Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1502
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Комплексный коррекционно-развивающий проект с использованием игр и техник рисования песком
Название проекта
"Играя, развиваемся!"
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. У дошкольников с общим недоразвитием речи можно выделить следующие характерные особенности:
1. При ограниченности речевого опыта и несовершенстве речевых средств у детей с ОНР недостаточно удовлетворяется потребность в речевом общении. Разговорная речь бедная, тесно связанная с той ситуацией, в которой ребенок в данный момент находится. Связная и монологическая речь развивается трудно.
2. Существует значительное отставание в развитии психических процессов:
- неустойчивость и быстрая истощаемость внимания
- сниженный объем слуховой и зрительной памяти
- несформированность словесно-логического мышления, сложности в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением
- недостаточное развитие базового слухового восприятия, и как следствие нарушение фонематического слуха и фонематического восприятия
- бедность и нестойкость зрительных представлений. Отсутствие прочной связи слова со зрительным образом.
3. Детям с ОНР свойственны трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево», а также сложности при ориентировке в собственном теле. В процессе рисования образа человека такие дети склоняются к схематическому рисунку, не изображают некоторые части тела, редко прорисовывают детали.
4. Отставание в развитии двигательной сферы, плохая координация движений, снижение скорости и ловкости выполнения. При этом наибольшие трудности появляются при выполнении детьми движений по словесной инструкции (без показа).
5. Со стороны личностного развития у детей с ОНР возникают проблемы в социальной адаптации и взаимодействию с социальной средой. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими и на формировании его самооценки. Дети часто бывают не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, договариваться, проявляют негативизм и отторжение, обладают скудной палитрой эмоций. Что касается самооценки, то у детей с ОНР она обычно занижена, что находит свое отражение в проявлении тревожности и агрессивности разной степени выраженности.
Дети с речевыми нарушениями нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Таким детям шаги развития сделать непросто. Педагоги ДОУ помогают детям с ОВЗ своевременно развивать познавательные способности и укреплять психологическое здоровье.
Содержание проекта
Основная деятельность в рамках проекта – игровые коррекционно-развивающие занятия, направленные на комплексную коррекцию трудностей детей с ОВЗ. Интерактивные и развивающие игры и метод работы с песком на сегодняшний день являются актуальными, инновационными и перспективными средствами в развитии личности современного ребенка. Рисование на песке – уникальный психологический арттерапевтический метод коррекции. Кварцевый песок позволяет мягко воздействовать на психику ребенка и гармонично влияет на психологическое развитие ребенка. Свойства песка способствуют тактильной стимуляции, активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в рисунках, создаваемых руками. Рисование картин песком успокаивает, развивает координацию и синхронность движений рук, развивает творческое мышление ребенка.
Большое внимание уделяется активизации пальчиковой моторики и точным движениям рук, что позволяет снять мышечное напряжение детей и подготовить руку к письму.
Включение интерактивных и развивающих игр и упражнений на занятиях формирует у ребенка стремление к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона.
Цель проекта: создание благоприятных условий для гармоничного развития детей с ОВЗ и полноценного проживания дошкольного детства.
Задачи:
1. Развивать интеллектуальную сферу и творческий потенциал детей с ОВЗ.
2. Развивать познавательные и психические процессы.
3. Развивать мелкую моторику и координацию рук.
4. Развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста.
5. Формировать положительное взаимоотношение друг к другу и принятие каждого ребенка.
6. Раскрывать внутренние ресурсы детей.
7. Создать благоприятную атмосферу взаимодействия в группе.
Срок реализации проекта 1 год, 28 занятий, 1 раз в неделю по 30 минут. Занятия проводятся с подгруппой 6-8 человек.
Данный проект может использоваться как отдельная комплексная технология в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Все занятия имеют следующую структуру:
Часть 1. Вводная часть. Цель – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.
Основные упражнения: ритуал приветствия, игры – разминки, коммуникативные игры и т.д.
Часть 2. Основная часть. Цель – коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы, раскрытие внутренних потенциалов детей.
В этой части вся основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят путешествия, игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-личностной, познавательной и моторной сферы ребенка. Основные методы: арт-терапия, творческое рисование, элементы сказкотерапии, пластические этюды, коллективные игры и релаксационные упражнения.
Часть 3. Заключительная часть. Основная цель: формировать самооценку ребенка. На этом этапе подводится итог занятия, анализируется творческая работа, полученный эмоциональный опыт через беседу и коллективную игру.
Условия реализации проекта
Проект реализуется педагогом-психологом, владеющим знаниями детской и специальной психологии.
Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога. Кабинет оборудован модульными столами для рисования с подсветкой, интерактивной доской и документ-камерой, магнитофоном; комплектом развивающих игр для развития познавательной сферы детей.
Для диагностики познавательных психических процессов используется стандартный набор методик для изучения познавательных психических процессов детей дошкольного возраста (Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» С.Д. Забрамная, О.В. Боровик; корректурная проба Пьерона-Рузера, методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко). Для изучения творческого потенциала используется свободное рисование и анализ продукта детской деятельности - рисунок на песке ребенком.
Планируемые или полученные результаты
Планируемые результаты. После реализации проекта у детей:
- разовьются познавательные психические процессы
- разовьется фантазия и творческое воображение;
- разовьется зрительно-моторная координация, точность движений;
- сформируется умение работать в системе: «глаз-рука-письмо»;
- повысится уверенность в себе и вера в свои возможности;
- сформируется умение выражать свои мысли через рисунок;
- сформируются навыки самостоятельной творческой работы;
- укрепится союз со сверстниками.

Полученные результаты. Данный проект показал следующие положительные результаты:
- Дети научились выражать свои мысли в образах и рисунках.
- Сформировались малые микрогруппы, где каждый ребенок принят и является ценным участником совместной деятельности детей.
- По результатам диагностики повысился уровень развития познавательных психических процессов.
- Особенно хочется отметить сформированность волевого и мотивационного компонента.
- Повысилась самооценка; каждый ребенок гордится своей работой и может заметить в ней что-то оригинальное и уникальное.
- Дети научились выражать и вербализовывать свои эмоции.

Метод измерения результатов - диагностика познавательных психических процессов, наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.
Видеоролик с рассказом о проекте