Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1382
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Вовлечение семьи в дошкольное образование и приобщение к народным традициям и обрядам.
Название проекта
"Семейные обрядовые истории "Кукла в славянском семейном обряде"".
Целевая группа
Представленный проект направлен на работу с детьми в возрасте 5-7 лет (девочки) и их родителями (мамы).
Содержание проекта
Цель проекта: пробудить интерес к народным традициям и обрядам; восстановить и передать умение создания куклы-мотанки; сделать её, а также исследовать связь обрядовых практик (песни, игры, фольклор).
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
Познавательные: познакомить с традицией славянской семьи – изготовлением куклы; овладение технологией её изготовления.
Обучающие: способствовать формированию представления о технологии изготовления куклы; знакомство с многообразием традиционных славянских обрядовых кукол; ознакомление с техникой изготовления куклы; учить через игру выражать свои чувства.
Развивающие: способствовать развитию творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа и семьи; мелкой моторики рук, чувства цвета, пропорций; эстетического вкуса; навыков работы с различными материалами.
Воспитывающие: приобщать дошкольников к славянским традициям, передаваемых из поколения в поколение.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая и познавательная.
Сроки реализации проекта: один учебный год.
Занятия проводятся 2 раза в месяц по 50 минут в форме семейных обрядовых историй.
Почему? Хотелось не просто сделать тряпичную куклу-мотанку, а помочь ребёнку через куклы осознать родовые связи, этапы и вехи человеческого пути. Куклами занимаются многие, но куклы ручной работы – особенные. Потому, как только такая кукла имеет магическую способность переносить в древность, осознавать жизнь и смерть в их таинственной роли, понимать преемственность в череде жизненных времен и уметь их выражать в рукотворном изделии. Мне хотелось, чтобы, знакомясь с куклой, участники встреч открывали для себя смыслы тех глубинных отношений, которые привязывают человека к своему роду. Поэтому встречи выстраиваются как семейные истории, которые шаг за шагом проводят участников в создании славянской обрядовой куклы по различным этапам жизненного пути. Истории органично вписываются в старославянский быт и обряды: пение, игры, хороводы.
Особенностью проводимых встреч является способ их организации: занятия проводятся с детско-родительскими парами (мать и дочь). Почему? - Нужно признать, что современный ребёнок развивается в отдалении от понимания жизненных реалий, не осознавая, что человек в своей жизни может быть разным: девочкой, девушкой, матерью, бабушкой. Именно кукольная обрядовость в славянской культуре обеспечивала связь между поколениями женщин, служила только понятным для них языком общения. Обрядовая славянская кукла как символическое зеркало связывает мать и дочь в единую цепочку жизненного развития, объединяя их в родовой целостности.
Встреча строится из следующих этапов: организационная часть, основная часть, практическая, рефлексия; создаётся одна кукла.
Применяются следующие методики: погружение – погружение в русскую обрядовость; художественно-эстетические (пение, хоровод); творческо-прикладные (создание куклы); познавательные – изучение символики куклы в русских обрядах.
Условия реализации проекта
Необходимые компетенции для реализации проекта:
Какие специалисты ее реализуют? - Проект может реализовать педагог-психолог, владеющий техникой изготовления славянской тряпичной куклы-мотанки.
Педагогу, реализующему проект, необходимо умение организовывать занятия в разновозрастной и детско-родительской группе. Поэтому важно, чтобы каждый участник встречи почувствовал себя творцом "кукольной жизни", сумел через куклу передать свои переживания.
Реализация проекта требует разносторонних умений педагога: умение организовать доверительное общение, мотивировать на творческое самовыражение, воплощать свои идеи в простых атрибутах быта. Дополнительной компетентностью для педагога является знание славянского фольклора, песен, игр, загадок, гаданий.
При проведении встреч возникает терапевтический эффект погружения в семейную историю, осознание себя частью семейного дерева.
Оборудование и инструментарий: разноцветные лоскуты ткани, ленты, тесьма, кружево, бисер, бусины, катушка крепких ниток для соединения деталей куклы, наполнитель по желанию, ветошь, мулине и пакля для волос.
Основные требования к помещению: подойдёт любое помещение, где можно расположиться на полу на ковре или за большим столом.
Планируемые или полученные результаты
Занятия строятся из 17 встреч, каждая из которых посвящена отдельной обрядовой истории семьи.
Есть куклы, которые относятся к жизненным циклам, который включает в себя важнейшие этапы в жизни человека: рождение, взросление, создание семьи, рождение и воспитание своих детей, уход к предкам. Также мамы с дочками создают обрядовые куклы, связанные с сезонными изменениями в природе, календарными праздниками и т.д. И для каждого ключевого этапа или события этих циклов существовала своя обрядовая кукла, а чаще всего и не одна. Она становилась посредником между человеком и невидимыми силами природы.
Вот и у нас каждая семейная обрядовая история посвящена определенному событию в жизни человека, например,
1. "Рождение. Кукла Пеленашка" (оберегала ребёнка с момента его рождения от злых духов, болезни и других напастей, помогала успокоиться, уснуть).
2. "Девочка. Кукла На счастье" (оберегала и помогала в делах, в поиске своего предназначения, счастья).
3. "Создание семьи. Кукла Неразлучники" (мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было).
4. "Взросление и воспитание своих детей. Кукла Семья" (кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу. Считалось, что большое количество деток ведёт к процветанию рода и достатку в доме).
5. "Мама и дети. Кукла Зерновушка" (куклу делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети).
Таких семейных обрядовых историй планируется 17.
Проект находится в стадии непосредственной реализации. В детском саду регулярно проводятся встречи. На каждом занятии мамы и дочки делают новую тряпичную куклу-мотанку, открывая для себя в обряде создания куклы новый жизненный этап, семейную историю. Между мамой и дочкой выстраиваются теплые доверительные отношения. Возникающие споры и противоречия решаются конструктивно. Создаваемая кукла обеспечивает удовлетворение, ощущение удовольствия от процесса совместного труда. Состояние эмоционального переживания усиливается за счёт музыки, драматизации, включения славянских обрядов в канву семейных встреч.
Из простых лоскутков рождается образ, полный энергии любви и доброжелательности, приносящий в дом благополучие и радость! Также необходимо отметить психотерапевтических эффект встреч - высказывания родителей: "Я, перед тем, как идти на встречу, в Интернете посмотрела, что такое куклы-мотанки. Меня это очень заинтересовало, поэтому пришла с дочкой. Мне всё понравилось; у меня не было времени обратиться к Интернету, но я давно хотела сделать куклу своими руками. Спасибо, Вам, что организовываете такие встречи. Я хочу прийти снова и снова; не знаю, мне было сложно делать куклу. Она у меня не получалась. Хорошо, что девчонки помогали вспомнить, как пеленать младенца. Кукла получилась у меня длинная какая-то. Сразу она мне не понравилась, а потом дочка стала завязывать платочек и вроде бы ничего…"
Видеоролик с рассказом о проекте