Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1470
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
"Сказка в других измерениях"
Целевая группа
Проект «Сказка в других измерениях» направлена на воспитанников старшей группы (5-6 лет) дошкольной образовательной организации.
Целевая группа проекта дети старшего возраста, т.к. именно у них словесно-логическое мышление формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Дети старшего возраста могут самостоятельно проводить эксперимент, обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.


В реализации проекта принимают участие заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатель старшей группы.
Содержание проекта
Актуальность проекта «Сказка в других измерениях» состоит в том, что, исследуя сказочные ситуации, ребенок может самостоятельно решать поставленные вопросы, возникшие в ходе анализа сказок, в процессе экспериментальной деятельности, проявить свою любознательность, расширить представления о сказке, так как знания полученные в результате собственного поиска, и прочнее и надежнее тех, которые ребенок получит в общении со взрослыми.
Проблема заключалась в том, чтоб ответить на вопросы детей, стимулируя их любознательность, познавательный интерес. Основная идея проекта «Сказка в других измерениях» - решить сказочные ситуации и проблемы в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Цель проекта: развивать познавательно-исследовательские способности детей в ходе анализа сказок.
Задачи проекта:
для детей:
• закрепить представления о различных приемах добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска;
• развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;
• развивать умения применять свои знания при решении проблемных ситуаций;
• воспитывать инициативу, стремление наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире,
• воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям и стремление оказывать помощь попавшим в трудную ситуацию;
для родителей:
• побудить родителей к совместной деятельности с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
• повысить уровень компетентности родителей по познавательно-исследовательской деятельности.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Срок реализации: 2 месяца
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители (законные представители), воспитатель.
Особенность проекта.
Существует достаточно много материала по экспериментальной деятельности, в том числе и в рамках проектов, но объединение игр-экспериментов и чтение художественной литературы - процесс достаточно сложный, так необходимо подобрать нужный материал для анализа сказки. В рамках данного проекта дошкольникам определяется ведущая роль.
Взаимодействие всех участников ДОУ в рамках проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий – здоровьесберегающих информационно-коммуникативных, технологии проектной деятельности, исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный: Определение темы и актуальности проекта. Подбор методической, художественной литературы, наглядного и дидактического материала по данной теме. Составления плана работ по реализации проекта.
Основной: Анализ сказок по 4 основным этапам- поисковый «Почемучка», аналитический «Размышляйка», практический «Помогайка», итоговый «Создавайка».
Заключительный: Обобщение опыта работы, оформление материалов по проекту.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме в совместной деятельности взрослого с детьми в режимных моментах, самостоятельной деятельности, индивидуальной работе.
Условия реализации проекта
Условия реализации проекта:
Информационные: создание эффективной информационной среды для реализации проекта.
Нормативно-правовые ресурсы: нормативные документы федерального, регионального, муниципального уровней.
Научно – методические: уточнение и привлечение инновационных методик, внесения изменений в развивающую предметно-пространственную среду; составление рекомендаций воспитателям.
Организационно – управленческие: организация методической помощи педагогам и родителям; обеспечение проведения мероприятий совместно с родителями.
Кадровые: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе; воспитатель старшей группы;
Материально – технические: специально оборудованная лаборатория или групповая комната; подбор художественной литературы и иллюстраций; подбор дидактических игр, проблемных ситуаций, физкультурных минуток по темам; индивидуальные дневники экспериментирования, где фиксируются совместно с педагогом или самостоятельно результаты экспериментирования; наличие основного оборудования и материалов для опытно-экспериментальной деятельности: тара, реактивы, образцы, коллекции природных материалов, бумаги, тканей, фольги, магниты металлические предметы, лупы, микроскоп, бинокль; безопасные красители и др.
Программно-методическое: Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.; Куликовская И.Э. Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М – 2011 г.; Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М.: Мозаика-Синтез, 2005;Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5–7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс-XXI век, 2005.

Диагностический и методический инструментарий для оценки результатов проекта:
Для организации взаимодействия с родителями воспитанников в реализации проекта используются:
-Метод «SWOT -анализ». Цель выявление проблем по организации следующих видов детской деятельности в домашних условиях: познавательно-исследовательской, чтения художественной литературы);
-Метод «Мозговая атака». Цель: подбор игр и игровых ситуаций для эффективного взаимодействия родителей и детей в ходе реализации проекта);
- Анкетирование «Сказки дома». Цель: выявление литературных предпочтений детей и родителей и умений анализировать сказки.
Для оценки результата работы с детьми по реализации проекта на подготовительном и заключительном этапах были определены показатели и подобраны диагностические методики:
-Методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохорова. Цель: выявление места детской деятельности в предпочтениях детей.
-Анкета «Изучение познавательных интересов» В.С. Юркевича. Цель: оценка изучения уровня развития любознательности, познавательной активности на основе наблюдений за поведением детей в естественной обстановке и бесед с родителями.
Планируемые или полученные результаты
Ожидаемые результаты проекта:
у детей: сформируются представления о различных приемах добывания информации в ходе собственного исследовательского поиска;смогут применять полученные знания при решении проблемных ситуаций; сформируются доброжелательное отношение к сказочным героям и стремление оказывать помощь попавшим в трудную ситуацию.
у родителей: увеличится количество семей, активно участвующих в образовательном процессе;повысится уровень педагогической компетентности по познавательно-исследовательской деятельности.
Достигнутые образовательные результаты:
На подготовительном этапе с родителями в ходе совместной деятельности использовали метод «SWOT -анализ», в ходе которого определялись сильные и слабые стороны, возможности и препятствия. Слабые стороны – не желание организации детской деятельности (45%) и недостаточность знаний родителей в данных направлениях (72%), сильные стороны – разнообразие современных материалов (56%), разностороннее развитие ребенка (67%)
С целью подбора игр и игровых ситуаций для эффективного взаимодействия родителей и детей использовали метод «Мозговая атака». Родители в свободной форме высказывали свое мнение, что использование современных игр – очень хорошая, оригинальная идея; не всякую сказку можно решить при помощи игр-экспериментов – не решаемая идея.
На заключительном этапе результаты анкеты «Сказки дома» с целью выявления литературных предпочтений детей и родителей и умений анализировать сказки показали следующие результаты: 72% родителей покупают сказки, 63% - читают сказки, 56% - родителей совместно с детьми анализируют сказки, используя разные виды детской деятельности.
Мониторинг по методикам был проведен в начале и конце работы по проекту.
Методика «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой. Отмечены положительные изменения в количестве детей, предпочитающих данные виды деятельности: интерес к чтению книг увеличился на 50%, к экспериментированию на 40%.
Для оценки изучения уровня развития любознательности, познавательной активности проведено анкетирование «Изучение познавательных интересов» В.С.Юркевича. Результаты в начале реализации проекта показали следующие результаты: 10% детей – познавательная потребность выражена сильно, 75% детей – познавательная потребность выражена умеренно, 15% детей – познавательная потребность выражена слабо. На заключительном этапе увеличилось число детей с сильно выраженной познавательной потребностью (45%), отсутствуют дети, у которых познавательная потребность выражена слабо.
По результатам мониторинга у дошкольников на подготовительной этапе были следующие результаты: дети частично знают сказки, большинство детей не могут самостоятельно проанализировать и найти выход из проблемной ситуации.
На заключительном этапе были выявлены следующие результаты: 70% детей могут самостоятельно найти выход из проблемной ситуации, 55% детей собрать сказку со «счастливым концом».
Видеоролик с рассказом о проекте