Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1485
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
"Летнее приключение Язычка с ребятами"
Целевая группа
Воспитанники средней группы МБДОУ "Березовского детского сада №35" 4,5 - 5 лет.

В мае, по завершению логопедического обследования 6 воспитанников детского сада были направлены на районную ПМПК, где получили статус ребенок с ОВЗ. В условиях логопункта ДОУ возникла необходимостью оказания логопедической помощи детям с ОВЗ, которые находятся в группе вместе с нормально развивающимися детьми. Опыта организации такой работы еще не было. Поэтому на летний период работы был разработан проект "Летнее приключение Язычка с ребятами". Таким образом в проекте были задействованы дети не только с нормой в речевом развитии, но и с нарушениями. Это: общее недоразвитие речи (ОНР), причем у некоторых дошкольников осложненное дизартрическим компонентом; фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); задержка психического развития (ЗПР).
Содержание проекта
Проект «Летнее приключение Язычка с ребятами», был разработан, как модель организации коррекционной деятельности учителя-логопеда с детьми ОВЗ в летний оздоровительный период.
Основная цель проекта – проведение профилактической и коррекционной работы в рамках летнего оздоровительного периода с детьми с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников в общеобразовательном учреждении с учетом их особых образовательных потребностей.
При организации инклюзивного образования в рамках проекта были привлечены педагоги ДОУ обеспечивающие оптимальные условия для адаптации, социализации, коррекции и воспитания детей: воспитатели, педагог-психолог, музыкальный - руководитель.
Проект был реализован в летний оздоровительный период - июнь, июль .
Периодичность занятий: 2 раза в неделю, всего 16 занятий.
Продолжительность занятия: 25 минут.
Форма организации детей: фронтальная.
За летний период мы охватили 8 лексических тем. Все занятия были построены на игровых ситуациях, так как игра побуждает к продолжению общения и стимулирует развитие речи. Лексические темы охватывали близкий и понятный детям материал, максимально охватывался тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом проводился на доступном детям уровне.
Занятия строились в форме единой сюжетной линии, так как дети с ОВЗ характеризуются отклонениями не только в эмоционально - волевой сфере, но и пониженной обучаемостью, недоразвитием познавательной деятельности. Вовлечение детей в сюжет становился для них эмоционально значимым, позволял им раскрыть личностные качества, преодолеть речевой негативизм, воспитывал чувство взаимопомощи. Главные герои летнего проекта были – Язычок и ребята детского сада, у которых много друзей. В зависимости от изучаемой темы к детям в гости приходили: девочка Ляля, садовница, дед Природовед и его внучка и др. Для налаживания контакта с ребятами использовала невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, тактильные контакты) всё это подкрепляло и стимулировало речевую коммуникацию. Активно использовала продуктивное обучение на основе подражания детям, более успешным в выполнении действий, а потом и взрослым, в совместной деятельности с детьми и взрослыми. Овладевая разнообразными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗ учились действовать по подражанию, по показу и по словесной инструкции.
Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения использовалась дыхательная гимнастика, Су – джок терапия, пескотерапия, аромотерапия, самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками и т.д. Дома родители, по желанию, закрепляли артикуляционную и дыхательную гимнастики. Для оздоровления и закаливания организовывались игровых ситуаций на свежем воздухе, прогулки в лес (совместно с родителями).
Таким образом, осуществлялась взаимосвязь работы педагогов ДОУ и родителей в летний период работы в рамках проекта с детьми ОВЗ в среде сверстников с учетом их особых образовательных потребностей.
Условия реализации проекта
При организации проекта учитывала:
- специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе организация индивидуальных коррекционных занятий (отработка артикуляционных умений и навыков), работа по подгруппам (мелкая моторика и логоритмика), многократные повторения, хвалила подейственно (умница, ты правильно высунул язычок ). Проговаривала заранее, что будет дальше (Сейчас мы будем облизывать губы. Медленно). При обучении давала четкую команду (Берем каштан. Катаем его по ладошке).
- использовала специальные программы по особенностям воспитанников - программы Нищевой Н.В. ( ОНР), Коненковой И.Д. ( ЗПР), Лопатиной Л.Ф. (ТНР).
- использовала специальные методические пособия авторов программ, разрабатывала дидактический материал (артикуляционная гимнастика из соленого теста, лабиринты, тактильный цветок, слоговой "Василек" и т.д.)
- организовывала индивидуальный подход к воспитанникам с ОНР, ФФНР, ЗПР.
В проекте,кроме родителей были задействованы педагоги ДОУ :
– воспитатель (персонажи проекта -Витаминка, Полицейский, Химик и д.р. );
- педагог - психолог (давал индивидуальные рекомендации по детям ОВЗ, отслеживал динамику психического здоровья детей и их эмоциональное благополучие);
-музыкальный руководитель (музыкальное сопровождение проекта, логоритмические упражнения).
Педагоги ДОУ имели высшее специальное образование и курсы "Коррекционная педагогика и специальная психология в условиях инклюзивного образования" 72 часа.
Во время реализации проекта, я закончила профессиональную переподготовку по программе «Дефектология в образовательной организации» с присвоением квалификации «учитель-дефектолог» (520 часов).
Для большей интеграции можно привлекать к работе таких специалистов, как учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре.
Специфика организации коррекционной работы с детьми ОВЗ обуславливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива ДОУ, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники обязаны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ.
В проекте использовала наглядные пособия Нищевой Н. В., Овчинниковой Т.С., Безруковой О.А., Комаровой Л.А. и т.д. Разработаны авторские пособия – видео артикуляционной гимнастики, звуковой домик, артикуляционная лягушка и др.
Необходимый наглядный материал для диагностической работы логопеда:
- Смирнова И.А. Логопедический альбом №1 для обследования звукопроизношения.
Логопедический альбом №2 для обследования фонетико-фонематической системы речи.
Логопедический альбом №3 для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения
Логопедический альбом №4 для обследования состояния лексики, грамматического строя и монологической речи ребенка.
Коненкова И.Д. – Обследование речи дошкольников с ЗПР.
Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста (комплект с CD).

