Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1277
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в развитии и коррекции речи детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта
Целевая группа
Проект направлен на взаимодействие учителя-логопеда и родителей в совместной работе по развитию всех компонентов речи детей с общим недоразвитие речи: фонетики, лексики, грамматики, связной речи, а так же подготовке к обучению грамоте. Данный проект реализуется в дошкольном учреждении в настоящее время. В мероприятиях, разработанных и проводимых учителем-логопедом в рамках проекта, принимают участие дети старших и подготовительных групп, посещающих коррекционные занятия учителя-логопеда в логопедическом пункте, а так же их родители.
Содержание проекта
В связи с увеличением в логопедическом пункте детей с общим недоразвитие речи до 90% в 2017-2018 уч.году, прошедших Территориальную ПМПК г. Иркутска, с отсутствием возможности проводить фронтальные занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, подготовке к обучению грамоте из-за специфики организации работы логопедического пункта, было принято решение разработать и реализовать проект по включению родителей, как полноправных участников образовательного процесса, в коррекционную деятельность по развитию речи детей.
Цель проекта: координация совместной образовательной деятельности учителя-логопеда и родителей по коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Данный проект реализуется в дошкольном учреждении в 2017-2018 уч. году и направлен на решение следующих задач:
•установить партнерские отношения с родителями детей, посещающих логопедический пункт;
•формировать активность родителей, потребность участвовать в речевом развитии своего ребенка;
•предоставить родителям возможность своевременно получать информацию о динамике речевого развития, методическую помощь по закреплению полученных на логопедических занятиях речевых навыков;
•пополнить сайт учреждения информационным, речевым, дидактическим материалом, направленным на развитие речи дошкольников.
•создать «Логотеку» и предоставить детям возможность пользоваться речевыми дидактические играми дома.
Работа с родителями условно проходит в двух направлениях: просветительно – информационном и практическом и подразумевает использование традиционных и инновационных форм работы с родителями. К инновационной форме работы относится использование возможностей сайта образовательного учреждения. На сайте через онлайн общение с учителем-логопедом, родители получают методическую и консультативную помощь. На странице учителя-логопеда размещен речевой и дидактический материал для закрепления звукопроизношения, расширения словарного запаса, формирования навыков словообразования, словоизменения. На сайте родители имеют возможность посмотреть видеоролики с участием их детей, увидеть динамику в речевом развитии. Родители организуют занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, по обучению детей элементам грамоты по рекомендациям логопеда, используя речевой материал, оформленный в виде детских презентаций. В ходе реализации проекта мы привлекли родителей к совместным творческим мероприятиям. Было создано речевое пособие "Этот трудный, но интересный звук "Л", на основе иллюстраций к стихотворениям, выполненным детьми совместно с родителями. На сайте детского учреждения прошла выставка детских иллюстраций к стихотворным текстам, подобранным родителями для автоматизации звука «Ш». В процессе проекта уже создана и регулярно пополняется речевыми пособиями, играми Логотека, которая дает возможность детям пользоваться играми дома. На заключительном этапе проекта будет использован новый формат совместного мероприятия с родителями - КВИЗ (клуб веселых интересующихся знающих детей).
