Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1107
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Формирование толерантности у дошкольников в условиях ДОО
Название проекта
"Мы разные, мы - вместе!"
Целевая группа
-дети (4-7 лет с сохраненным интеллектом);
-родители,
-педагоги.
В программе одним из блоков представлена воспитательно-образовательной работа со всеми участниками по патриотическому воспитанию на основе ознакомления с Республикой Мордовия
Содержание проекта
В связи с тем, что объектов, по отношению к которым гражданам необходимо проявлять толерантность достаточно велико, применительно к детям дошкольного возраста мы ограничили данную программу следующими направлениями:
- толерантность по отношению к разным национальностям (этнотолерантность),
- толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья,
- гендерная толерантность.
- толерантность к индивидуальным типологическим особенностям людей (имеющим иной стиль поведения и деятельности, индивидуально-типологические особенности, уровень способностей и т.п.)
Исходя их этого мы ставим перед собой следующие цели и задачи:
Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя.
Задачи:
1. Создание условий в детском саду для формирования толерантности детей, педагогов, родителей.
2. Развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием.
3. Формирование представления ребенка о себе, как уникальной самоценной, неповторимой личности и индивидуальности других детей.
4. Формирование позитивные отношения к окружающему миру, представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями здоровья.
5. Формирование у детей навыков социальной ответственности.
6. Развитие понимания таких нравственно обусловленных ценностей как честность, справедливость, доброжелательность, взаимопомощь, сострадание. Определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития, (знакомство с понятиями «правила», «закон», «норма», «требования», «традиции», «уважение»).
7. Формирование мотивационной, теоретической готовности родителей, воспитателей и всех заинтересованных субъектов образовательного процесса к реализации системы формирования у детей дошкольного возраста основ толерантности.
8. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса и социальными партнерами.
Охватываются следующие дошкольные возрастные группы:
- средняя группа;
- старшая группа;
- подготовительная к школе группа.
Весь материал разделен на блоки. В каждом возрастном периоде материал блоков расширяется и добавляется дополнительный блок.
С детьми 4-5 лет реализовывается блоки «Я - Мы», «Моя семья», «Детский сад».
5-6 лет - «Я - Мы», «Моя семья», «Детский сад», «Мой город».
6-7лет- «Я - Мы», «Моя семья», «Детский сад», «Мой город, республика», «Моя страна».
Проект реализуется на протяжении всего времени пребывания в детском саду:
в режимных моментах постоянно и 1 раз в неделю в процессе непосредственной образовательной деятельности.
По данной программе мы работаем в режиме инновационной деятельности на протяжении 1 года. Поэтому это не окончательный вариант. Корректировки имеют место быть. Первые объективные результаты будут получены через 3 года, после выпуска ребенка в школу.
На данном этапе для повышения эффективности деятельности рекомендуется использовать дополнительно и другие методики.
Условия реализации проекта
Для реализации данной программы привлечены следующие специалисты:
-воспитатели (первая и высшая квалификационная категория),
-педагог-психолог (первая квалификационная категория),
-музыкальный руководитель (первая квалификационная категория),
-инструктор по физической культуре (первая квалификационная категория),
-учителя-логопеды (высшая квалификационная категория)
Дополнительное обучение специалистов для реализации программы не требуется.
Оборудование и инструментарий:
Обеспечение предметно-пространственной среды.
-«уголки мира» в групповых комнатах (знакомство с разными народами и традициями);
- «уголки настроения» (развитие эмоциональной сферы);
- мини-музей в детском саду;
- календарь добрых дел в групповых комнатах;
-произведения детских писателей и поэтов разных стран, произведения устного народного творчества людей разных национальностей;
-репродукции картин великих художников России и других стран;
-картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на формирование у детей толерантности;
-музыкальные произведения композиторов мира;
-альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, демонстрационный и раздаточный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья» и др.
- дидактические игры на развитие чувств и эмоций у детей по отношению к взрослым и сверстникам.
Диагностика уровня толерантности включает различные методики, обладающие комплексными диагностическими возможностями. Суть диагностики состоит в проведении специализированных игровых тестов, призванных различить грани толерантного сознания и оценить уровень толерантности детей, таких как:
- тестовые упражнения «Сказка», целью которых является наблюдение за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями (К.Тейлор);
- рисуночная методика «Автопортрет», «Дом – дерево – человек», «Несуществующие животные», «Моя семья»;
- игровая диагностическая методика М.И.Лисиной по выявлению уровня развития коммуникативной деятельности дошкольников;
- игровой тест «Секрет» (Я.Л.Коломинский), позволяющий вычислить «уровень благополучия взаимоотношений» в детском коллективе;
- наблюдение.
Планируемые или полученные результаты
К концу 7 года жизни ребенок:
- присваивает ценностные представления (добро, сочувствие, сопереживание, дружбу, заботу, честность); представления о себе, семье, социуме;
- проявляет в поведении нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость, внимательность, самостоятельность, организованность и др.) и коммуникативные качества (умение организовывать общение, дружно играть, делиться игрушками, согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, конфликтные ситуации между сверстниками, договариваться, сотрудничать и др.);
- проявляет осознанность и произвольность поведения (настойчивость в достижении цели, умение сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвинутым требованиям, контролировать агрессию, руководствоваться в своем поведении моральными мотивами); терпимость к иного рода взглядам, привычкам;
- имеет некоторые сведения об истории города Рузаевка, достопримечательностях, главных улицах; главных достопримечательностях республики Мордовия, известных людях; о России как большой многонациональной стране, что столица нашей Родины – Москва.
- осознавать связь между настроением взрослых и поведением детей; анализировать разные ситуации общения и взаимодействия детей и взрослых; выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста; проявлять чуткость к эмоциональному и физическому состоянию взрослых; задавать вопросы о своей родословной, о жизни своих родителей и близких; выражать стремление поговорить с близким по телефону, рассказывать старшим о своих делах, мечтах, планах;
- понимать и принимать другую культуру; проявлять интерес к событиям жизни детей разных народов; организовывать игры народов мира; выполнять правила общения с детьми разных национальностей;
- применять знания о семье, городе, республике, стране, мире в разных видах продуктивной деятельности.
Диагностика проводится три раза в год. Формы оценки: текущие тестовые задания, наблюдения, собеседование. Формы оценки итогового контроля: итоговые задания, диагностическое анкетирование детей и родителей, выставки, оформление альбомов и т.д.
Видеоролик с рассказом о проекте