Наверх

Просмотр заявки

Заявка № 1012
Тематика
Другое
Тематика (другое)
Развитие воображения
Название проекта
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности ("Воображение - путь к творчеству")
Целевая группа
Дети старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Проведена диагностика по выявлению уровня развития воображения. Выявлены 3 уровни (низкий, средний, высокий).
Целевая группа это – дети с низким и средним уровнем развития воображения.
Методика №1. Тест креативнoсти Э.Тoрренса. Адаптированный для старшего дошкольного возраста.
Методика №2. «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко.
Содержание проекта
Цель: Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Задачи (для педагога):
• Изучить уровень развития воображения и особенности использования рисования в старшем дошкольном возрасте
• Разработать техники, способы, приемы рисования, развивающие воображение детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта (для детей):
• Развивать умение представлять то, что не существует, создавать заведомо новое, отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях;
• Формировать навыки целенаправленного, осознанного управления воображением
Гипотеза: Специально организованная изобразительная деятельность обеспечивает развитие параметров воображения старших дошкольников.
Новизна проекта:
1.Состоит в разработке технологии использования средств, методов организации изобразительной деятельности направленной на развитие воображения у старших дошкольников, на основе выявленных механизмов (типизация, агглютинация, заострение, комбинирование, гиперболизация) продуктивного воображения и специфики их развития (характерные для дошкольного детства):
2.Обоснована возможность развития воображения посредством разработки специальных занятий с учетом специфики психологии детей старшего дошкольного возраста
Формат: групповые занятия с детьми в форме дидактических игр, соревнований, путешествий, совместно-творческой деятельности.
Типология проекта: Исследовательско - творческий
Сроки реализации проекта: 4 месяцев.
1 этап (подготовительный) – Анализ, изучение методического материала по данному вопросу;
разработка комплекса занятий; определение исходного уровня развития воображения и выявление особенностей развития воображения целевой группы. Презентация проекта на педагогическом совете. Координация действий участников проекта.
2 этап (основной) – Реализация занятий, входящих в разработанный прект по развитию воображения в целевой группе; корректировка программы;
организация детских выставок; консультации для родителей о значении развития воображения у детей в дошкольном возрасте; подготовка альбома с детскими рисунками к выпускному празднику
3 этап (аналитико-информационный) – Сбор данных о результате проекта. Определение степени эффективности проведенной работы, подведение итогов, корректировка, перспективы, транслирование педагогического опыта, организация и проведение обучающих семинаров с педагогами на базовой площадке МБДОУ №161 слушателям курсов Кузбасского регионального института повышения квалификации.
Ведущей методической линией является. Формирование приемов воображения (для создания образа - агглютинация, аналогия, заострение, гиперболизация, акцентирование, типизация, придача и перемещение).
Предложенные задания в проекте основываются на следующих методах развития воображения: синектика, морфологический анализ, мозговой штурм, метод фокальных объектов, прогнозные и задачи с недостатком данных.
Условия реализации проекта
Для реализации проекта необходим педагог с художественным образованием имеющий опыт работы с детьми дошкольного возраста. Обладающий организаторскими, творческими способностями, умением нестандартно принимать решения;
Выделять необходимые и достаточные дидактические, психолого-педагогические условия реализации поставленных задач;
Развивать в себе готовность отказаться от прошлого опыта, полученного при решении задач подобного рода;
Видеть многофункциональность вещи;
Соединять противоположные идеи из разных областей опыта и использовать полученный результат для решения проблемы;
Осознавать стереотипную (привлекательную, навязанную авторитетом) идею и освобождаться от ее влияния.

Профессиональный рост связан с освоением новых приемов и способов работы, постоянным обновлением знаний, творческим самосовершенствованием.
Материально-техническое обеспечение проекта
Помещение - изостудия соответствующая санитарным нормам для детского сада. Принтер, компьютер с программным обеспечением, фотоаппарат.
Учебно-методическое обеспечение проекта
Оборудование: мольберт, доска магнитная. Художественные материалы: на каждого ребенка набор восковых мелков, набор гуашевых красок, акварель, цветные карандаши, кисти (синтетика) № 3, № 5, № 10, бумага.
Диагностический инструментарий
Методика №1. Тест креативнoсти Э.Тoрренса. (адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН )
Методика №2. «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко Детям предлагается дорисовать стимульную фигуру неопределенной формы и придумать название к каждому рисунку.
Планируемые или полученные результаты
Данный проект ориентирован на развитие у дошкольников воображения и творческой активности, мотивации к активному и самостоятельному воображению. Реализация проекта позволит использовать потенциальные возможности детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования активности воображения дошкольников в условиях образовательной среды дошкольного учреждения.
результаты:
Ожидаемые результаты реализации проекта:
• творчески использовать собственный жизненный опыт;
• развитие способности умения фантазировать;
• узнать радость собственных открытий;
• способность к обнаружению и постановке проблем;
• способность к генерированию большого числа идей (продуктивность);
• способность к продуцированию разнообразных идей (гибкость);
• способность на нестандартные ответы (оригинальность)
Положительная динамика развития воображения (качественных показателей - беглость, разработанность, оригинальность, гибкость). Согласно результатам психодиагностики на начальном и заключительном этапе проекта (см. презентацию)
Организация трансляции педагогического опыта:
Семинары - практикумы, мастер - классы для педагогов по изобразительной деятельности.
Создание красочного альбома «Большая книга детского художественного творчества».
Перспективность идеи проекта:
Возможность использования проекта педагогами дополнительного образования (изобразительная деятельность) в Дошкольных учреждениях, домах творчества, изостудиях.
Видеоролик с рассказом о проекте