Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1602
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Развитие мелкой моторики, как одной из проблем психоречевого развития ребенка
Название проекта
Использование многофункционального тактильного мобильного дидактического пособия «Планшета-липучки» широкого спектра взаимодействия
Целевая группа
Дети дошкольного возраста, педагогические работники дошкольных образовательных организаций различной направленности, в том числе коррекционной, для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей, а так же семьи, имеющие детей дошкольного возраста. Ограничений в использовании пособия нет.
Содержание проекта
Многофункциональное тактильное мобильное дидактическое пособие «Планшет-липучка» используется в различных видах деятельности:
- в совместной деятельности педагога с детьми, для создания игровой ситуации, как при освоении нового, так и для закрепления пройденного материала;
- в индивидуальной работе с детьми система усложнений игр и упражнений, позволяет педагогу подобрать материал, который будет ориентирован на каждого ребенка;
- в самостоятельной деятельности пособие «Планшет-липучка» используется после того, как дети освоят выполнение игр и упражнений с применением данного пособия. Такой подход обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его интересам.
Многофункциональность пособия заключается в том, что его возможно использовать для различных видов детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. Кроме того пособие служит для проведения
• пальчиковой гимнастики с массажным эффектом
• ниткографии - рисования нитками, веревошками, шнурками и т.п.
• аппликации
• конструирования
• разыгрывания сказок, сюжетов
• служит как демонстрационное и учебное пособие – наборное полотно
Цель методической разработки: создание условий для развития мелкой моторики рук дошкольников, с использованием многофункционального тактильного мобильного дидактического пособия «Планшета-липучки».
Задачи:
- реализовать новую форму взаимодействия взрослого и ребенка в различных видах детской деятельности и пяти образовательных областях;
- развивать и укреплять мелкую моторику рук детей дошкольного возраста с использованием многофункционального тактильного мобильного дидактического пособия «Планшета-липучки»;
- обогатить развивающую предметно - пространственную среду в группе новым средством - «Планшетом-липучкой» и материалами к нему.
Новизна: Представлена ранее малоиспользуемая в практике форма взаимодействия взрослого и ребенка, а так же, изготовлено новое пособие «Планшет-липучка» и материалы к нему. Использование метода позволяет задействовать все анализаторы: слуховой, зрительный и тактильный, что в свою очередь повышает его ценность.
Разработаны новые, либо адаптированы имеющиеся в практике развивающие игры и задания на развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика, приемы массажа кистей рук, использование сказкотерапии, приемов нетрадиционных техник рисования и др.
Использование пособия возможно на протяжении всего этапа дошкольного детства. Для повышения эффективности деятельности может применяться в совокупности с другими методиками.
Условия реализации проекта
Специальных требований к педагогам в рамках практического применения пособия нет. "Планшет-липучка" очень прост в изготовлении и малозатратен в финансовом плане. Данное пособие можно изготовить вместе с детьми в процессе продуктивной деятельности. Данная методическая разработка представляет собой настольное пособие в виде планшета, имеющее твердую основу, которая может быть разной фактуры (фанера, плотный картон, сендвич-панель, пластик и т.п.). Сверху наклеивается контактная лента – одежная липучка (шершавая сторона). Размеры планшета могут быть разные (в нашем случае длина 25 см, ширина 15 см – по размеру ладошки ребенка), у педагога планшет чуть больше – 45х60. Хорошая идея решения принципа статичности-динамичности – различные элементы крепятся к планшету при помощи другой стороны (гладкой) ленты-липучки.
Дидактическая функция пособия помогает реализовать принципы ФГОС ДО:
• насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
• вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
• трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи и методической темы;
• доступность – свободный доступ каждого ребенка как в совместной со взрослыми, так и в самостоятельной деятельности.
К пособию прилагается разнообразный дидактический материал:
- цветные картинки разных животных и их детенышей, овощей-фруктов, растений, транспорта, имеющих ламинированную основу и изготовленные из ткани. На задней стороне каждой картинки находится лента-липучка, помогающая крепить картинки к планшету.
- наборы геометрических фигур разного цвета и размера и величины
- цветные картинки сказочных героев к сказкам «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», ламинированные и из ткани, имеющие с обратной стороны ленту-липучку;
- картинки кукол с набором одежды для куклы-девочки и куклы-мальчика. На одежде кукол имеются липучки, при помощи которых куклы крепятся к планшету для создания игровых моментов.
- буквы и цифры, математические знаки в среднем и старшем дошкольном возрасте
- сюжетные картинки по «Временам года», «Сезонным явлениям природы», «Времени суток», «Режим дня», «Основы безопасности жизнедеятельности» «Профессии» и др.
Разработаны новые, а также адаптированы имеющиеся в практике развивающие игры и задания на развитие мелкой моторики, картотека пальчиковой гимнастики, комплекс развивающих игр по разным методическим темам, приемы массажа кистей рук, использование сказкотерапии, приемов нетрадиционных техник рисования.
Диагностический инструментарий опирается на Методику изучения мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Автор: Осипова Лариса Борисовна
Планируемые или полученные результаты
Планируемый результат:
- создание условий для развития мелкой моторики рук дошкольников с использованием авторского дидактического пособия «Планшет-липучка».
- на этапе завершения дошкольного возраста у ребенка развита и укреплена мелкая моторика рук, в том числе с помощью использования многофункционального тактильного мобильного дидактического пособия «Планшета-липучки»;
- ребенок контролирует свои движения и управлять ими;
- развитие мелкомоторной сферы влечет за собой развитие психических процессов таких как:
• произвольное внимание;
• логическое мышление;
• зрительное и слуховое восприятие;
• память; воображение;
• речь детей (учеными доказано, что головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и движение артикуляционного аппарата при речи связаны между собой теснейшим образом);
• умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.
- создается благоприятный эмоциональный фон, а за счет массажного эффекта возможность повысить иммунитет и общий тонус организма ребенка.
В рамках апробации многофункционального тактильного мобильного дидактического пособия «Планшета-липучки», практическое исследование развития мелкой моторики дошкольников включало в себя три этапа:
1. Отбор групп дошкольников в возрасте 3-6 лет для практического исследования. В группы вошли дошкольники, которые использовали в своей деятельности многофункциональное тактильное мобильное дидактическое пособие «Планшет-липучку». В группе количество испытуемых составило 23 человека (по максимально возможному числу дошкольников, набранных в экспериментальную группу).
2. Первичная оценка развития мелкой моторики (в начале учебного года).
3. Оценка сформированности мелкой моторики дошкольников после проведения занятий в рамках использования многофункционального тактильного мобильного дидактического пособия «Планшета-липучки» (в конце учебного года).
По результатам проведенного мониторинга данные о ребенке заносятся в карту инливидуального развития, намечается план дальнейшей деятельности педагога с ребенком, совместно с родителями.
Видеоролик с рассказом о проекте