Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1491
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Подготовка к обучению грамоте.
Название проекта
Азбука для дошкольников: обучение с увлечением.
Целевая группа
Дети 5 – 7 лет с фонетико-фонематическим (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня речевого развития. Критерии включения в целевую группу: возникновение у детей старшего дошкольного возраста интереса и желания изучать буквы родного языка.
Ограничений по включению в целевую группу не имеется.
Региональная специфика работы с выбранной целевой группой - наглядный материал: иллюстрации, фотографии
по произведениям русского творчества, в том числе собственные творческие декоративно-прикладные работы.
Содержание проекта
Актуальность: Ежегодно часть дошкольников, пришедших в 1 класс общеобразовательной школы, имеют нарушения письменной речи, что ведёт к проблемам в усвоении программы начальной школы. Письменные работы этих детей содержат орфографические ошибки. Поэтому, возникает необходимость в предупреждении данных речевых нарушений, обеспечении преемственности в развитии детей между детским садом и начальной школой.
Цель: формирование зрительного образа букв родного языка у дошкольников 5 – 7 лет с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи III уровня речевого развития с помощью эффективных методов и приёмов.
Задачи: Коррекционно-развивающие задачи:
- подвести детей к положительно мотивированному, осмысленному отношению к процессам чтения и письма;
- формировать фонематическую сторону речи: развивать двигательную активность артикуляционного аппарата;
- развивать коммуникативные навыки;
- подготовить к обучению грамоте: развивать элементарные формы звукового и слогового анализа слов;
- развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
- развивать общую и мелкую моторики, графомоторные навыки.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к художественному слову; воспитывать эмоции и чувства: ощущения красоты окружающего мира и желания сохранить и преумножить её.
Профилактические задачи: профилактика у воспитанников нарушений чтения и письма.
Приёмы в работе по запоминанию зрительного образа буквы с детьми:
• найти сходство буквы с «весёлыми буквами» на картинках педагога;
• изобразить «живую» букву;
• выложить букву из тыквенных семечек, фасоли, гороха, счётных палочек, палочек от мороженного;
• написать букву пальчиком в воздухе, на столе;
• нарисовать букву на песке;
• сделать букву из глины, солёного теста, пластилина, шнурков;
• сложить букву из разрезных картинок (каждая составная часть буквы начинается с данного звука, например, буква И, её части – картинки с изображением игрушек, индюка, избы, инструментов, иголки и т.п.);
• раскрасить букву цветным карандашом и написать печатную букву простым карандашом по точкам;
• найти букву в ералаше – среди других букв;
• придумать имена девочке в красном платье (гласный звук первый в слове) и мальчикам в синем (согласный твёрдый звук первый в слове) и зелёном костюмах (согласный мягкий звук первый в слове), например, Алиса, Коля, Кирилл;
• выложить слова из букв с помощью кубиков, из букв магнитной азбуки;
• написать слова печатными буквами, используя звукобуквенный анализ.
Формат реализации проекта: индивидуальные и подгрупповые занятия до 20 – 30 мин. 1 раз в неделю (2 раза – по желанию детей).
Периодичность в осуществлении деятельности в рамках проекта: при зачислении новых детей-логопатов старшего дошкольного возраста в логопедическую группу детского сада проект начинает реализоваться вновь.
Работа рассчитана на 1 год. Проект не является отдельной методикой, должен предоставляться в совокупности с другими методиками.
Условия реализации проекта
Реализую проект самостоятельно:
1. Способствую на этапе формирования наглядно-образного мышления дошкольников – основы словесно-логического мышления, необходимого будущим первоклассникам: нахождению с детьми общих признаков у предметов, сравнению предметов, установлению элементарных пространственно-временных и причинно-следственных связей; использованию связи между предметами и действиями; пониманию нарисованных схематических образов предметов.
2. К концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мышление: развивается анализ и синтез, речь ребёнка начинает предварять действие. Поэтому создаю условия для самостоятельного поиска ответов; учу детей рассуждать. Всё это развивает у воспитанников инициативу, самостоятельность и активность.
В своей работе с детьми ответственна, инициативна, заинтересована в конечном результате при выпуске детей в школу. Отношения с дошкольниками строю на доверии, уважении, требовательности и справедливости, обеспечиваю индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Специальное дополнительное обучение для реализации проекта не предусмотрено.
Основные требования к помещению, оборудованию, материалам, необходимым для реализации проекта: кабинет учителя-логопеда эстетично оформлен, мотивирует детей к обучению. Всё оборудование соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности использования,– это важно для обеспечения свободы движений дошкольников. Оборудование, материалы выразительные, привлекательные для детей.
Необходимый диагностический и методический инструментарий:
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за дошкольниками в случаях:
- непосредственно образовательной деятельности,
- организованной деятельности в режимные моменты;
- самостоятельной деятельности детей,
- свободной продуктивной, спонтанной игровой деятельности.
Карты развития дошкольников содержат перечень качеств, навыков и представлений ребёнка, характерных для детей 5 – 7 лет.
Показатели развития детей выражаются в формулировках:
- «сформировано» – дети справляются со всеми предложенными заданиями;
- «находится в стадии формирования» – воспитанники допускают отдельные ошибки;
- «не сформировано» – дошкольники практически не справляются с выполнением заданий.
Диагностические задания, предлагаемые детям, представлены разделами:
- состояние звукопроизношения;
- воспроизведение звукослоговой структуры слова;
- исследование фонематического восприятия;
- обследование состояния фонематического анализа и синтеза;
- исследование состояния ручной, мелкой моторики пальцев рук и графических навыков;
- написание слов печатными буквами, используя звукобуквенный анализ;
- состояние психических процессов: памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления.
Планируемые или полученные результаты
Полученные результаты работы к окончанию проекта:
Уровень развития неречевых и речевых умений старших дошкольников к концу учебного года заметно возрос, качественно преобразился в ходе специально организованного обучения, проводимого последовательно и в системе.
У воспитанников детского сада сформирована основа для успешного обучения в общеобразовательной школе:
- сформировано желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции – быть школьником;
- у воспитанников сформированы личностные качества и навыки социального поведения: аккуратность, умение слушать и слышать, дети умеют ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, то есть развита самостоятельность;
- дошкольники различают на слух звуки родного языка, выполняют звуковой анализ и синтез слов;
- пишут слова печатными буквами, используя звукобуквенный анализ;
- воспитанники знают буквы и звуки «по именам», например, К – буква Ка; у неё есть два звука – согласный глухой твёрдый К, который обозначается синим цветом, и согласный глухой мягкий КЬ, который обозначается зелёным цветом;
- дети выкладывают слова из букв на кубиках, из букв магнитной азбуки;
- у дошкольников достаточно хорошо развита мелкая моторика пальцев рук, графомоторные навыки, общая моторика;
- у детей в соответствии с возрастом сформированы психические процессы: память, внимание, восприятие, воображение, мышление.
Проект рассчитан на 1 год.
Применяю в педагогической диагностике метод наблюдения за дошкольниками в начале и в конце учебного года, отслеживая представления и навыки каждого воспитанника с целью оказания своевременной помощи.
Видеоролик с рассказом о проекте