Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1453
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
«Территория счастливого детства – Музейно – педагогическое пространство дошкольной образовательной организации в гражданско-патриотическом воспитания старших дошкольников в условиях ФГОС»
Целевая группа
Проект гармонично интегрирован в образовательную программу. Образовательное пространство музея, как часть социокультурного пространства, объединяя элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, является средством формирования культурного опыта личности. В основе реализации примерной основной образовательной программы лежит культурно-исторический и системно ¬ деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:
1.Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и старшего дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
2.Индивидуализацию дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4.Поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
5.Партнерство с семьей;
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8.Возрастную адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9.Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
10.Обеспечение преемственности дошкольного общего и начального общего образования.
Таким образом, целевая группа для реализации проекта – это обучающиеся детского сада ( в т.ч. дети с ОВЗ), их семьи, педагоги учреждения, работники образования и культуры других учреждений, социальные партнеры.
Содержание проекта
Музейно–педагогическое пространство является уникальным средством для решения многих воспитательных и образовательных проблем: изучение истории своего города, края, страны, возрождение и развитие нравственных ценностей, развитие патриотических чувств. Музей активизирует познавательную и речевую активность у обучающихся, побуждает их к действию, к творчеству. Музей детского сада представляет собой интегрированную информационную образовательную среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся, воспитанников, сочетающие традиционные и инновационные формы и способы взаимоотношений с детьми их родителями и социумом. Современные музейно-педагогические формы работы призваны решить следующие задачи проекта:
­ разработать модель музейно-образовательного информационного пространства в качестве дополнительного средства к основным мерам реализации ФГОС, способствующим гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников в ДОУ;соотнести и скорректировать модель музейно-образовательного информационного пространства с основными мерами реализации ФГОС ДОУ;разработать и апробировать механизм реализации модели музейно-педагогического пространства, способствующего гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников ДОУ в условиях реализации ФГОС;проверить эффективность музейно-образовательной модели, способствующей гражданско-патриотическому воспитанию старших дошкольников ДОУ в условиях реализации ФГОС;усовершенствовать традиционные и использовать инновационные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию, посредством включения музея ДОУ в единое музейное пространство.
Темы, которые изучаются в музейном пространстве зачастую напрямую затрагивают семейные ценности и понятие «культура семьи», а это еще одна ниточка к возрождению «института семьи», возможность приобщить родителей к культуре и семейным ценностям.
Проект реализуется в самых различных формах и форматах:
- для обучающихся:
занятия с обучающимися: интерактивные , индивидуальные, групповые, развлечения, игры (экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; экскурсии; беседы; вечера-досуги и т.д.
- для родителей, социальных партнеров и педагогов:
Семинары (практические и теоретический) -, интерактивные площадки., консультационные); конференции; практикумы; тренинги; кружковая работа.
Проект – долгосрочный 2016-2019 год. Апробируя созданную систему работы музейного образовательного пространства, детский сад имеет огромный потенциал для других проектов.
Порядок, формы и периодичность проекта определяются с учетом реализации образовательной программы, в соответствии с календарно-тематическим учебным планом детского сада.
Проект не является отдельной методикой, напротив, используя в образовательном процессе музейную технологию, педагог успешно интегрирует её во все методики обучения, воспитания и трансляции накопленного опыта.
Условия реализации проекта
Музейно-образовательное пространство музея ДОУ включает в себя:
базы данных фондов музея, описание музейных предметов;
• Библиотеку на основе фондов музея;
• коллекции аудио- и видео записей;
• коллекции фотографий;
• экспозиции, выставки;
• коллекции презентаций по материалам музея;
• сайт музея (виртуальный музей);
тематическое включение в экспозиции виртуального музея ДОУ элементов виртуальных экспозиций местного этнографического музея, Костромского историко-архитектурного и художественного музея, государственного Русского музея (СПБ).
Для создания такого проекта, как минимум, необходимо два помещения. В нашем детском саду имеются 2 музейные комнаты, они расположены рядом с физкультурным и тренажёрным залами и составляют единое музейное пространство. Помещения музейных комнат были воссозданы педагогами и родителями из нежилых помещений ДОУ. В данный момент детский сад посещает 265 детей.
