Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1111
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
Образовательная инициатива семьи как ресурс реализации образовательной программы дошкольного образования.
Целевая группа
Проект направлен на работу с воспитанниками и семьями воспитанников в группе 28 детей: 15 девочек и 12 мальчиков . Семьи воспитанников характеризуются территориальной близостью к друг другу(один микроучасток), примерно одинаковое материальное положение, общие интересы: такие как регулярные походы к заповеднику «Столбы», творческие хобби.
Содержание проекта
Цель: организация взаимодействия с родителями по вопросам образовательной деятельности в ДОУ.
Задачи:
1. Создавать условия для выявления образовательного потенциала семьи и формирования у родителей положительной мотивации к участию в образовательном процессе.
2. Выстроить взаимодействие с родителями с учетом социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
3. Использовать образовательный потенциал семьи при организации различных видов общения и деятельности с детьми с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Реализация педагогического проекта осуществляется в следующих направлениях. Выявление выявления образовательного потенциала семьи и формирования у родителей положительной мотивации к участию в образовательном процессе с помощью различных методов: «почтовый ящик», «открытая» газета, интервью, в совместной деятельности с педагогом-психологом.
Ориентируясь на условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, мы планируем взаимодействие всех участников образовательного процесса. В начале года мы с родителями собираемся и рассматриваем комплексно-тематическое планирование. Родители могут внести изменения в темы, выбрать форму участия в образовательной деятельности. Далее в начале каждого месяца мы уточняем наше общее планирование, продумываем конкретные мероприятия. Дети участвуют в планировании во время групповых сборов.
Использование образовательного ресурса семьи при организации различных видов общения и деятельности с детьми в различных формах: детско-взрослое проектирование, семейные мастер-классы, семейные акции, семейные события. Первоначально взрослые действуют с ребенком совместно, стимулируя и подкрепляя его активность. По мере овладения ребенком теми или иными действиями он превращается в субъекта собственной деятельности, но и на этом этапе ему необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка и т.д. Образовательный потенциал семей раскрывается во всех видах детской деятельности. В тесной связи со всеми видами деятельности находится коммуникативная – общение и взаимодействие дошкольников со взрослыми и между собой. В развитии познавательно-исследовательской деятельности нам помогает метод проектов. Мы реализовали проекты «Как собаки помогают человеку?», «Мы – коллекционеры!», «Достопримечательности нашего города» и др. Развитие изобразительной деятельности чаще всего происходит в форме семейных мастер-классов. Эта форма работы появилась благодаря инициативе Натальи Евгеньевны Яшновой, которая мастерски шьет мягкие игрушки. У нее есть чемодан, полный творческих задумок, с которым она приходит к нам в группу. Сейчас к нам приходят мамы, папы, бабушки, сестры, братья наших детей и учат нас чему-нибудь новому. Родители своим примером приобщают детей к здоровому образу жизни. Так прошлым летом мы вместе организовали «поход» на территории детсада. Папы проводят для детей зарядку.
Условия реализации проекта
В реализации проекта участвуют все специалисты детского сада, родители. Для реализации проекта большую ценность имеют компетенции, увлечения и любимые занятия родителей воспитанников группы.
Проект реализуется в детском саду и не требует дополнительного оборудования. А если и возникают такие потребности, то через родителей ищем партнеров для реализации мероприятия или события.
Планируемые или полученные результаты
Результаты определены на основе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Изучалась динамика развития дошкольников в ходе разных видов детской деятельности:
- игровая (в игре дети творчески используют представления, полученные в ходе работы с семьями, и используют атрибуты, изготовленные в совместной деятельности с родителями, проявляют инициативу, организаторские способности, готовность сотрудничать, используют знания о друг друге в игре);
- коммуникативная (у детей расширились возможности установления и поддержки контакта (не только с ребятами из группы, но и с членами их семей), многие дружат за стенами детского сада, детям стало легче принимать совместные решения, разрешать конфликты, договариваться, брать на себя роль лидера в определённом виде деятельности, обращаться к взрослым за помощью);
- познавательно-исследовательская (дети чаще обращаются к родителям с вопросами, предлагают умения, знания своих родителей, родственников в качестве ресурса при решении познавательных проблем, развивается умение планировать и организовывать свою деятельность, родители чаще выступают в роли инициаторов проектной деятельности дети узнали больше о семьях друг друга и их увлечениях);
- восприятие художественной литературы и фольклора (участие семей в акции «Буккроссинг» - свободном обмене книгами по выбору детей, пополнение семейных библиотек книгами, полюбившимися в детском саду по инициативе детей);
- конструирование из разного материала, изобразительная, музыкальная (дети получили опыт творческой деятельности в сотрудничестве с родителями, с родителями и членами семей своих сверстников, инициирования и организации творческой деятельности);
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (дети получили совместный с родителями опыт трудовой деятельности по благоустройству территории, к плодам своего труда относятся бережно, делают замечания);
- двигательная (углубились представления детей о семейном активном отдыхе, появилось желание делиться впечатлениями об активно проведенных выходных, семьи заимствовали друг у друга традиции активного отдыха).
Таким образом, можно утверждать, что опыт по взаимодействию с семьями и поддержке их образовательных инициатив выступает средством для развития индивидуальности детей. Выстраивая сотрудничество с родителями на основе взаимоуважения, выбирая формы работы, позволяющие родителям проявить активность, мы создаем условия, для развития активного ребенка-дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
Видеоролик с рассказом о проекте