Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1059
Тематика
Развитие познавательных способностей
Название проекта
Ученый нового времени
Целевая группа
Дети от 4 до 7 лет. Занятия в каждой возрастной группе проводятся по плану, соответствующему возрасту. Реализация проекта также возможна с детьми с ОВЗ, но в этом случае необходима корректировка содержания занятий в зависимости от особенностей ребенка.
Содержание проекта
Проект « Ученый нового времени» направлен на расширение познавательной активности, на формирование основ исследовательского мышления, а также на развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта у дошкольников.
Основные психические процессы дошкольного возраста рассмотрены в проекте в аспекте зоны ближайшего развития. С помощью педагога ребенок начинает исследовать и открывать для себя новые знания и возможности, осознавать их, закреплять и переводить в зону актуального развития.
Использование элементов технологии ТРИЗ помогает в структурировании познавательной и мыслительной деятельности, что закладывает у ребенка основы инженерного мышления. Использование на занятиях техник, игр, направленных на развитие коммуникативных навыков позволяет развить и укрепить у ребенка навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми, сформировать у них правила построение монологической и диалогической речи, заложить основы аргументирования и ведения споров. На занятиях дети знакомятся с рефлексией, учатся обобщать и высказывать свои мысли, стараются «услышать» собственные эмоции, а также «увидеть» эмоции других людей.
На первом году обучения, занятия по проекту начинаются с целенаправленного развития анализаторов ребенка (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус), затем на основе осознанного отношения к ощущениям и восприятию выстраивается алгоритм описания конкретных предметов и явлений по набору признаков, а также вводится и закрепляется понятие «противоречие», что дает основу формированию диалектического мышления.
На втором году обучения дети учатся правильно и метко формулировать вопросы и устанавливать причинно-следственные связи, погружаются в мир «маленьких человечков», постигают искусство задавать вопросы, составлять загадки, анализировать и пересказывать текст, составлять творческие описания. Это необходимо для работы по преобразованию признаков, освоения приемов фантазирования, для выстраивания творческой исследовательской деятельности, направленной на получения идеального, соответствующего потребностям, результата.
Основные задачи проекта: расширять кругозор детей путем открытия многообразия окружающего мира, проникновения в суть явлений, поиска, нахождения и анализа противоречий; обеспечивать условия для создания «ситуации успеха», чтобы ребенок самостоятельно мог совершить открытие; найти вместе с ребенком сферу деятельности, которая будет интересна ему в больше мере; научить ребенка мыслить системно и структурно; научить ребенка решать нестандартные задачи в различных областях действительности; развивать анализаторы ребенка и осознанное отношение к ним; научить формулировать гипотезы, подбирать аргументы, доказывать свою точку зрения; развивать умение рефлексировать; выстраивать коммуникацию с детьми и взрослыми; развивать управляемое творческое воображение и навыки творческой исследовательской работы; слышать, понимать, анализировать, проживать свои эмоции и взаимодействовать с эмоциями других людей.
Условия реализации проекта
Данный проект реализуется в течение 2 лет и рассчитан на возрастную группу от 5 до 7 лет (с 5 до 6 – первый год обучения, с 6 до 7 – второй год обучения). Занятия в каждой возрастной группе проводятся по плану, соответствующему возрасту. Реализация проекта также возможна с детьми с ОВЗ, но в этом случае необходима корректировка содержания занятий в зависимости от особенностей ребенка. В конце каждого учебного года проводится диагностирование в виде опроса и беседы, включающей решение практических задач.
Так как проект рассчитан на 2 года, то в случае его применения сразу к возрастной группе с 6 до 7, необходимо (возможно, в ускоренном порядке) пройти материал первого года обучения.
Проект реализует педагог-психолог при содействии педагогов дошкольного образования, работающих непосредственно в группах. Закрепление материалов занятий проводится педагогами в группах во время игр, режимных моментов, прогулок. Группы также оснащены всеми схематическими изображениями и опорными алгоритмами.
Для более успешной работы в проекте желательно знание основ ТРИЗ-технологии.
Занятия проходят в кабинете психолога и/или арт-лаборатории. Для работы необходимы схематизированные изображения анализаторов и признаков, схемы-алгоритмы для различных видов деятельности, наглядные пособия, оборудование для экспериментальной деятельности.
Проводятся занятия в игровой и экспериментальных формах, обязательно с использованием с Помощника (игрушки или взрослого в костюме).
Занятия проходят один раз в неделю по 25 минут в старшей группе и по 30 минут в подготовительной. Количество человек в группе от 4 до 6.
Планируемые или полученные результаты
Так как проект реализуется с сентября 2017 года, диагностическая база находится в тестовом режиме. На входе была проведена диагностическая беседа с заданиями на описание объекта материального мира, на описание картины. Детям были предложены бесформенные облака, из которых им предстояло сделать реальные предметы, а также была проведена методика «Несуществующее животное», целью которой было не столько выявление психологических особенностей ребенка, сколько его способность к фантазированию и созданию нового.
В конце года планируется проведение беседы и выполнение заданий на содержание курса с целью выявления успешно усвоенных областей знаний.
Видеоролик с рассказом о проекте