Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1217
Тематика
Развитие коммуникативных способностей
Название проекта
Использование элементов хромотерапии в работе учителя-логопеда
Целевая группа
дети 4-7 лет, имеющие тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи). Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).
Содержание проекта
Дети с общим недоразвитием речи испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов. Четырехлетние малыши, поступающие в группы для детей с ТНР, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают их и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок, по выражению К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». В последнее время становится актуальным внедрять в образовательный процесс разнообразные здоровьесберегающие технологии. В деятельности учителя - логопеда они становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Помимо традиционных здоровьесберегающих компонентов большая роль отводится и нетрадиционным формам. К ним относится технология хромотерапии (цветотерапии), которая помогает разнообразить логопедические занятия и оптимизирует процесс коррекции речи. Данная технология может применяться на всех этапах работы:
- автоматизация и дифференциация звуков;
- совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие правильного дыхания.
В ходе реализации проекта у детей формируется правильное звукопроизношение, развивается мелкая и общая моторика, повышается интерес к занятиям, которые они воспринимают как игру, которая приучает их к усидчивости, внимательности, точному выполнению инструкций. Проект долгосрочный, рассчитан на три года. На каждом занятии (3 раза в неделю) используется данная технология. Данный проект предоставляется в совокупности с другими методиками коррекции и развития речи (для повышения эффективности деятельности).
Условия реализации проекта
проект реализует учитель-логопед и воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Специального обучения для реализации не требуется. Используется разнообразное цветное оборудование: цветной картон, разноцветные камушки марблс, разноцветные крышки, цветной песок, цветные прищепки, цветные платочки, шарфики, пособие чудо-парашют и др. Необходимый для работы диагностический и методический инструментарий:
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для логопедов. – М.: Гном-Пресс, 1999.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста: Пособие для логопедов. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999.
Планируемые или полученные результаты
При проведении диагностического обследования отмечается положительная динамика развития всех компонентов речевого развития: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексики, грамматического строя речи, связной речи. Диагностика проводится три раза в год: сентябрь, январь, май.
В 2015 году выпущено в школу 17 обучающихся из них: с хорошей речью – 14 (82%) детей, со значительным улучшением 3 (18%) ребенка;
В 2016 году выпущено в школу 17 обучающихся из них: с хорошей речью – 15 (88%) детей, со значительным улучшением – 2 (12%) ребенка;
В 2017 году – выпущено 20 детей из них: с хорошей речью – 17 (85%) детей, со значительным улучшением - 3 (15%) ребенка.
Дети принимают участие во всероссийских интеллектуальных турнирах способностей, занимая призовые места:
2014 год - "РостОК-UnikУм" Екатерина Кошак (2 место);
2015 год - "РостОК-SuperУм" Вероника Ширшова (1 место), Дергунова Вика (3 место);
2016 год - «РостОК – IntellektУМ»: Бражник Миша (3 место),Куклин Владик (3 место),Коробейников Данил (2 место)
Голубниченко Богдан (2 место), Лахаткина Соня (1 место), Ширшова Вероника (3 место), Абдрашитов Давид (2 место), Артеменко Полина (3 место), Ибрагимов Рустам (3 место),Дергунова Вика (1 место)
Результат позволяет нам сделать вывод, что применение разнообразных форм работы с детьми, отработанная, чётко спланированная деятельность даёт положительный результат, и позволяет нам делиться с коллегами новыми идеями. Что мы и делаем, участвуя в семинарах городского и регионального уровня, транслируя опыт в различных мероприятиях и изданиях.
Видеоролик с рассказом о проекте