Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1493
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Центр природы и экспериментирования как средство познавательного развития дошкольников
Целевая группа
Проект направлен на работу:
- с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет);
- с родителями;
- с воспитателями.
Возрастные особенности детей 6–7 лет
В старшем дошкольном возрасте происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии детей. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе.
Возраст 6-7 лет - период активного социального развития детей. В этот период зарождается личность. Дети могут регулировать свои действия и поступки, понимают, что такое хорошо и что такое плохо.
На седьмом году жизни меняется система взаимоотношений детей со сверстниками. Дошкольник начинает задумываться, как к нему относятся другие люди (сверстники, взрослые), является ли он авторитетом среди других, признают ли его личные успехи, его качества. Возрастает интерес к личности сверстников, дети выбирают себе друзей, исходя из взаимной симпатии. В совместной деятельности дошкольники учатся общаться на равных, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению. Значительно расширяется игровой опыт детей.
Общение детей со взрослыми тоже меняется – дети охотно обсуждают со взрослыми поступки людей, их качества, мотивы действий. Дети проявляют интерес к тому, как люди взаимодействуют друг с другом, какие у них взаимоотношения. Таким образом, у детей обогащаются социальные представления, ценностные ориентации, познаются нормы поведения.
Обязательные элементы образа детей 6 -7 лет в детском саду - это умение самостоятельно определять замысел, найти способы и формы его воплощения.
Особенностью детей 6-7 лет является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.
На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. Никаких ограничений нет.
Наша республика многонациональна, поэтому я воспитываю в детях доброту по отношению к другим людям, основное внимание уделяю формированию желания видеть неповторимость окружающей природы, культуры, участвовать в их сохранении и приумножении.

Содержание проекта
Цель – создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста в центре природы и экспериментирования.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность детей через наблюдения и экспериментирование в центре природы;
- обогащать представления о комнатных растениях, о природе родного края.
- развивать познавательные процессы: внимание, наблюдательность, память, мышление, восприятие;
- развивать речь.
- формировать трудовые навыки по уходу за растениями.
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Тип проекта: исследовательско - творческий;
Вид проекта: долгосрочный, групповой, с привлечением родителей.
Работа в центре природы и экспериментирования организуется ежедневно по дням недели.
Понедельник – День комнатных растений. Дети закрепляют названия комнатных растений, наблюдают и ухаживают за ними, а также знакомятся с новыми. В центре размещен необходимый инвентарь. Проводится работа с дежурными в центре природы. Обращаю внимание на то, что благодаря старательному труду, комнатные растения растут лучше, учу их радоваться красивым цветам, появлению новых листочков. Вместе с детьми решили, что для лучшего запоминания нужны символы, наклеенные на цветочные горшки. Кружочки будут обозначать светолюбивые и теневыносливые растения, а квадраты - необходимость растений в поливе. В свободное время конструируем поделки из природного материала.
Вторник – День экспериментов. Дети могут экспериментировать с песком, водой, снегом, воздухом, металлом, магнитами. Дошкольники самостоятельно ставят перед собой познавательные задачи, выдвигают версии, формулируют выводы и делают маленькие открытия. Для этого созданы специальные условия: картотека экспериментов, дневники наблюдений, есть дидактический стол для экспериментирования.
Среда – День "сада -огорода". Круглый год выращиваем лук. В феврале - марте помещаем веточки деревьев. В феврале сажаем луковички тюльпана для мам на 8 Марта. Весной начинаем сажать рассаду овощей и цветов.
Четверг – День путешествий по республике Башкортостан. Через развитие интереса к родной республике, мы воспитываем любовь к Родине, патриотические чувства. Я определила место, где дети знакомятся с культурой республики, с народами, проживающими на нашей территории, а также с природой, растительным и животным миром Башкортостана.
Пятница – День закрепления. Дети рассказывают, что нового и интересного они узнали за неделю. Решают проблемные ситуации, зарисовывают яркие события, составляют рассказы с помощью моделей.
