Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1098
Тематика
Вовлечение семьи в дошкольное образование
Название проекта
"Мы вместе"
Целевая группа
родители воспитанников МДОУ; дети от 3-х до 7 лет с нормативным и отклоняющимся развитием; педагоги МДОУ. Критериев включения в целевую группу нет; ограничений-нет
Содержание проекта
Цель проекта : формирование нового продуктивного уровня социально- педагогического партнерства семьи с дошкольным учреждением.
Задачи
-изменение мотивационных установок родителей : от игнорирования совместной деятельности к партнерству;
-создание условий для оптимизации контактов родителей со своими детьми в дошкольном образовательном учреждении;
-изучение и применение технологий фасилитации - групповых обсуждений, выстраивания продуктивного диалога между участниками образовательных отношений
-создание сообщества родителей сторонников и друзей детского сада ;
-изучение ресурсов семьи и грамотное «распоряжение» ими;
- комплексная поддержка семьи в том числе семей, имеющих детей с ОВЗ ;
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный.
Проект находится в режиме развития и представляет собой мобильную систему, реагирующую на изменения категории воспитанников, социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого будут модифицированы формы и направления работы по вовлечению семьи в дошкольное образование .Проект «Вместе ради детей» не заменяет существующих форм работы с родителями, не навязывает родителям своих правил, а ориентирует на совместное развитие и партнерство, создание сообщестова родителей и педагогов, сообщества , позволяющего услышать «голос мам и пап», объединить усилия разных в одном образовательном поле . Для повышения эффективности предполагается комплексная реализация предложенных направлений и форм работы
Условия реализации проекта
Проект реализуется квалифицированными специалистами дошкольного образования- старшим воспитателем, учителями-логопедами, педагогами -психологами, воспитателями .Специального обучения для реализации проекта не требуется .
На первом этапе проекта важно найти технологию ,которая помогла бы создать команду лидеров из родителей и каждого участника вовлечь в общую работу. . Основным механизмом сопровождения моей деятельности по реализации проекта стала технология фасилитации- группового обсуждения проблем под руководством лидера, который управляет процессом ,не предлагая свой способ решения , инициирует продуктивную деятельность родителей, создает деловую атмосферу , вдохновляет на принятие консолидированных решений При этом важно убедить родителей , что их участие в жизни детского сада необходимо не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для развития их детей. Главный итог открытого общения - желание родителей разделить с садом ответственность за то, что происходит с их детьми, осознать свои собственные ценности и понять , что можно изменить жизнь детского сада ,а значит и жизнь своего ребенка, к лучшему. Данная мотивация помогла созданию площадки для объединения родителей. Такой площадкой стал Совет отцов ДОУ- сообщество пап, готовых направить свой потенциала на качественное и свободное развитие детей ,желание что-то поменять в жизни детского сада .Взрослые -родители, педагоги вместе с детьми разрабатывают план жизни группы, решают что и когда им делать, какую тему и партнера выбрать, какие материалы найти .
Важное направление проекта «Детский сад - школа родительства». Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Так функционирует клуб «Успешный родитель», в рамках которого проходят практикумы, моделируются ситуации, разбираются видеозаписи образовательной деятельности , организуются онлайн консультации специалистов по проблемам детского развития.
Проект предусматривает объединение родителей детей инвалидов с РАС в клуб «Лучик».На заседаниях клуба рассматриваются существующие проблемы со стороны всех педагогов и родителей, а не только тех, кто нуждается в поддержке. Говорим о равных возможностях участия, уважении прав друг друга;обсуждаем разные проекты, интересные детям ,педагогам, родителям; проводим обучающие семинары по вопросам ,обозначенных родителями и включенных в программу «Образовательный курс для родителей "особых" детей"
В рамках клуба , реализуется новая форма работы - ранняя помощь детям с проблемами в развитии и их семьям.

Диагностический инструментарий разрабатывался самостоятельно ,применялся в виде анкет, опросников,социологических срезов . Психологи отслеживали уровень эмоционального благополучия детей, взаимоотношения между детьми в группе , между взрослыми и детьми, между воспитателями и родителями. Воспитатели -уровень самостоятельности и инициативы детей .
Планируемые или полученные результаты
Итоги. Безусловно, реализация проекта приносит ощутимые результаты .Отмечаем появление у родителей интереса к содержанию деятельности ДОУ, возникновение дискуссий по инициативе родителей, увеличение числа вопросов к педагогам, касающихся формирования личности ребенка, его развития; размышления родителей о правильности используемых ими методов воспитания, повышение регулярного участия родителей в совместной реализации образовательной программы ДОУ ,рост доверия к детскому саду. Одним из положительных результатов реализации проекта стали отношения уважения и равенства между родителями обычных и детей с ОВЗ; позиция родителей по отношению друг к другу становится более гибкой. Об этом свидетельстуют результаты опросов, отсутствие конфликтов и присутствие «особых» детей с родителями на общих мероприятиях. Эти позитивные изменения позволяют более качественно организовать образовательный процесс, доступный для всех.
В течение года мы смогли организовать помощь 4 семьям с детьми инвалидами, с РАС по оказанию консультативной помощи высококвалифицированными специалистами по проблемам детского развития г. Москвы, Курска.что значительно повысило уровень доверия родителей к ДОУ ,помогло включить их в дошкольное образование своего ребенка
Специалисты отмечают возросшую востребованность развивающих занятий со стороны родителей ,их включенность в коррекционную работу (100%), хорошую динамику когнитивного развития детей и их благоприятную социализацию.
Первоначально, групповые и общие мероприятия посещало от 60 % родителей (средние показатели по саду), на данный момент посещаемость составляет от 80 до 100% %.Большой популярностью пользуются родительские объединения ,заседания клубов.Стабильно посещают 80-120 человек. (3 клуба)Это хорошая динамика.
Во всех возрастных группах от 40 до 65% родителей активно включены в образовательный процесс через проведение различных мероприятий , инициируемых самостоятельно.В саду функционируют кружки ,которые ведут родители: подготовка к сдаче норм ГТО- «Мы ГоТОвы!»; кружок по восточным единоборствам- «Тэквандо»; познавательному развитию- «Мир вокруг». Дедушки проводят работу по обучению детей правилам дорожного движения :«Неделя безопасности на дорогах» , организуют творческие вечера поэзии, музыки, искусства - «У камина». Большой популярностью пользуется проект «Идея на воскресенье!» .Родители инициируют и проводят спортивные квесты , экскурсии на предприятия города, в музеи,спортивные и военно-патриотические клубы. Главное, взаимодействие взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье детей. Специалисты, воспитателии, родители отмечают благоприятную эмоциональную атмосферу в группах, возросшую инициативу , активность и самостоятельность детей ,содержательную жизнь в детском саду. По итогам анкетирования родителей, лонгитюдного исследования, проводимого «Курским институтом развития образования» ( ноябрь2017) детский сад признан лучшим в Курской области.

Видеоролик с рассказом о проекте