Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1153
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Формирование толерантности представителем разных национальностей
Название проекта
Многонациональная Россия
Целевая группа
детско-родительские группы
Содержание проекта
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Это позволяет назвать наше учреждение многонациональным. Поэтому для нашего педагогического коллектива важно не только формирование у дошкольников чувства гордости за свое национальное “Я”, но и ознакомление их с культурными традициями других народов, воспитание благожелательного отношения к людям других национальностей, чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.
Осознавая значимость данной проблемы, нами был разработан проект «Многонациональная Россия».
ИДЕЯ:
Воспитание детей старшего дошкольного возраста строится на принципах толерантного отношения к представителям различных национальностей, уважительного отношения к языку, культуре и истории различных народов в различных видах деятельности.
ЦЕЛЬ:
Формирование основ этнотолерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя. Формирование понимания детьми индивидуальности и чувства собственного достоинства, осознание того, что все люди разные, но у них много общего, все имеют равные права.
Основные задачи, решаемые внедрением проекта:
• Создать условия в ДОУ для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
• Организовать системную работу в ДОУ по формированию позитивного отношения к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ.
• Содействовать формированию толерантного поведения дошкольника, формированию активной позиции родителей и сотрудников по воспитанию и обучению детей на родном языке.
• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;
• Помочь каждому ребенку независимо от его национальности реализовать свое право на здоровье, на счастливую жизнь.
• Найти эффективные формы по взаимодействию ДОУ, родителей и социума в вопросах формирования толерантной культуры.
• Приобщить дошкольников к музейной культуре, познакомить с историей, обычаями, достопримечательностями родного края, посредством познавательных занятий в историческом музее.
Условия реализации проекта
Проектная деятельность для достижения поставленной цели выбрана не зря. Использование метода проектов с дошкольниками способствует развитию многих личностных качеств у детей: самостоятельности, креативности, инициативности, лидерства. Все перечисленные качества, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности ребёнка-дошкольника.
Проект позволил реализовать интегрированный подход как за счёт содержательного, так и операционного компонента. Интеграция разных областей и видов деятельности погружала воспитанников в поле культуры, способствовала формированию у них творческих начал и потребностей в высших духовных ценностях. Особенность данного проекта в том, в его реализации участвовали все возрастные группы детского сада и 60% родителей, в первую половину дня проходила презентация одной группы выбранной ими национальной культуры для приглашённых групп детского сада, во вторую половину дня мероприятие с участием родителей.
Таким образом, задача, в русле воспитания поликультурной компетентности детей и своеобразие проектной деятельности как формы, метода как технологии образовательного процесса имели многообразные точки соприкосновения и способствовала решению задач личностного развития воспитанников и педагогов детского сада.
В работе с детьми педагоги сделали акцент на воспитании, а не на образовании. Простой передачи знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно, решили педагоги. Воспитанникам в реализации проекта предоставлена возможность путем своего жизненного опыта открывать для себя сходство и различие с «другими».
К сожалению, сегодня издается недостаточно литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в деятельности по сплочению полиэтнического коллектива. Большинство наших педагогов интуитивно разрабатывали методы, направленные на работу с полиэтническим коллективом своих воспитанников. Эффективно использовались внешние ресурсы, так например, была организована встреча детей с сотрудниками «Музейного комплекса им. И.Я. Словцова на тему «Северная мозаика», выставка национальных татарских костюмов из музейного комплекса «Сибирские татары» с. Имбаево.
Воспитательная работа в поликультурном направлении должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована и последовательна на всех этапах.
Мероприятия на теоретическом этапе решали задачи по подготовке педагогов к ведению воспитательно-образовательной работы с детьми в поликультурном направлении и изучению нормативных документов, методик и форм работы с детьми. Практический этап включал в себя различные семинары-практикумы, мастер-классы, открытые мероприятия, обмен опытом. Главным содержанием в методической работе являлись вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей и культурного наследия народов. В рамках подготовки педагогов реализован системный подход к воспитанию. Использовались разнообразные формы организации методической работы с применением активных средств обучения.
Планируемые или полученные результаты
Согласно полученным диагностическим данным по изучению уровня развития этнотолерантности у детей 5-7 лет нашего детского сада:
Вызывает озабоченность и требует дополнительных совместных усилий педагогов и родителей:
• Ребенок называет русских как единственную национальность России, не всегда адекватно, упрощенно представляет этнический состав населения.
• Ребенок называет (иногда с искажениями) некоторые этносы без учета принципа регионального проживания.
• Интерес к культуре разных стран и народов выражен не ярко, ребенок избегает общения об их особенностях, не может понять причины различий и сходства произведений народного искусства.
• Ребенок знает свою этническую принадлежность, но не называет особенностей данного этноса.
• Ребенок настороженно относится к людям других национальностей, избегает общения и игр с детьми других национальностей, объясняет причины конфликтов и неудач сверстников их этнической принадлежностью.
• Ребенок участвует в ярких совместных видах деятельности на материале народной культуры, но не проявляет внимания к их содержанию и смыслу.
√ дети старшей группы проявляют интерес к представителям другой национальности (расы), они готовы знакомиться с их традициями и бытом;
√ дети подготовительной группы имеют общие представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей мира, о национальном составе жителей России;
√ 80% воспитанников имеют отрывочные представления о своей национальной принадлежности, о национальности своих родителей, знакомых; у большинства воспитанников неустойчивый интерес к сверстникам других национальностей и рас.
(Бабаева Т.И. Мониторинг в детском саду. Научно методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011. – с.172-189)
В ходе методического сопровождения педагоги осознали, что поликультурное воспитание, не является для российских педагогов чем-то новым. В отечественной педагогике она имеет прочные традиции. Россия – одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств.
В ходе проблемно-деловой игры на педагогическом совете «Поликультурное образование в детском саду» педагоги выбрали эффективные формы, методы работы с детьми по развитию этнотолерантности. Приняты решения по дальнейшему совершенствованию работы в данном направлении. Методические мероприятия, направленные на решение задачи по формированию у воспитанников основ патриотизма и толерантного отношения к другим народам через использование проектной деятельности охватили всех педагогов, обеспечили повышение их профессионального уровня и расширению кругозора детей в поликультурном направлении.
Итогом реализации проекта стало также решение творческой группы включить Примерную парциальную образовательную программу «Поликультурное детство» для части программы, формируемой участниками образовательных отношений в Проект ООП детского сада в соответствии ФГОС ДО, как средства этнокультурного образования и воспитания.
Видеоролик с рассказом о проекте