Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1034
Тематика
Инклюзия (включение в группу нормотипически развивающихся детей детей с ОВЗ, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);
Название проекта
Развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами театрально-игровой деятельности в условиях группы с ТНР.
Целевая группа
Участниками проекта являются дети с тяжелыми нарушениями речи(ТНР). По мнению педагогов, в группах с ТНР, увеличилось число детей «неуправляемых», не умеющих общаться, легко впадающих в гнев или надолго уходящих в себя, замкнутых. Одна из причин эмоционального неблагополучия - неудовлетворенность ребенка общением с взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками, вызванная наличием речевого дефекта. Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, является индивидуальная особенность ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость) ведущие к возникновению страхов. Другая проблема, это чрезмерная «интеллектуализация» воспитания «технологизация» нашей жизни, которая приводит к тому, что наши дети чаще общаются с телевизором и компьютером, чем с человеком. Образовательный процесс ДОУ перенасыщен познавательной деятельностью, мало времени отведено на свободную, игровую и творческую деятельность. В группах с ТНР много времени уделяется коррекционной работе с логопедом: проводятся как подгрупповые и индивидуальные занятия. Общение между ребенком и взрослым зачастую ограничивается выполнением взрослыми своих основных обязанностей по содержанию ребенка. Поэтому, мы наблюдаем в свободной деятельности, что все негативные эмоции ребенок переносит на свое общение со сверстниками.
Содержание проекта
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. И физическое, и психическое здоровье ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.
Поэтому, целью проекта стало:
развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности в условиях группы с ТНР.
Достижение этой цели, мне представилось возможным, через реализацию следующих задач:
- Создать предметно-пространственную, развивающую среду;
- определить направления и этапы работы эмоционального развития дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
-оценить эффективность эмоционального развития дошкольников.
Так как проект долгосрочный, реализация его начинается со средней группы и заканчивается в старшей возрастной группе, т.е. рассчитан на 2 учебных года. Средняя группа выбрана неслучайно, дело в том, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным (чувствительный) для всестороннего развития ребенка. Именно на 4-ом году происходит активное становление всех психических процессов, происходят изменения его эмоциональной сфере: меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. То есть, психические процессы становятся произвольными, что является фундаментом для формирования мира эмоций ребенка.
Основным направлением реализации этого проекта стала подгрупповая совместная игровая деятельность педагога-психолога с детьми.
Структура совместной деятельности:
- ритуал приветствия;
- знакомство с эмоциями;
- игры на закрепление эмоции, психогимнастика, игры-драматизации;
- рисование, обсуждение новой эмоции;
- ритуал прощания, рефлексия.
На данный момент этот проект является отдельной методикой и находится в процессе реализации. Хотя не исключено, что его можно интегрировать с другими методиками и в перспективе это можно осуществить при работе всех специалистов ДОУ с детьми ОВЗ.
Условия реализации проекта
Проект по развитию эмоциональной сферы дошкольников с ТНР реализуется в тесном взаимодействии специалистов ДОУ. Активное участие принимают, в первую очередь, воспитатели этих групп, а также логопед и педагог-ИЗО. С целью повышения квалификации специалистов были проведены семинары и мастер-классы по формированию компетенций в области работы с детьми ОВЗ. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста невозможно без участия семьи, без сотрудничества родителей и педагогов детского сада. Поэтому для родителей ежегодно проводятся "Дни открытых дверей", консультации, где они могут узнать особенности развития и воспитания своих детей, и получить ответы на волнующие их вопросы.Для развития и обогащения эмоциональной сферы детей дошкольного возраста была создана предметно-пространственная развивающая среда. Подобраны комплексы игр и упражнений, способствующих развитию мимики и пантомимики, организации внимания, игры на релаксацию. Оформлены дидактические игры: «Путешествие в мир эмоций», «Театр настроений», «Зоопарк настроений», «Картотека эмоций» и т.д. Оформлены музыкально-театрализованные уголки в группах и в кабинете педагога-психолога: пальчиковый театр, театр рукавичек, кукольный театр, театр масок. Сшиты костюмы и собраны дополнительные атрибуты для игр-драматизаций.
На протяжении всей работы для меня было важным создание эмоциональной среды – это положительной психологической атмосферы эмоционального комфорта, через определенные условия эмоционального развития.
1. Обеспечение чувства психологической защищенности, т.е. доверие ребенка к миру, радость существования (психологическое здоровье).
2. Формирование начал личности (базис личностной культуры).
3. Развитие индивидуальности ребенка – не «запрограммированность», а содействие детскому развитию, в том числе эмоциональному.
На начальном этапе проекта для диагностики были использованы методики «Паровозик», автор Велиева С.В. и диагностика способности дошкольников к распознаванию эмоциональных состояний разработанная Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой. Методика «Паровозик» позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.Методика изучения способности детей дошкольного возраста к распознаванию эмоциональных состояний, разработана и апробирована как на выборке детей без нарушений развития, так и с отклонениями в развитии, а именно – детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью, задержкой психического развития) и общим недоразвитием речи. Данная методика направлена на исследование одного из компонентов социального интеллекта – способности к эмпатии, как возможности воспринимать и анализировать эмоциональное состояние партнера по общению исходя из сделанных наблюдений.
Планируемые или полученные результаты
Прогнозируемый результат при реализации программы проекта:
• позитивная динамика в развитии эмоциональной сферы детей;
• обогащение их чувств, овладение способами эмоциональной выразительности, эмоциональной отзывчивости на настроение окружающих людей, взаимопонимание и взаимоподдержка.
• развитие театрализованных, художественных способностей детей;
• овладение детьми приемами телесного выражения эмоционального состояния (мимика, жесты, пантомимика, поза и т.д.)
• овладение детьми импровизационными умениями припередачи образов сказочных героев, птиц, животных, явлений природы, их характеров, эмоциональных состояний.
Основными методами изучения и диагностики результатов реализации проекта вижу в анкетировании воспитателей, с целью изучения динамики развития эмоциональной сферы каждого ребенка, проведения социометрического обследования детей, а также регулярные наблюдения за свободной деятельностью детей в группе. Анкетирование проведено в начале, в середине и планируется провести в конце проекта; социометрия будет проведена в конце проекта.
Уже сейчас, по наблюдениям педагогов, дети стали более уверенными, раскрепощенными, эмоциональная сфера стала более стабильной, уравновешенной, поведение детей стало более произвольным.
Видеоролик с рассказом о проекте