Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1591
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Экскурсионно- туристическое направление, основанное на музейной педагогике.
Название проекта
«Мы традиции храним, уважаем их и чтим».
Целевая группа
Проект направлен на работу с семьями. В целевую группу могут входить родители, их дети всех возрастов, (в том числе дети с особенностями в развитии) бабушки, дедушки, а также родственники семьи.
Содержание проекта
Туристическо- экскурсионный проект «Мы традиции храним, уважаем их и чтим» основан на музейной педагогике, направлен на ознакомление участников с народными семейными традициями в ведении быта, труда и отдыха крестьянской семьи.
В современном мире новых технологий в семьях наблюдается дефицит общения, совместного труда и отдыха. Утрачивая традиции русской семьи, мы утрачиваем связь поколений, все самое ценное, что накапливалось веками нашими предками. Но возвращая современное поколение к истокам народной культуры, к традициям, мы способствуем его приобщению к семейным ценностям, воспитанию патриотизма. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому», поэтому так важно, чтобы наши дети учились на положительном семейном опыте и традициях.
Цель проекта: Приобщение детей и родителей к народными семейными традициями в ведении быта, труда и отдыха крестьянской семьи.
Задачи:
1. Дать представление об уходе за домашними животными в крестьянском подворье.
2.Познакомить участников проекта посредством интерактивной экскурсии с экспозициями и экспонатами музея «Быт и труд крестьянской семьи».
3. Научить изготовлять и украшать северное обрядовое печение «Козули».
4. Познакомить с народными играми, забавами, частушками, плясками в процессе проведения развлекательной программы «Деревенские посиделки».
5. Приобщать к пониманию диалектных слов Архангельской глубинки.
6. Прививать культуру общения в русских традициях чаепития в семье.
 Краткосрочный проект «Мы традиции храним, уважаем их и чтим» осуществляется в форме туристическо- экскурсионного маршрута в период школьных зимних каникул.
Продолжительность проекта- 1 год.
 Содержание проекта:
• «Без труда- нет плода».
Встречает экскурсантов хозяюшка Устья, предлагает участникам познакомятся с деревенским подворьем, с домашними животными - коровой, кроликами, курами. Взрослые и дети могут посмотреть кормление животных, доение коровы, поучаствовать в уходе за живностью хлева. Знакомятся с орудиями труда и предметами, используемыми хозяевами.
• «В горнице мы побываем, про крестьянский быт узнаем».
Экскурсанты проходят в музей, где хозяюшка Устья знакомит их с устройством деревенской горницы, с экспозициями: «Красный угол», «Обряды у печи», «Женское рукоделие», «Мужские промыслы», «Баюшки- баю».
Участники могут самостоятельно поставить чугун в печь, покрутить жернов на ручной мельнице, погладить белье старинным утюгом- катком…
• «Мы козули печем, счастье в дом свой зовем».
Хозяюшка проводит мастер- класс по выпечке козуль из готового теста. При изготовлении козуль, в каждую фигурку вкладываются мысленные пожелания добра, здоровья для своих близких.
• «На посиделках наших поиграем и попляшем».
Пока козули пекутся, проводится развлечение «Деревенские посиделки», включающие веселые состязания, народные игры, частушки, пляски.
• «Ах, козуля - загляденье, всем гостям - угощение!»
Участники рассаживаются за столы и украшают готовые козули глазурью.
За чаепитием проводится викторина "Диалектные слова".
Условия реализации проекта
Кадровое обеспечение проекта:
• хозяйка подворья- местная жительница,
• хозяюшка Устья- специалист по музейной педагогике,
• помощница Устьи - педагог- организатор.
Дополнительное обучение потребуется для педагога – руководителя музея. Он должен знать устройство деревенской избы, предназначение предметов крестьянского быта и труда, применять фольклор и диалектные слова, знать традиции и обычаи народных праздников, игры, частушки, пляски.
Помощница должна знать рецепты приготовления и украшения обрядовой выпечки – козули, уметь грамотно и доступно проводить мастер - классы по выпечке, изготовлению сувенирной продукции.
Оборудование, инструментарий проекта.
Для реализации проекта нужны:
• музей (у нас в детском саду есть свой музей «Быт и труд крестьянской семьи», где собраны экспонаты быта и труда деревенских жителей (можно использовать стилизованную деревенскую горницу, оборудованную в группе детского сада);
• помещение (комната) для продуктивной деятельности и развлечения. В комнате должны быть столы, а также все кухонное оборудование для приготовления козуль (доски, скалки, формочки), электродуховка;
• для развлечения «Деревенские посиделки» потребуются скамейки, атрибуты для народных игр.
Диагностический, методический инструментарий:
• Книга отзывов,
• Анкеты для участников, анализирующие проект, а также с предложениями по его улучшению.
Рекламный материал для привлечения экскурсантов, семей:
• объявления в СМИ;
• размещение информации на сайтах;
• раздаточный информационный материал.
Планируемые или полученные результаты
В процессе реализации проекта дети и родители:
1. Получат представление об уходе за домашними животными в крестьянском подворье, будут понимать значение и пользу семейного труда, повысится интерес и любовь к домашним животным, желание больше узнать о них.
2.Познакомятся с обустройством деревенской горницы, узнают:
 что такое красный угол;
 почему печь называется битухой и какую роль она играет в обустройстве избы;
 как рубашка в поле выросла;
 о прогрессе эволюции в истории утюга;
 о предметах женского рукоделия;
 о крестьянском мужском труде;
 о деревянной и глиняной утвари крестьянского быта, которую изготовляли деревенские мастера;
 о разновидностях колыбелек для младенцев: люльке, зыбке, кровати-качалке,
3. Научатся изготовлять и украшать северное обрядовое печение «Козули».
4. Познакомятся с народными играми, забавами, частушками, плясками.
5. Познакомятся с диалектными словами Архангельской глубинки и пополнят свой словарный запас.
6. Будут приучаться к культуре общения в русских традициях чаепития в семье.
7. В процессе реализации проекта укрепятся внутрисемейные связи.
8. Будет развиваться чувство гордости за свою семью.
9. Будет формироваться уважительное отношение к своим предкам, к народной культуре и традициям.
10. Будут учиться хранить и чтить свои семейные традиции.
На начальном и заключительном этапах реализации проекта с детьми и родителями было проведено анкетирование о знаниях народных традиций, играх, развлечениях, названиях предметов быта и труда крестьянской семьи, приготовление обрядового печенья. Анкетирование семей показало следующие результаты: знание народных традиций - начальный этап - 35%, конечный этап - 87%; игры, развлечения - начальный этап - 12%, конечный этап - 86%; название предметов быта -начальный этап - 15%, конечный этап - 79%; труд крестьянской семьи - начальный этап - 23%, конечный этап - 68%; изготовление козуль - начальный этап - 34%, конечный этап - 100%.
Видеоролик с рассказом о проекте