Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1321
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
Границам вопреки
Целевая группа
- ребенок с ОВЗ;
- семья воспитанника с ОВЗ;
-детско-родительская группа, где пребывает ребенок с ОВЗ;
- администрация ДОО;
- специалисты: врач педиатр, тьютор, учитель-логопед, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагог-психолог, тренер по плаванию, тренер по тхеквандо, воспитатель.
Содержание проекта
В рамках проекта "Границам вопреки" основная деятельность направлена на реализацию инклюзивного подхода в образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья через комплексное сопровождение. Основной целью взаимодействия специалистов по обеспечению преемственности в работе с детьми с ОВЗ является создание эффективной системы, способствующей выравниванию стартовых возможностей ребёнка с ОВЗ реализации единой линии развития ребенка с ОВЗ на этапе дошкольного обучения.
Ведется работа, направленная на решение основных задач:
1. Адаптация и социализация ребенка с ОВЗ.
2. Освоение основной образовательной программы ДОУ.
3. Постепенное выравнивание стартовых возможностей ребенка с ОВЗ.
4. Формирование социальной успешности у ребенка с особенностями в физическом развитии.
5. Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках внедрения инклюзивного образования в ДОУ.
6. Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семьи и повышение уровня родительской компетентности в вопросах развития, обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
7. Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в познавательно-речевой, физической, социальной и эмоционально волевой сферах, сохранение здоровья воспитанника.
8. Содействие обеспечению специальных условий, активной среды.
Проект реализуется в формате ежедневной работы с ребенком в процессе образовательной деятельности, индивидуальной работы, в режимных моментах и свободной игровой деятельности.
Работа рассчитана на 4 года (комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ от 3 до 7 лет)
Представленный проект является основной частью разработанных специалистами индивидуальных маршрутов по линиям развития ребенка.
Условия реализации проекта
1. Необходимые компетенции для реализации проекта.
Работу реализуют специалисты ДОУ:
• Тьютор, специалист первой квалификационной категории.
• Педагог-психолог, специалист первой квалификационной категории.
• Учитель-логопед, специалист первой квалификационной категории.
• Инструктор по физкультуре, специалист первой квалификационной категории.
• Музыкальный руководитель, специалист первой квалификационной категории.
• Воспитатель, специалист первой квалификационной категории.
• Тренер по плаванию, специалист высшей квалификационной категории.
• Тренер по тхеквандо, специалист высшей квалификационной категории.
Все специалисты имеют высшее педагогическое профессиональное образование
В течении трех лет специалисты проходят курсы повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования.
2. Оборудование и инструментарий.
Для реализации проекта были созданы условия, направленные, прежде всего, на организацию доступности образовательного пространства ребенку с ОВЗ. С этой целью ребенка сопровождает тьютор, чтобы оказывать непосредственную помощь во время образовательного пространства, ведется взаимодействие работы всех специалистов, были закуплены компьютерные кресла, так, чтобы ребенок имел возможность работать за столом вместе с остальными детьми (с целью соблюдения санитарных норм, для мытья ног и, затем для перемещения ребенка, в туалете имеется отдельное кресло, с которого ребенка пересаживают в групповое, после туалетных процедур) . Отдельные требования к играм и пособиям, которые изготовлены из высококачественного материала, и удобны в использовании так, чтобы ребенок мог производить манипуляции ногами и развивать моторику ног. Полы в групповом помещении отапливаются, ребенок перемещается босиком, чтобы не было препятствий для свободной деятельности.
На начальном этапе при разработке индивидуальной адаптированнной программы мы использовали программы:
1. ООП ДОО, разработанная на основе программы «Истоки». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред.Л.А.Парамоновой. –М., 2014.
2. Программа обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Симонова Н.В. (Проект).
3. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. - СПб., 2006.
Программы позволяют построить систему коррекционно-развивающей работы. Предложенная система педагогического воздействия направлена на выравнивание двигательного, речевого и психофизиологического развития ребёнка с ОВЗ.
действий ребенка в различных видах деятельности.
Планируемые или полученные результаты
Ожидаемый результат:
1. Адаптация и социализация; выход ребенка с ОВЗ из состояния изолированности от общества.
2. Реализация конституционных прав ребёнка с ОВЗ на образование в соответствии с его возможностями
3. Получение им образования в соответствии с индивидуальными возможностями, освоение ООП ДО;
4. Реализация себя в обществе.
5. Повышение качества жизни.
6. Улучшение социально-экономического положения семьи ребенка с ОВЗ.
Два раза в год мониторинг проводят педагог-психолог и учитель-логопед.
Педагог-психолог в работе использует следующий диагностический и методический инструментарий:
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008. – 80 с.
Венгер Л.А. Психолог в детском саду: руководство для работы практического психолога. – М.: Исследовательский центр семьи и детства, 2003. – 260 с.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с.
Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
Учитель-логопед проводит диагностику по методике Е.А. Стребелевой «Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста».

Полученный результат на начальном этапе: полная адаптация ребенка за первый год пребывания в ДОО; освоение программы в соответствии с возрастными нормами с помощью совместной работы всех специалистов; начало освоения навыков самообслуживания, трудовых навыков (самостоятельно ест твердую пищу, кашу, пьет из бокала) Самостоятельно снимает легкую одежду, берет, по-возможности, необходимые предметы для занятий, выполняет манипуляции в процессе выполнения заданий, расстилает постель и т. д.; приобретены навыки общения со сверстниками и со взрослыми (начал обращаться за помощью). Ребенок активно участвует в конкурсах различного уровня, добивается результатов:
Всероссийский творческий конкурс «Осенняя палитра» - 2 место;
Лауреат I степени III городского конкурса детского рисунка «Город, в котором я живу»
Победитель городского конкурса рисунков «Путешествие в страну Мультландию» - 1 место;
I международный конкурс «Любимые сказки» - 1 место;
Всероссийский творческий конкурс «Мир, в котором Я – живу!» - номинация «Я люблю спорт»
Победитель всероссийского конкурса детского рисунка «Вернисаж маминых улыбок» - 3 место
Победитель городского конкурса рисунков «Сказка ложь, да в ней намек» - номинация «Приз зрительских симпатий»; 1 место в онлайн голосовании
Неоднократный участник городских соревнований по плаванию «Маленький дельфиненок»
Участник всероссийских соревнований по плаванию среди юниоров с ограниченными возможностями
Победитель городских соревнований по тхеквандо среди детей дошкольного возраста

Видеоролик с рассказом о проекте