Срок реализации проекта: 2017-2018 учебный год
Данный проект отлично сочетается с традиционными методиками в педагогике, дополняя их различными способами осуществления познавательного развития. Использование современных технологий решает целый ряд задач: оздоравливает детей; дети познают мир, играя; огромную помощь оказывает использование ИКТ; без организации предметно-развивающей среды невозможно внедрение проекта в ДОУ.
Условия реализации проекта
Проект осуществляется педагогами, выполняющих определенные функции в детском саду: учебную и воспитательную. Эти функции выполняют воспитатели дошкольного образования. Воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала. Также участвуют в реализации проекта музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Специального дополнительного обучения для реализации проекта не требуется. Педагог занимается изучением современных технологий в детском саду самостоятельно. Освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной воспитательно - образовательной работы.
Основные требования к помещению, оборудованию, материалам, необходимым для реализации проекта.
Помещение группы должно соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.
Развивающая предметная среда группы оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Должна быть полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной, безопасной и содержательно-насыщенной по требованиям ФГОС ДО.
В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки, соответствующие интересам детей, возрастными и личностными особенностями. Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей.
Диагностический инструментарий.
Оценка полученных результатов
Анкетирование родителей
Тесты
Формы: ООД, игры, работа в парах, подгруппами, работа с дидактическими пособиями
Методы и приемы:
Словесные: беседы; чение художественной литературы; анализ ситуаций
Наглядные: демонстрация пособий, иллюстраций; презентация
Игровые: дидактические игры; игровые упражнения
Практические: фиксация наблюдений; экспериментирование; практические упражнения.
Средства: иллюстрации по темам проекта, проектор, ноутбук, экран, МР -3 проигрыватель, комнатные растения.
Планируемые или полученные результаты
Планируемые результаты:
– сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей;
– сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
– дети учатся практическим действиям по охране природы;
– развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
В ходе проделанной работы видны положительные результаты: у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Планирую и дальше прививать детям осознанное и бережное отношение к природе, формировать экологическую культуру дошкольников.
Критерии сформированности познавательной активности детей подготовительной группы:
-предметная направленность: показывает активное отношение ребенка к изучаемому познавательному материалу, к познавательному процессу ( зависит от степени проникновения ребенка в изучаемый материал, от характера задаваемых вопросов);
- действенность: предполагает использование знаний в практической деятельности и в повседневной жизни;
- эмоциональность: выражается в проявлении ребенком своего отношения к познавательному материалу;
- сосредоточенность: выражается в степени проявления произвольного внимания в процессе учебной деятельности.
Критерии позволяют определить примерные уровни сформированности познавательной активности детей подготовительной группы.
Для уровня ниже среднего характерны: узкая предметная направленность, выполнение заданий по просьбе воспитателя; неумение использовать полученные знания в практической деятельности, ожидает помощи от воспитателя. Ребенок практически не задает вопросы. Присущи пассивное отношение к выполнению заданий, отсутствие стремления к их качественному выполнению, проявление непроизвольного внимания. Ребенок часто рассеян.
Для среднего уровня характерна направленность преимущественно на процесс познавательной деятельности; наблюдательность проявляется фрагментарно. Ребенок не всегда самостоятелен при выполнении заданий, в случае затруднений обращается к воспитателю. Характерна направленность на выявление причинно-следственных связей. Вопросы задает, исходя из практических потребностей. Присущи внешние эмоциональные проявления по отношению к процессу выполнения деятельности, использование игровых действий, недостаточная сконцентрированность на познавательном материале. При объяснении задания воспитателем может отвлекаться.
Для уровня выше среднего характерны нацеленность на процесс и результат познавательной деятельности, стремление к преобразованию изучаемого материала, характерна наблюдательность, внимание к деталям. Ребенок преобразует и использует полученные знания в жизненных ситуациях , проявляет самостоятельность при выполнении заданий различной сложности. Имеет достаточно широкий диапазон интересов, проявляет любознательность.
Критерии и уровни могут служить ориентиром в диагностике познавательной активности в практике дошкольных учреждений.
Видеоролик с рассказом о проекте