Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1298
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Волонтерство
Название проекта
ВРЕМЯ АКТИВНЫХ: Волонтерское движение - инновационный ресурс формирования ценностных ориентиров и социальной активности детей и взрослых
Целевая группа
Цель проекта «Время активных»: организация совместного детско-взрослого волонтерского движения и использование его как инструментария для воспитания социально-активной личности с активной жизненной позицией, творческим потенциалом, культурой природолюбия.
Проект направлен на работу с целевыми группами:
1. дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группы);
2. семьи воспитанников (родители, братья, сестры);
3. мобильные группы, на которые направлены мероприятия проекта (жители города).
В данном проекте главные – дети. Взрослые (педагоги, родители) – помощники и наставники. Формирование социокультурного опыта, желания активно участвовать в жизни страны, города, начинается с дошкольного возраста. В 5-7 лет ребенок проявляет интерес к общественным явлениям, человеческим отношениям, адекватно откликается на радостные и печальные события в ближайшем социуме. Проявляет сочувствие к людям, животным. Имеет представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные моральные понятия (например, жадность - щедрость, взаимовыручка - себялюбие). Эмоционально включается в дела семьи и детского сада. Обнаруживает самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость, ответственность в освоенных видах деятельности.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребёнка. Важнейшие из них: потребность в общении, потребность во внешних впечатлениях и потребность в движении.
Наиболее эффективным и современным подходом к организации образовательного процесса в детском саду является деятельностный подход, основы которого были заложены в психологии Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Ученые рассматривали личность как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Если родители, дети, педагоги будут совместно участвовать в какой-либо деятельности, руководствуясь общей целью и мотивами, то это будет способствовать не только развитию ребенка, но и налаживанию партнерских отношений детей и взрослых.
Проект «Время активных» предполагает включение семей воспитанников в волонтерскую деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт гласит: «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Необходимо заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в обучении и воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей, сделать родителей полноценными участниками образовательных отношений.
Волонтерское движение в детском саду - свободное объединение родителей, педагогов и детей для социально-экологической деятельности. Основано на добровольности. Ограничений для включения в целевую группу нет.
Инициирование мероприятий в рамках проекта происходит 2 путями: на основе инициатив педагогов и на основе инициатив семей воспитанников.
Содержание проекта
Основная деятельность в рамках проекта реализовывалась поэтапно:
1.Подготовительный этап.
- Мониторинг отношения родителей к волонтерской деятельности.
- Выбор названия волонтерского движения, разработка правил и стиля движения.
- Распределение прав и обязанностей.
2. Организационно-обучающий этап.
- Определение потребностей природы, общества, отдельных людей или групп населения в деятельности волонтеров. -
- Изготовление экипировки (галстуки, пилотки, накидки). Приобретение атрибутики, канцелярских принадлежностей).
- Проведение обучающих занятий с детьми и родителями («Кто такие волонтеры?», «Что такое акция?»), тренингов, решение проблемных ситуаций, беседы, мастер-класс «Как устанавливать контакт с людьми?».
3. Деятельностный этап.
Для добровольчества характерен смысловой подход, оно ориентируется на насущные проблемы общества. Поэтому и деятельность волонтерского движения «Божья коровка» ориентирована на социальную потребность ближайшего к детскому саду окружению.
Деятельность по реализации проекта включает 3 направления:
1) Гражданско-созидательное направление «Наш чистый и уютный город»: привлечение общественного внимания к проблемам города, чистоты и порядка в нем через акции, распространение информации, трудовую деятельность.
2) Экологическое направление «Мы охраняем природу»: привлечение общественного внимания к актуальным вопросам охраны живой природы путем личного участия в практической природоохранной деятельности и проведение совместных мероприятий с экологами.
3) Социально-нравственное направление «Помоги другому»: содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты путем личного участия в помощи тем, кто в ней нуждается.
Деятельность в рамках проекта направлена на решение следующих задач:
- создание условий для формирования ответственной, социально-активной личности с потребностью принимать активное участие в социальной и экологической деятельности;
- создание условий для практического приобретения детьми старшей и подготовительной группы опыта участия в волонтерской деятельности;
- привлечение не менее 25% семей воспитанников старшего дошкольного возраста в акции и трудовые десанты в интересах человека, природы, общества;
- налаживание партнерских отношений с семьями воспитанников и включение их в реализацию образовательной программы дошкольного образования через волонтерское движение;
-содействие популяризации в обществе и СМИ идей добровольчества для реализации потребности быть социально полезным членом общества, расширения возможности для самореализации и самосовершенствования подрастающего поколения.
Проект долгосрочный, был реализован в течение 2016-2017 уч.года. Затем результаты проекта перешли в операционную (постоянную деятельность). Акции проводятся совместно с семьями воспитанников.
Проект межгрупповой, отдельные мероприятия проводятся совместно двумя группами (флешмоб, праздник, фестиваль).
Представленный проект является отдельной методикой.
Условия реализации проекта
Необходимые компетенции участников для реализации проекта:
- социальная активность;
- вера в свои силы и возможности;
- чувствительность, эмпатийность (способность поставить себя на место другого, сопереживание ему, бережное отношение к внутреннему миру окружающих);
- коммуникативная компетентность,умение устанавливать контакт с людьми, способность к сотрудничеству;
- открытость к принятию других позиций и точек зрения;
- позитивная направленность на волонтерскую деятельность;
- самоорганизованность, способность к самоконтролю.
В реализации проекта приняли участие воспитатели 2 групп (педагоги высшей квалификационной категорией), старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Для реализации проекта педагогам было необходимо дополнительное обучение, которое осуществилось в рамках методической работы через семинары-практикумы и тренинги.
1 этап проведения акции – мотивирующий, стимулирование осознанного отношения к делу и действиям. Он проводится в форме решения проблемных ситуаций, бесед.
2 этап – основной, реализация сценария социальной акции. Это несколько последовательных мероприятий. Акция «Покормите птиц зимой»: создание эскизов (схем) кормушек, продуктивная деятельность по созданию кормушек, закрепление их на деревьях. Акция «Чистый город»: подготовка листовок-обращений к жителям города о раздельном сборе мусора, агитвстречи с жителями микрорайона, субботник. При проведении мероприятий акции на детях специальные элементы в одежде (накидки с эмблемой акции, галстуки, значки).
3 этап – заключительный, подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив.