Общая площадь сада: 2463,1 квадратных метра. Площадь музейных комнат: 10,6 квадратных метра – музейная комната «Русская изба», 14,5 квадратных метра - музейная комната со сменными экспонатами. Кроме того, необходимы комнаты –хранилища музейных экспонатов, где будет поддерживаться температурный режим и определенная влажность. В нашем детском саду - это две комнаты 5, 2 кв.м. и 4,8 кв.м., которые оборудованы стеллажами и шкафами. Все коробки имеют инвентарный номер и дату инвентаризации. Особо ценные экспонаты хранятся в шкафах под замком. Хранилище контролирует ответственный по приказу заведующего работник, который отвечает за сохранность, внешний вид и условия хранения экспонатов. Для транспортировки наших экспонатов на городские вставки или для участия в конкурсах составляется сопроводительное письмо с описью и описанием отдаваемых экспонатов и прикрепляется ответственное лицо.
Организованная творческая группа детского сада построила работу в музейных комнатах по четырём темам:
1.О родном городе, крае.
2. Известные люди города, края
3. Ознакомление с искусством.
4.Народная культура и быт, семейные традиции
Организация работы музея: Руководитель музея, рабочая группа педагогов в составе 8 человек, родители, хозяйка музея способствует организации выставок,следит за проведением экскурсий с детьми и родителями, подключает педагогов . Организовают работу с краеведческим музеем города, с библиотекой,школой.
Учет и хранение предметов в фондах музея: предметы культуры и быта людей прошлого времени хранится в этой комнате «Русская изба», здесь всё является экспонатами и имеет свой инвентарный номер. Вторая комната, где есть столы, полки, кубы и стены.
Планируемые или полученные результаты
1. Повышение уровня музейной культуры старших дошкольников, их коммуникативных умений и социальной компетентности личности, расширение знаний детей об истории и культуре родного города, родной страны.
2. Создание нормативной и документальной базы с целью присвоения музейным комнатам ДОУ статуса музея детского сада, как культурного центра нашего микрорайона – статус присвоен 20.12.2017 г.
3. Систематизация во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса: (детей, воспитателей, специалистов, библиотекаря, музейного педагога, родителей) в решении образовательных задач.
4. Создание развивающего, культуросообразного музейного пространства в ДОУ, его обогащение событийно – образующими элементами, активизирующими деятельность ребёнка (образовательные проекты, акции, внедрение технологий активного обучения, дистанционных форм образовательного процесса).
5. Создание модели взаимодействия в едином музейном пространстве ДОУ, краеведческого музея, Костромской историко – архитектурный музея , музеев школ города, дома ремесел и других организаций образования и культуры, находящихся как в переделах нашего города, так и за его пределами;
6. Переориентация образовательного процесса в ДОУ на увеличение количества форм организации совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей в соответствии с нормами и приоритетами, отражёнными во ФГОС.
Ежегодный мониторинг освоения обучающимися образовательных областей показывает положительные результаты к концу учебного года по повышению уровня компетенции у детей пяти образовательных областей. Музейная технология в образовательном процессе особенно эффективно помогает достичь высоких результатов в таких областях, как познавательное, речевое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Только в 2017 году нашим коллективом проведены мероприятия:
- утверждена и проходит апробацию авторская образовательная программа по гражданско – патриотическому воспитанию: «Воспитание маленького гражданина» с детьми старшего и подготовительного возраста;
- создан пакет нормативно – правовых документов по музею детского сада; НООД по программе «Истоки и воспитание на социокультурном опыте» проводится с использованием музейной среды ДОУ, с ст. группой и логопедической группой (ОВЗ группой для детей с тяжелыми нарушениями речи);
-проведена работа по повышению педагогической компетенции воспитателей:
-проведены практические консультации для молодых и вновь пришедших педагогов по темам: «Музейная педагогика, как инновационная технология», «Активные методы и формы работы по программе «Истоки»;
-проведён семинар для педагогов ДОУ по теме: «Использование сетевых ресурсов в работе по изучению города, края у детей подготовительного к школе возраста»
-В рамках межрегионального конкурса музейных занятий «За страницами учебника» в музее ДОУ проведено интегрированное занятие с детьми 6 – 7 лет в музейной среде ДОУ по теме: «История возникновения лампочки», где наш детский сад стал победителем.
Видеоролик с рассказом о проекте