Условия реализации проекта
Данный проект организован для развития и коррекции речи детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста, посещающих занятия учителя-логопеда в логопедическом пункте. Для успешного обучения ребенка в школе необходимо эффективно, с максимальными положительными результатами провести коррекционную работу над речью детей с общим недоразвитием речи, поэтому от учителя-логопеда требуется высокая квалификация, позволяющая в условиях логопедического пункта при большом количестве детей организовать работу. Так же необходимым условием реализации проекта и работы по развитию речи детей является умение учителя-логопеда правильно поставить задачи перед родителями, привлечь к участию в совместных творческих мероприятиях, повысить мотивацию. Для информационной поддержки проекта, сопровождения совместной коррекционной деятельности учителя-логопеда и родителей имеется сайт, на котором удобно и быстро можно найти нужную информацию, речевой материал. Речевой, дидактический и консультационный материал сайта регулярно пополняется, обновляется, поддерживает интерес у родителей и детей к совместной деятельности. Сайт образовательного учреждения востребован родителями. Для организации "Логотеки" приобретены речевые, дидактические игры и пособия, для свободного пользования детьми и родителями дома. Для закрепления речевых умений ребенка дома, учитель-логопед регулярно, 1 раз в неделю оформляет и пополняет речевым материалом индивидуальные Лэтбуки-папки. Это важная форма взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Никакая самая тщательная работа учителя-логопеда в логопедическом пункте не исключает необходимости проведения родителями домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. В ходе проекта форма оформления рекомендаций изменилась, от ведения традиционных тетрадей мы перешли к более удобным индивидуальным Лэтбукам. В Лэтбуки-папки в конце недели учитель-логопед вкладывает листы формата А4, с распечатанным на них речевым материалом, содержащими задания по закреплению звукопроизношения, по расширению словарного запаса, по звуковому анализу, развитию мелкой моторики. В процессе многолетней практики учителем-логопедом подобраны, самостоятельно разработаны домашние задания, позволяющие экономить рабочее время на оформление домашних рекомендаций. В настоящее время речевой и картинный материал распечатывается на черно-белом принтере. При реализации проекта будет приобретен цветной принтер. Красочный картинный материал позволит повысить интерес у детей к закреплению речевых навыков, выполнению письменных заданий. Для создания тематических видеороликов для размещения на видеоточках групп и сайте, необходим штатив, позволяющий учителю-логопеду делать качественную съемку, не прибегая к помощи и не отрывая от основной работы других специалистов. Данное оборудование будет приобретено в ходе работы над проектом.
Планируемые или полученные результаты
Реализация данного проекта за первое полугодие 2017-2018 учебного года уже показала положительные результаты в динамике речевого развития детей, в улучшении звукопроизношения, которые максимально будут достигнуты к концу учебного года. Проведенная диагностика звукопроизношения у детей подготовительных групп в декабре 2017 года показала, что у 84% - звуки поставлены и закреплены на уровне фразовой речи. В ходе проекта:
• Учитель-логопед выработал модель эффективного поведения, умение конструктивно проводить индивидуальные встречи, беседы с родителями, позволяющими мотивировать на совместную деятельность.
• Родители детей с общим недоразвитием речи стали активными участниками и помощниками учителя-логопеда и своих детей.
• Родители, применяя постоянно обновляемый речевой и дидактический материал на сайте образовательного учреждения, стали более методически грамотнее организовывать занятия с ребенком дома по закреплению речевых навыков.
• У родителей появилось желание помогать своему ребенку, они приняли участие в совместных мероприятиях в рамках проекта по созданию речевого пособия "Этот трудный, но интересный звук "Л", созданию выставки детских иллюстраций к стихотворениям по автоматизации звука "Ш".
• Родители видят и радуются успехам своего ребенка и всегда информированы с точки зрения вопросов его речевого развития благодаря сайту учреждения и организуемым индивидуальным встречам с учителем-логопедом.
• Благодаря использованию традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей, дети подготовительных групп допускают меньше грамматических ошибок, словарный запас заметно расширился, улучшилось звукопроизношение, а к концу учебного года все звуки у детей будут поставлены и автоматизированны.
• Сайт учреждения пополнился информационным, консультационным, дидактическим, речевым, игровым материалом, позволяющим освоить родителям отдельные методические приемы по развитию речи, организовать в интересной форме занятие с ребенком в домашних условиях. На сайте проводится онлайн общение между учителем-логопедом и родителями.
• Дети и родители активно пользуются речевыми пособиями, дидактическими играми "Лекотеки" в домашних условиях.
На заключительном этапе проекта будет проведено совместное мероприятие с родителями в новом формате - КВИЗ (клуб веселых интересующихся знающих детей).
Видеоролик с рассказом о проекте