Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1263
Тематика
Другое
Тематика (другое)
технология проектной деятельности в работе с дошкольниками
Название проекта
Технология проектной деятельности в работе с дошкольниками как механизм повышения качества образования
Целевая группа
Первичная целевая группа, на которых воздействует проект -это дети 3-7 лет групп общеразвивающей направленности. Вторичную целевую группу, составляют люди, которые имеют влияние на
первичную группу, от которых в той или иной степени может зависеть деятельность первичной группы. В нашем случае это родители воспитанников, воспитатели.
Проект будет полезен всем творчески работающим педагогам, которые хотят организовать проектную деятельность с дошкольниками 3-7 лет, в том числе детско-родительские проекты на новом качественном уровне (без профанации, с максимальным использованием потенциала данной деятельности на развитие личности ребенка).
Представленный материал является творческой доработкой и преобразованием технологии проектной деятельности. Под технологией проектной деятельности мы понимаем системную совокупность методов, приемов и средств обучения, применяемых в определенном порядке (на разных этапах работы) в рамках выполнения проекта.
Творческая доработка технологии представлена в виде модели организации проектной деятельности и включает в себя:
- подбор методических приемов для активизации деятельности детей в ходе организации различных структурных элементов проекта, осуществляемых с учетом специфики возрастных возможностей детей,
- раскрытие отличительных особенностей разных видов проектов, их тематики, вариантов использования в работе с детьми в рамках образовательных траекторий развития,
- выявление степени участия родителей в проекте,
- создание мониторинга эффективности проведенных проектов,
- разработку практических материалов (картотеки проектов, сценарев мероприятий по презентации проектов).
Содержание проекта
Представленный проект составляет отдельную технологию работы с детьми 3-5 лет и их родителями и рассматривается как механизм повышения качества образования по обеспечению необходимых условий для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
а) помогает организовать воспитателю оригинальные проекты, обеспечивая максимальный развивающий эффект в развитии личности ребенка (развитие творчества, самостоятельности, инициативы,умений самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы ...),
Б) помогает осуществить непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность посредством организации детско-родительских проектов, обеспечивая приобретение опыта продуктивного взаимодействия детей и их родителей,
В) помогает обеспечивать поддержку индивидуальности детей, имеющих способности и интерес к определенному виду деятельности посредством включения разных видов проектов в образовательные траектории развития детей в рамках индивидуализации образования ,
Данный проект не заменяет другие технологии и методы работы, а применяется с ними в комплексе. В ходе работы нами создана модель организации проектной деятельности, позволяющая конструировать оригинальные детско-родительские проекты по созданию нового продукта. Мотивом к конструированию разных видов детско-родительских проектов становится интерес ребенка к какой-либо деятельности. В проекте определены наиболее целесообразные проекты для детей в рамках образовательных траекторий. Так для детей, имеющих способности и интерес к изобразительной деятельности целесообразно организовать информационный проект по нахождению нового способа изображения и создания на его основе продукта детской деятельности ( например «Изделия-самоделки для кукол по мотивам промысла «Резьба и плетение по бересте»); исследовательский проект, в ходе которого будет проведен эксперимент с красками и карандашами и полученные знания будут использованы в создании продукта проекта (например, таблица получения цветов); творческий проект на создание картин, выполненных в придуманной ребенком технике (например «Возможно ли создать картины на песке с помощью шишек?).
Созданная нами модель поможет сконструировать степень участия родителей в проектах. Одни проекты: от идеи до воплощения, родители проводят в домашних условиях, осуществляя совместно с ребенком постановку проблемы, цели, задач, поиск информации и создание продукта. Результат проектной деятельности презентуется в детском саду воспитателем совместно с ребенком, или же родителем совместно с ребенком. В других проектах педагог совместно с детьми осуществляет проектирование, а родители дома помогают ребенку реализовать план или же создают продукт проекта по эскизам детей. В третьих проектах семьи принимают опосредованное участие в образовательной деятельности, создавая условия для нее. Выбор степени участия родителей в проекте зависит от их компетентности и желания.
Проектная деятельность с детьми проходит ежемесячно
Условия реализации проекта
Залогом эффективности представленного проекта являются следующие условия:
- большую роль здесь играют мотивация и уровень компетентности педагога , его умение выстроить творческую работу по законам проектной деятельности. Повышение профессиональной компетентности возможно через самообразование через приобретение "опыта творческой деятельности" и "проектной деятельности" .
- любой разработанный по данной модели проект для детей должен опираться на интересы ребенка, на его потребности. С этой целью очень важно наблюдать за детьми, выявлять к какой деятельности у ребенка есть особые интересы, в какой деятельности он проявляет свои способности, выявлять интересующие ребенка темы. Это становится мотивом к созданию проектов в рамках образовательных траекторий.
- для реализации проектов с детьми необходимо участие взрослых, в первую очередь родителей. Детско-родительские проекты позволяют совместно выполнять замысел, позволяют детям и родителям лучше понять друг друга и установить теплые отношения.
Планируемые или полученные результаты
Мониторинг эффективности проектной деятельности происходит через:
- педагогическое наблюдение за детьми и анализ фиксации результатов проведенных проектов в листе оценивания эффективности проектной деятельности,
- анализ портфолио детей.
Критериями эффективности являются: количественные изменения (охват детей, задействованных в проектной деятельности; охват родителей, участвующих в той или иной степени в детско-родительских проектах),
качественные изменения ( успешность реализации цели, замысла проекта; качество проектного продукта: развивающий эффект в развитии личности ребенка), которые оцениваются по представленным показателям в п.6 настоящей работы.
 Отмечено, что представленная технология является эффективным механизмом для реализации современных требований ФГОС ДО в рамках повышения качества образования.
1. Проект позволяет создать необходимые условия для развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО:
а) помогает организовать воспитателю оригинальные проекты, обеспечивая максимальный развивающий эффект в развитии личности ребенка. Об этом свидетельствуют результаты анализа листов оценивания эффективности проектной деятельности:
- Зафиксировано, что дети 3-7 лет с интересом включаются в организованные нами проекты. Охват детей, участвующих в проекте ежегодно составляет более 90- 95 %.
- Растет динамика проявлений самостоятельности детей в проектировании, в создании продукта проектной деятельности, в росте идей, которые высказывают дети.
- Отмечено, что дети способны создать новый проектный продукт, который можно использовать в практической деятельности (в ходе самостоятельной деятельности, при организации праздников и развлечений, в разных формах совместной образовательной деятельности)
- Намечается положительная динамика в проявлении творчества детей. Растет число интересных, оригинальных идей детей.
- Выяснено, что активность детей, независимо от возраста, наблюдается в течении всего проекта
- Отмечена динамика в количестве проявлений у детей сформированных умений самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы
Б) помогает осуществить непосредственное вовлечение родителей в образовательную
деятельность. Посредством организации детско-родительских проектов в рамках созданной нами модели родители активно включаются непосредственно в образовательную деятельность. Ежегодно более 80% родителей участвуют в проектной деятельности. В результате этого существенно изменяются отношения дошкольников с родителями, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия.
В) помогает обеспечивать индивидуализацию образования посредством включения разных видов проектов в образовательные траектории развития детей, имеющих способности и интерес к определенному виду деятельности ,
2. Отмечено, что созданные материалы по отслеживанию эффективности проведенных проектов стали востребованными при проведении независимой оценки качества по вопросу «результативность работы по современных образовательным технологиям»

Видеоролик с рассказом о проекте