным критерием эффективности проделанной работы является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.
Методы оценки процесса и результата:
Комплексная диагностика (итоговая, промежуточная, заключительная в течение 1 учебного года всеми специалистами, согласно индивидуальному дневнику развития);
педагогическое наблюдение;
анкетирование родителей и педагогов (ежегодно).
Видеоролик с рассказом о проекте