Планируемые или полученные результаты
Задачи на которые был направлен проект:
- наладить эмоциональный контакт, повысить эмоционально - волевую сферу детей с ОВЗ, развивать межличностные внутригрупповых отношения детей;
-преодолевать речевой негативизм, стимулировать речевую активность;
-развивать умственные способности и активизировать внимание воспитанников;
- укреплять мышцы артикуляционного аппарата, через артикуляционную гимнастику, самомассаж органов артикуляции;
- развивать речевое дыхание, используя дыхательные упражнения;
-формировать правильное звукопроизношение звуков л и ль;
- совершенствовать лексико-грамматические категории;
- работать над формированием развернутой связной речи.

В начале реализации проекта дети были немного стеснительны, закрыты. Но на 6-м – 7-м занятиях дети с ОВЗ стали заметно более открытыми, начали поддерживать игру, охотнее выполнять задания, лучше выражать свои эмоции, включая социальные эмоции.
Дети активно выполняли артикуляционную гимнастику, привыкли к логоритмическим упражнениям, успешнее стали выполнять игры и упражнения связанные с мелкой моторикой. В позитивном направлении начали развиваться и все аспекты межличностных внутригрупповых отношений детей.
Инклюзия на логопедических занятиях способствовала дополнительной мотивации и активизации речевой функции, позволяла демонстрировать положительные детские примеры речепроизводства, давала возможность соревновательного момента и т. д.
По оценке воспитателей группы, дети стали активнее в речевом общении не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Как учитель-логопед, отслеживала динамику по звукопроизношению еженедельно, по лексико-грамматическим категориям раз в 2 недели по методике Безрукова О.А. Каленкова О.Н..
По завершению проекта у большинства детей с ОВЗ:
- установился эмоциональный контакт с учителем - логопедом;
- улучшилось произношение звуков раннего онтогенеза;
-овладели простыми статическими артикуляционными упражнениями, в работе динамические артикуляционные упражнения;
-поставлены по подражанию звуки ль, л, но в речь введены только у детей с ФНР.
У всех детей расширился и обогатился пассивный и активный словарь по лексическим темам: "Витамины", "Правила дорожного движения", "Цветы вокруг нас", "Живая природа" и т.д. Учились составлять простые предложения - дети с ОВЗ, развернутые остальные дети.
Педагог- психолог раз в месяц отслеживал динамику психического здоровья детей и их эмоциональное благополучие. На основании проведенного анализа психологическое состояние большинства детей улучшилось в период реализации проекта.
Видеоролик с рассказом о проекте