Показателями результативности работы служит положительная динамика во взаимоотношениях между детьми, их доброжелательное отношение к другим людям, к окружающей действительности. Результаты отслеживались в естественных ситуациях посредством наблюдения. Инструментарий: Регистрация эпизодов (короткие описания конкретных случаев). Дневниковые заметки (записи впечатлений о волонтерской деятельности, которые определяют конкретные виды поведения). Портфолио славных дел (фото и видеоматериалы волонтерской деятельности). Интервью и беседы (разговоры о мыслях и делах).
Индикаторы оценки:
1.Число волонтеров по группам.
2.Число семей воспитанников, примкнувших к движению.
3. Число семей воспитанников, покинувших проект.
4.Количество мероприятий, проведенных в рамках проекта.
5.Число получателей помощи, выразивших благодарность
6.Виды выполняемых работ.
7.Виды детской деятельности (познавательно-исследовательская, продуктивная, трудовая).
8.Количество публикаций в СМИ о проекте.
19. Удовлетворенность педагогов от реализации проекта.
Показатели 1-4 – % от общего количества; 5-8 – количество; 9 - % от общего количества.
Диагностика наличия или отсутствия внутренней мотивации у членов команды проекта.
Оценка риска:
-Недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта.
- Отсутствие заинтересованности со стороны родителей.
Планируемые или полученные результаты
Волонтерское движение объединило активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.
Воспитанники детского сада приняли участие в акциях:
- в 3 экологических акциях: «Берегите лес» (посадка деревьев, создание питомника деревьев), «Покормите птиц зимой» (развешивание кормушек), «Не жги траву» (агитация жителей посредством плакатов, листовок);
- в 3 акциях, направленных на благоустройство города: «Чистый город» (уборка улиц, посадка цветов, встречи с жителями микрорайона на тему раздельного сбора мусора), «Только там народ богат, где энергию хранят» ( Вернисаж сотворчества детей и взрослых, участие в Часе Земли);
- в 3 социально-нравственных акциях «Серебряный возраст» (концерт с вручением подарков пенсионерам), «Добрые сердца» (совместный досуг с детьми-инвалидами), «Твори добро» (поездка в питомник для животных с подарками - кормом для зверят).

Опыт участия в волонтерской деятельности приобрели 56 воспитанников детского сада, 7 педагогов.
В волонтерскую деятельность привлечено 36 семей воспитанников детского сада, что составляет 33% от общего количества. 42 семьи приняли участие в решении ситуации «Как сделать город чистым и красивым?».
Были выявлены проблемы города взглядом разных членов семьи и определены, какие из них они могут решить. 30 семей внесли посильный вклад в улучшение облика Рузаевки. Было сделано много полезной работы: убран мусор, покошена трава, вырублен бурьян около домов, починены изгороди и скамейки.
Создано единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум».
Повысилась активность членов семей воспитанников и их заинтересованность в работе дошкольного учреждения.

По инициативе родителей воспитанников была организована акция «Живая память», посвященная Великой Победе Российского народа над фашизмом. Были организованы встречи с ветеранами и вручение поздравительных открыток.

По инициативе родителей в детском саду был проведен экологический фестиваль. В его рамках были организованы эко-лектории, мастер-классы и дизайн-показ экологической моды «Ожившие деревья».

Детский сад принял участие в акциях Гринпис и Союза охраны птиц России. За участие во всероссийской акции «Месяц леса» дошкольное учреждение и отдельные педагоги отмечены Благодарностью Гринпис России.

Опубликовано 4 статьи о деятельности учреждения в газетах «Куйбышевский железнодорожник», «Рузаевская газета».
Налажено деловое сотрудничество с экологами предприятий города Рузаевки, экологическим центром «Юнитэр», реабилитационным центром «Солнышко», Советом ветеранов железнодорожного транспорта.
Опыт работы детского сада по организации волонтерского движения был представлен на встрече с Главой Республики Мордовия В.Д. Волковым.
Видеоролик с рассказом о проекте