Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1327
Тематика
Игра
Название проекта
Формирование у дошкольников гражданской идентичности посредством авторских игр
Целевая группа
Авторские игры по формированию гражданской идентичности предназначены для детей дошкольного возраста 3-7 лет, поскольку предлагается несколько вариантов с разными уровнями сложности, которые расположены в алгоритмической последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Игры рекомендуется использовать в работе с детьми педагогам дошкольных образовательных учреждений и родителям воспитанников. Представленные игры можно использовать как средство диагностики и коррекционной работы по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО, поэтому их можно рекомендовать в работе с детьми узким специалистам, таким как логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Каждый из этих специалистов найдет для себя поле деятельности, используя данные игры в работе с детьми дошкольного возраста.
Нет жестких критериев включения в целевую группу или каких либо ограничений: данные игры доступны, хотя бы частично или выборочно, детям дошкольного возраста с учетом особенностей их индивидуального развития.
Нельзя выделить какую - то региональную специфику работы с выбранной целевой группой. Игры могут быть использованы в любом регионе нашей необъятной страны: достаточно знать русский язык, что бы интересно и с пользой провести время в игровой деятельности.
Содержание проекта
В последние годы среди педагогов все чаще звучит новое словосочетание – гражданская идентичность. Разные авторы немного по - разному дают толкование гражданской идентичности, но в целом они имеют один и тот же смысл.
Как человек, как личность, я считаю, что не достаточно иметь Российское гражданство. Надо знать и уважать традиции народа страны, в которой ты живешь. Надо помнить и чтить подвиги народа страны, в которой ты живешь. Надо не только гордиться природными богатствами, успехами и достижениями страны, в которой ты живешь, но и приумножать их.
Как педагог дошкольного образования, я знакомлю детей младшего и среднего дошкольного возраста с русской народной культурой, ее традициями, промыслами, фольклором. С этой целью разработана авторская игра «Красна девица, да добрый молодец». В ходе данной игры у дошкольников формируется позитивное отношение к традициям русской народной культуры через создание эмоционально-положительной основы для развития патриотических чувств и формирования гражданской идентичности. Данная игра способствует воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. В дидактической игре развиваются коммуникативные качества, творческие способности, умения самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры.
Для детей старшего дошкольного возраста разработана игра "Профессии военных". Данная игра знакомит детей с профессиями военных, военной техникой. Содержание игровых действий способствуют пониманию детьми значения военных профессий, назначения военной техники и различных механизмов в жизни людей, возможности их использования в различных сферах социальной жизни, развивает прогностическое мышление, воспитывает чувство гордости за Родину и ее защитников, что способствует формированию гражданской идентичности дошкольников.
Несмотря на то, что игры разные по содержанию, они хорошо дополняют друг друга и соединяют связь времен исторического наследия и современных достижений русского народа.
Игры не только успешно апробированы в ходе реализации образовательных проектов "Россия - щедрая душа", "Город -герой Волгоград", "Есть такая профессия - Родину защищать", но и позволили повысить эффективность образовательного процесса по формированию у дошкольников гражданской идентичности.
Игры целесообразно использовать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности дошкольников со взрослыми и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Таким образом, целью разработки и использование данных авторских игр в образовательном процессе является новый уровень в гражданско - патриотическом воспитании, а именно формирование у дошкольников гражданской идентичности. Это качество личности более сложное, глубокое и многогранное, чем было принято считать раньше, что соответствует требованиям ФГОС ДО и профессионального стандарта "Педагог".
Условия реализации проекта
Игры разработаны таким образом, что даже неопытный педагог и родители воспитанников могут использовать их в совместной игровой деятельности с детьми. Ход игры подробно описан, приведены примеры, к каждому варианту прилагается игровой материал.
Но если говорить о формировании у дошкольников гражданской идентичности посредством авторских игр, безусловно требуется специальное дополнительное повышение квалификации по данному вопросу, которое можно получить посещая конференции, семинары, методические объединения, возможно даже курсы данного направления.
Для организации игровой деятельности не требуется специального оборудования. Достаточно стола и посадочных мест для каждого игрока. А если учитывать, что дети любят играть на полу, достаточно постелить ковровое покрытие для сохранения физиологического здоровья детей.
Игры хороши тем, что имеют несколько вариантов, к ним прилагаются подборки лабиринтов, пословиц, поговорок, загадок, подвижных и хороводных игр, стихов и песен, что позволяет регулярно использовать игры в образовательном процессе, разнообразно организовывая игровую деятельность дошкольников.
Планируемые или полученные результаты
В настоящее время работаю с детьми старшей возрастной группы. Формирование у дошкольников гражданской идентичности посредством авторских игр в самом разгаре, но уже хочется отметить, что дети знают народные промыслы России, в ходе самостоятельной игровой деятельности напевают русские мотивы, на прогулке с охотой играют в народные подвижные и хороводные игры, с большим желанием изготавливают открытки для поздравления ветеранов ВОВ и горячо поздравляют их в праздничные дни 2 февраля и 9 мая.
И не смотря на то, что у нас выпускной праздник впереди и к целевым ориентирам нам стремится еще полтора года, уже есть положительные результаты: призовые места в экспозиции детско - родительских рисунков районного этапа городского праздника русской культуры "Душа России", благодарственное письмо от Ворошиловского Совета ветеранов за тесное сотрудничество и проведение совместных мероприятий.
Как отсроченный результат предполагается, что по окончанию дошкольного образования успешный воспитанник ДОУ перерастет в преуспевающего школьника, с активной жизненной позицией гражданина России в будущем.
Видеоролик с рассказом о проекте