Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1356
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Повышение мотивационной готовности к школьному обучению
Название проекта
« Мне скоро в школу»
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста, имеющие тяжелые нарушения речи и дети из общеобразовательной группы, не имеющие нарушение речи, их родители и педагоги, работающие на подготовительных группах.
Содержание проекта
В проекте описана система тренинговых занятий, с детьми и родителями.
Цель: предупредить возможные трудности адаптации к школе.
Задачи:
- повысить школьную мотивацию;
- развивать у ребенка осознание специфики позиции школьника;
- формировать адекватные представления о школьной жизни;
- выработать ситуативно-адекватные реакции на возможные затруднения в школе.

Занятия проходят ежегодно 2 раза в неделю, с октября по апрель. Является отдельной методикой.
Дети осмысливают информацию об устройстве школьной жизни, различии образов школьника и дошкольника, выполнения школьных правил, рассматриваются ситуации: знакомство, просьба , вопрос к взрослому или ребенку. Мы разыгрываем эпизоды:
а) если ты не расслышал, скажи: «Я не расслышал. Повторите, пожалуйста»;
б) если ты не понял, скажи: «Я не понимаю»;
в) если ты не знаешь, и хочешь подумать, скажи: «Сейчас я подумаю и отвечу».
Мы проигрываем речевые формулы вежливости (приветствие, прощание и т.д.). Новый содержательный элемент вводится по плану. Сначала ведущий разыгрывает с помощью игрушек историю, в которой демонстрируется проблемная ситуация и различные (и неконструктивные) способы ее разрешения. Содержание истории обсуждается, распределяются роли, дети разыгрывают ее сами или с помощью игрушек.
На занятии рассматриваются ситуации:
- как познакомиться с одноклассниками;
-как попросить ручку и т.п.;
- вопрос к взрослому или ребенку о том, как пройти в нужное место и т.п..
30 "лесных" сказок раскрывают 5 основных тем: адаптация к школе, отношение к вещам,отношение к урокам,школьные конфликты.Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам, им легче оценивать свои поступки, причины волнений через сказочные образы.В рамках реализации проекта проводятся экскурсии в школу.
Условия реализации проекта
Занятия проводит педагог-психолог. Специальное дополнительное обучение и оборудование для реализации проекта не требуется. С целью выявления мотивов учения ежегодно в начале учебного года в подготовительных группах провожу исследование мотивационной готовности к школе, используя диагностический инструментарий:
- "Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения" (предложенный авторами М.М. Семаго и Н.Я. Семаго);
- Беседа по выявлению сформированности "внутренней позиции школьника" (разработана Н.И. Гуткиной);
- Методика "Определение мотивов учения" (разработана М.Р. Гинзбургом).
Кроме того, диагностическим инструментом, выявляющим динамику в представлениях ребенка о школе, является сравнительный рисунок школьника и дошкольника, который проводится в начале и конце занятий.
Планируемые или полученные результаты
Ожидаемые результаты:
-развитие коммуникативных способностей;
-повышение мотивационной готовности к школьному обучению;
-сформированность "внутренней позиции ученика";
-возникновение эмоционально - положительного отношения к школе, расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе;
-облегчение периода адаптации к школе;
-уменьшение школьной тревожности.
Первичная диагностика мотивационной готовности к школьному обучению: сентябрь 2016 г.
Итоговая диагностика мотивационной готовности к школьному обучению : май 2017 г.

После проведения занятий отмечены следующие результаты:
97% детей хотят идти в школу;;
• у 74% детей учение привлекает как серьезная, значимая деятельность;
• 81% детей свободно объясняют смысл учения, то есть обнаруживают высокую степень осознания мотивационной сферы. Из отзывов учителей «Дети, которые приходят из ДОУ № 23 имеют хорошие знания о школе и школьной жизни, хорошо адаптируются к школе, с желанием учатся. Они быстро принимают школьные правила, более коммуникабельны, умеют общаться со сверстниками, не боятся отвечать у доски».
Видеоролик с рассказом о проекте