Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1455
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
Социализация детей с расстройством аутистического спектра в детском саду.
Целевая группа
Дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет, имеющие диагноз расстройства аутистического спектра, дети имеющие искаженное психическое развитие, при которым страдают навыки социально-бытового общения. Родители детей, имеющих диагноз РАС.
Содержание проекта
Реализация проекта предполагает несколько этапов работы:
I этап – первичная диагностика.
II этап – установление руководящего контроля взрослого.
III этап –основной (формирующий).
IV - заключительный (контрольный).
Основной этап предполагает работу в соответствии с индивидуальной образовательной программой. На данном этапе проводятся индивидуальные занятия со специалистами ДОУ и создание педагогами в группе определенных условий. Главная задача образовательного процесса в рамках инклюзивного подхода – не просто дать знания в какой-либо образовательной области, выполнив требования образовательной программы, а подготовить отдельно взятого ребенка к усвоению этих знаний, развить его потенциальные возможности и способности на фоне исправления (коррекции) выявленных отклонений. При организации образовательной деятельности в группе педагоги учитывают диагноз ребенка, его группу здоровья, уровень двигательной активности и т.д.
Срок реализация проекта несколько лет, время пребывания ребенка в детском саду. Два раза в год предусмотрена диагностика, с целью изучения динамики развития ребенка. По результатам диагностики корректируется индивидуальная программа, определяются цели, зоны ближайшего развития.
Для успешной социализации ребенка с РАС психолого-педагогическое сопровождение должно быть комплексным. Все специалисты сопровождающие ребенка должны работать в одном направлении и поддерживать одни и те же требования.Такие же требования должны поддерживаться в семье. Те навыки , которым обучается ребенок на индивидуальных занятиях должны закрепляться в режимных моментах в группе и в домашней обстановке.
Условия реализации проекта
Проект реализуется в рамках дошкольного образовательного учреждения в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Во время нахождения ребенка в группе его сопровождает тьютор. Для успешной адаптации ребенка с РАС помогает создание устойчивого адекватного стереотипа поведения внутри группы. Занятия должны проводиться в одно и то же время, в одном и том же помещении. Структура занятий должна быть одинаковой. Психологический механизм занятий в инклюзивной группе заключается в вовлечении ребенка в трудовую деятельность. Важно приучать наводить порядок, расставлять игрушки в шкафчиках, поощрять взаимодействие со сверстниками. В процессе повседневной жизни в группе с ребенком отрабатываются и закрепляются те навыки, которые освоены на индивидуальных занятиях. Для развития коммуникативных навыков проводятся групповые занятия, на которых присутствует ребенок с РАС в сопровождении тьютора.
Для специалистов, работающих с ребенком желательно обучение методам прикладного анализа поведения, телесно-ориентированной терапии, сенсорной интеграции, а так же знание психологических особенностей детей с РАС. Обязательно обучение родителей методам прикладного анализа поведения.
• Программно-методическое обеспечение
• Программное обеспечение
1. Оценка уровня индивидуального развития
2. Наблюдение
3. Мониторинг в детском саду. Авт. кол-ва: Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. и др.
Психологическая диагностика
1. Анкетирование и беседа с родителями (сбор анамнестических сведений)
2. Наблюдение
3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А.
4.Комплексная диагностика детей дошкольного возраста. Борисенко М.Т., Лукина М.А
5. Методика Vb-MAPP
Логопедическая диагностика
1. Анкетирование и беседа с родителями (сбор анамнестических сведений)
2. Наблюдение
• Методическое обеспечение психологического сопровождения
(основные методики и технологии)
1 Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ЗПР
Основной базой рабочей программы является:
- Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Т. Шевченко.
- «Система работы с дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения», под ред.Т.Г.Неретиной.
- «Система профилактической работы с детьми над познавательными психическими процессами по программам развития Е.А. Алябьевой, Айдаралиевой Б.Ж., Степановой С.С., Васильевой Н.Н., Барановой Ф.Ю, Зиминой Л.В.»
Планируемые или полученные результаты
Планируемые результаты:
-соответствие уровня психического развития возрасту;
- соответствие речевого развития возрасту;
-полная социализация ребенка и интеграция в среду сверстников;
- готовность к обучению в школе.
Полученные результаты:
-частичная интеграция в среду сверстников;
- снижение стереотипности и ригидности поведения;
- устранение нежелательных форм поведения;
- сформированность навыков самообслуживания;
- частичная сформированность коммуникативных навыков.
Два раза в год предусмотрена диагностика, с целью изучения динамики развития ребенка.Ребенок с расстройством аутистического спектра проходит оценку базовых умений и навыков по методике Vb-MAPP, в основе которой лежат принципы анализа поведения и концепция вербального поведения Б.Ф. Скиннера. А так же психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Стребелева Е.А.
Методика Vb-MAPP состоит из 25 категорий навыков (например, базовые навыки имитации или более сложные навыки взаимодействия). Тестирование показывает уровень развития навыков ребенка, выявляет сильные и слабые стороны и позволяет на этой основе расширить их. Результаты тестирования используются для составления индивидуальной коррекционно-образовательной программы.
По результатам диагностики корректируется индивидуальная программа, определяются цели, зоны ближайшего развития.
Видеоролик с рассказом о проекте