Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1214
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Народная культура
Название проекта
Мини-музей тряпичной куклы и сказки "Тряпичное царство-государство""
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги
Содержание проекта
Проект реализован на базе МБДОУ Детский сад № 85 г. Орла, проекта был создан Мини-музей «Тряпичное царство-государство» в соответствии с основными целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Работа, проводимая в мини-музее, взаимосвязана с другими видами деятельности детей дошкольного возраста и осуществляется в соответствии с реализуемой в ДОУ образовательной программой.
Мини-музей ДОУ – это часть предметно-пространственной развивающей среды группы, в которой размещены тематические коллекции экспонатов, мини-библиотека русского народного творчества, методические материалы; это один из эффективных социальных институтов образовательно-культурного пространства, посредством которого воспитанники могут прикоснуться к разнообразным духовным, культурным, историческим ценностям человечества. Мини-музей позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения, развития и духовно-нравственного оздоровления воспитанников на основе создания педагогически целесообразно-организованной развивающей предметно-пространственной среды. Это среда – не только организация экскурсий, но и собирание, изучение, исследование музейных предметов, артефактов в процессе совместной деятельности детей и взрослых. Мини-музей комплектуется экспонатами при участии администрации ДОУ, воспитателей, родителей воспитанников и воспитанников.
Цели и задачи мини-музея:
Создание развивающей предметно пространственной образовательной среды ДОУ как средства формирования разносторонней развитой духовно-интеллектуальной личности воспитанников.Осуществление комплексного подхода к нравственно-патриотическомувоспитанию дошкольников, в целях знакомства с бытом, традициями, отдельными историческими моментами, фольклором, культурой народа родного края.Воспитание у детей интереса, уважения к истории, культуре, языкурусского народа.
Задачи: Формировать общее представление о культуре родного народа, об исторических ценностях, об истоках культурных традиций.Воспитывать любовь к своей Родине, к своей истории, к народным традициям.Воспитывать интерес к различным жанрам русского народного фольклора, декоративно-прикладному искусству, к рукоделию. Искать, собирать и создавать музейные экспозиции и экспонаты, в процессе совместной проектной, исследовательской деятельности детей, их родителей (законных представителей) и педагогов.
Создание мини-музея ДОУ является результатом творческой работы всех заинтересованных лиц (педагогов, родителей воспитанников).Основными формами и методами деятельности являются:Совместная деятельность педагогов с воспитанниками и их родителями;образовательная деятельность музея включает в себя разработку и проведение разнообразных образовательных форм деятельности с дошкольниками;информационно-аналитическая деятельность музея включает – оформление стендов, выставок различной тематики, создание видеофильмов;
При воспитательно-образовательной работе музейные предметы могут использоваться на экскурсиях, тематических занятиях, в консультациях, поисково-экспер., театр., муз. и игр. деят-ти.
Условия реализации проекта
Для успешной реализации проекта педагоги реализующие проект должны обладать рядом компетенций:
Когнитивные компетенции выражаются в способности к структурированию знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, в расширение накопленных знаний; в знании теоретических и практических аспектов в вопросах историко-культурного наследия, в знании о видах и классификациях тряпичных кукол ,в знании об истории возникновения тряпичной куклы, в знании фольклорного материала, в знании о народном художественном творчестве.
Деятельностные компетенции выражаются в умении ставить цели и задачи по приобщению детей к историко-культурному наследию Орловского края и по приобщению к народной художественной культуре, в способности анализировать процесс и результат освоение программы, во владении методикой организации и проведении воспитательной и образовательной деятельности, в умении организовать как групповую так индивидуальною работу с детьми, с учетом степени освоения программных задач каждым ребенком, в способности к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности; в готовности к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта..
Личностные компетенции выражаются в готовности к постоянному личностному и профессиональному росту, в осмыслении жизни, исторической подоплеки; в профессиональном развитии; в овладении культурой родного языка, в наличие рефлексивной культуры, в продуктивной деятельности по созданию образцов тряпичной куклы, в желании транслировать свой педагогический опыт, в желании принимать участие в различных фестивалях, конференциях, конкурсах профессионального мастерства и пр., в умении демонстрировать нематериальную культуру (песни, пляс, игры и пр.), в стремлении к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала).
Материально-техническое обеспечение должно соответствовать музейной педагоги: наличие выделенного места для создания музея, наличие стендов, витрин, наличие экспонатов, материалов для изготовления, методическая, публицистическая, науч.-исследовательская и художественная литература; картотека, альбом со схемами, пастор мини-музея с перечнем экспонатов; ИКТ оборудование.
Для мониторинга необходимы дидактические игры, тесты, творческие карты.
Планируемые или полученные результаты
Результатами проекта можно считать повышение уровня освоения задач по формированию знаний о народной культуре, фольклоре, тряпичной кукле. В ходе реализации проекта мы проводили мониторинг детской деятельности в рамках заданной темы. Детям предлагались разнообразные методики:«Методика выбора», цель - выявить уровень знаний у детей старшего дошкольного возраста о традиционной тряпичной кукле;«Метод индивидуальной беседы», цель - выявить представления детей о традиционной культуре и традиционной тряпичной кукле, «Метод творческих заданий», цель - выявить уровень умений детей отражать элементы традиционной культуры в практической деятельности и др.По итогам мониторинга мы сделали следующие выводы, что в целом дети имеют по всем категориям средний уровень знаний о народной культуре, о традициях и тряпичных кукла. В семьях, где поддерживается интересе к народным традициям, дети имеют более распространенную картину о прикладном искусстве, о видах рукоделия, некоторые дети хорошо ориентируются в названиях тряпичных кукол. В соответствии со своим психофизиологическим развитием, большинство детей использовали сформированные навыки и умения для создания выразительного образа, проявляли интерес при выполнении заданий. Многие дети способны анализировать поступки героев сказки, но вычленять нравственную основу произведения могут с помощью воспитателя, посредством наводящих вопросов, чаще всего дают односложные ответы по принципу «хорошо-плохо». По результатам анализа, мы сделали вывод, что необходимо вести активную работу по приобщению детей к народным традициям, формировать нравственные ценности на основе традиционной культуры, знакомить с традиционной тряпичной куклой, привлекать родителей к совместной воспитательно-образовательной деятельности, воспитывать в детях любовь к своей истории и традициям. Так же проводилось анкетирование родителей с целью выявления интереса всех членов семьи к историческому прошлому страны, города, семьи, традициям национальной культуры; выявления знаний о традиционной тряпичной кукле. Анкетирование родителей показало, что для большинства из них характерно положительное отношение к традициям, желание узнать больше. Большинство родителей обращают внимание на то, что основной проблемой в приобщении детей к народной культуре и традиции видят в малодоступности мест проведение народных праздников и в большой занятости родителей. Для успешной реализации проекта, мы составили план, включающий в себя следующие формы:знакомство с традиционной тряпичной куклой, знакомство с национальным костюмом, организация интерактивных экскурсий в мини-музее, знакомство с видами и жанрами фольклора, проведений досугов и праздников, чтение детям русских народных сказок. Формы организации образовательной деятельности:беседы, игровые ситуации, виртуальные экскурсии, интерактивные экскурсии, презентации, мастер-классы, творческая продуктивная деятельность и пр.Ведется активная работа в области информированности и привлечение родителей.





Видеоролик с рассказом о проекте