Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1306
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
«500 карточек для автоматизации звуков в словах и для речевых игр»
Целевая группа
Пособие предназначено для использования логопедами и воспитателями на групповых и индивидуальных занятиях по развитию речи в дошкольных учреждениях с детьми 2-7лет, с детьми-логопатами, для использования учителями с целью развития связной речи школьников, для родителей с целью автоматизации звуков в домашних условиях. А также карточки пособия могут использоваться для большого количества речевых игр людям от 3 до 99 лет.
Ограничений по включению в целевую группу нет. Даже если человек не знает русского языка, он может начать учить слова-предметы с помощью этих карточек.
Региональной специфики нет, поэтому карточки могут использоваться в разных странах мира, как это и происходит уже сегодня.
Содержание проекта
Учебно-методическое пособие «500 карточек для автоматизации звуков в словах и для речевых игр» представляет собой набор двусторонних карточек. На одной стороне расположена картинка, а на другой — написано слово с выделенным звуком, который автоматизируется, и определение позиции этого звука в слове (начало, середина, конец).
Пособие предназначено для индивидуального использования в домашних условиях и на логопедических занятиях с детьми дошкольного (2-7 лет) и младшего школьного возраста для автоматизации в словах различных звуков (фонетическая сторона речи) и для развития фонематического слуха (фонематическое восприятие).
Эти два аспекта составляют фонетико-фонематическую компетенцию, предполагающую безупречное продуцирование звуков и развитое звуковосприятие – способность дифференцировать звуки родного языка, выделять и характеризовать фонемы.
Именно поэтому одна из основных задач логопедической работы с детьми дошкольного возраста – развитие фонетико-фонематической компетенции, без которой не может быть достигнута высокая результативность в освоении школьной программы.

Актуальность данного пособия обусловлена вызовом времени: с каждым годом всё большее количество дошкольников нуждается в помощи учителя-логопеда для развития всех сторон речи (словарь, грамматический строй, словообразование, звукопроизношение, связная речь, фонематический слух).
Задачи.
1. Развитие всех сторон речи (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь, фонематических слух) у детей-монолингвов, билингвов и полилингвов при их заинтересованности в обучении, так как учиться по карточкам интересно и весело.
2. Развитие творческих способностей и креативности.
3. Воспитание дружелюбия, взаимопомощи и лояльности в процессе игрового взаимодействия с карточками всех участников процесса, независимо от возраста.
4. Формирование «чувства» родного языка.
5. Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление) в играх с карточками.
6. Сплочение коллектива в процессе проведения командных игр.
Формат реализации проекта:
по субъектам — групповой и индивидуальный;
по целевому назначению — учебный, воспитательный;
по территории охвата — всероссийский, международный;
по сфере — социально-педагогический;
по предметной области — речевой;
по срокам — долговременный (рассчитан на столько лет, сколько у детей и взрослых будут сохраняться дефектные звуки!);
по степени новизны — инновационный.
Этот проект является отдельной методикой.
Условия реализации проекта
По данному проекту могут работать и специалисты (психологи, логопеды, дефектологи), и воспитатели, и учителя, и родители.
Особые условия, оборудование, материалы, обучение не требуются.
Само пособие является необходимым инструментом для учебной, коррекционной и игровой деятельности.
Планируемые или полученные результаты

Главный результат проекта — полная автоматизация у ребенка всех поставленных звуков в речи.
Когда логопед поставил ребенку звук, при использовании карточек (хотя бы 3 раза в неделю) данный звук автоматизируется в речи через 1–3 месяца. Конечно, если мы просто будем повторять нужные слова, звуки могут встать и без карточек, но с карточками это гораздо интереснее, веселее и легче, так как подобраны они специальным образом.
Пособие имеет ряд специфических особенностей, отличающих его от другой методической литературы:
1. Группы звуков для автоматизации идут в определенном порядке, соответствующем правильной последовательности их постановки: сначала свистящие звуки (с, сь, з, зь, ц); затем шипящие звуки (ш, ж, ч, щ); ротовые соноры (л, ль, р, рь) ставятся и автоматизируются параллельно с другими звуками.
2. Слова для автоматизации звуков специально подобраны таким образом, чтобы в них практически не встречались звуки из другой группы, которая на данном этапе может быть сложной для ребенка.
Например,
1) в словах для автоматизации свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц) нет шипящих (ш, ж, ч, щ) и ротовых соноров (л, ль, р, рь);
2) в словах для закрепления произношения шипящих звуков нет свистящих и ротовых соноров;
3) для автоматизации звуков л, ль предлагаются слова без свистящих, шипящих и ротовых соноров р, рь;
4) для отработки звуков р, рь слова подобраны без свистящих, шипящих и ротовых соноров л, ль.
3. В пособии представлены приемы, упражнения и игры для развития фонематического восприятия.
4. Предлагается материал для работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова (работа со слогами и словами).
В пособии предлагаются 20 типов слов в зависимости от их слоговой структуры. Последовательность отработки слов многократно апробирована нами на детях-логопатах. Исходя из результатов этой работы и собранной статистики (вычислялся коэффициент ошибок: отношение количества предложенных слов к количеству неправильных повторений), мы предложили отрабатывать слова в определенном порядке, представленном в методичке.
5. Материал для автоматизации звуков в словах расположен на отдельных страницах, поэтому его удобно копировать, чтобы раздавать родителям для повторения и закрепления с детьми дома.
Весь речевой материал, приведенный в данном пособии, использовался нами на логопедических занятиях в течение 22 лет и уже доказал свою эффективность в автоматизации звуков, развитии слухового восприятия и в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слов более чем на 1000 учениках.
Автор надеется, что учебно-методическое пособие «500 карточек для автоматизации звуков в словах и для речевых игр» поможет педагогам и родителям в формировании у дошкольников и младших школьников фонетико-фонематической компетенции, восстановлении слоговой структуры слов. Это окажет положительное влияние на успешность усвоения ими школьной программы и формирование красивой грамотной речи.

Видеоролик с рассказом о проекте