Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2663
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА»

Актуальность педагогического опыта.

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Её называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыка играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры, эмоциональной и познавательной сторон личности человека.

Непосредственное влияние музыки на эмоциональную сферу ребенка способствует возникновению первоначальных ответных действий, в которых можно видеть предпосылки к формированию в дальнейшем основных музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сенситивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет дошкольникам успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.

Эта проблема привлекла мое внимание своей актуальностью и легла в основу темы работы: «Музыкальность как средство формирования слуховой культуры дошкольника».

Новизна опыта работы состоит в рациональном усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в обновлении образовательных средств и правил их применения, постановке и решении новых педагогических задач.

Начиная работу с детьми в возрасте от трех лет и провожая их в школу, систематически, последовательно, от простого к более сложному необходимо знакомить их с той музыкой, которую можно назвать искусством. За годы работы музыкальным руководителем я поняла, что дать знания, развить навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее пробудить интерес к музыкальному искусству.

Вопросы введения ребенка в мир музыкального искусства с радостью и улыбкой, в ожидании чуда от встречи с прекрасным, в котором он сможет не только насладиться красотой музыки, но и понять ее содержание, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. В соответствии основополагающим положениям дошкольной педагогики и психологии проявляется научность опыта работы.

Проблема. Мир, окружающий нас, для детей полон загадок. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа, музыка. Музыка - это самая приятная, прекрасная и доступная форма общения взрослого и ребенка. На практике сталкиваешься с такой проблемой: дети слушают музыку, но фактически ее не слышат. Поэтому возникают трудности в различных видах музыкальной деятельности. В связи с этим, решение проблемы научить детей не только внимательно слушать, но и слышать, стало одной из самых актуальных.

Была поставлена цель работы: «Формирование слуховой культуры детей старшего дошкольного возраста средствами музыкальности».

Анализ научных исследований позволил сформулировать гипотезу: эффективная работа по формированию слуховой культуры детей старшего дошкольного возраста возможна при выполнении следующих условий:

  • выделено рабочее определение понятия «музыкальные способности»;
  • определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;
  • разработана технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

В соответствие с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить музыкально-педагогическую литературу по проблеме развития музыкальных способностей.
  2. Дать общую характеристику музыкальным способностям, видам музыкальной деятельности.
  3. Проанализировать особенности музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать методические рекомендации по организации работы по формированию слуховой культуры дошкольников.
  5. Разработать технологию развития музыкальных способностей.
  6. На основе разработанной технологии составить программу развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Методологической и теоретической основой работы являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.).

Подробная инструкция

Опыт работы посвящен развитию музыкальных способностей - одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Внесение изменений в организацию и содержание работы способствовало более эффективному развитию музыкальных способностей дошкольников, позволяя им успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности. Это обеспечило осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности способствовало решению задач музыкального воспитания в детском дошкольном учреждении.

Реализуя на практике разработанные мероприятия, применяя комплексный подход в развитии музыкальных способностей детей, получены положительные результаты.

На основании изученной литературы и проведенной исследовательской работы разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей, представлен ряд консультаций по данной теме, разработаны сценарии мероприятий для воспитанников и их родителей.

Ожидаемые результаты

Ребёнок – главная фигура в детском саду, очень важно, чтобы он чувствовал себя по-настоящему комфортно, а это в первую очередь зависит от умения воспитателей создать микроклимат в группе. Организовать яркую и разнообразную детскую жизнь помогает ответственное, творческое отношение к делу всех сотрудников ДОО. Характерной особенностью жизнедеятельности в нашем учреждении является индивидуальный подход к каждому ребенку, организация его деятельности с учетом возможностей и особенностей. Создавая детям условия для развития их талантов, дарований, способностей, можно определить перспективу творческого роста каждого из них, помочь разработать программу саморазвития. В последние годы, благодаря усилиям педагогов и родителей наши воспитанники активно принимали участие в творческих конкурсах различного уровня. Так, детский коллектив МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 221» принял участие в 3 Международном конкурсе среди детских и юношеских творческих коллективов и солистов «Играй, танцуй, пой!» и завоевали 2-е место.

Работая с детьми, я поняла, что на сегодняшней день моя основная задача - воспитывать слушателей. А это значит, обращать внимание на формирование слуховой культуры детей, что в последнее время исследователи называют аудиальной культурой, формировать умения воспринимать и понимать музыку через разные виды деятельности.

В.А. Сухомлинский писал: "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту, маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность.

В своем опыте я подчеркнула всю важность развития музыкальности. Выбор темы обусловлен тем, что я рассматриваю свою профессию музыкального руководителя в широком социальном контексте и считаю, что текущий момент придает этой профессии особую социальную значимость, т.к. все, что мы закладываем в ребенка в дошкольном возрасте, является фундаментом для его дальнейшего развития. Ребенок, умеющий слышать музыку, а не только ее слушать - это гармоничная, созидающая, духовно богатая личность.

Анализ результатов проекта и выводы

В соответствие с поставленной целью в ходе работы были решены следующие задачи:

  • Изучена музыкально-педагогическая литература по проблеме развития музыкальных способностей.
  • Дана общая характеристика музыкальным способностям, видам музыкальной деятельности.
  • Проведен анализ особенности музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Разработаны методические рекомендации по организации работы по формированию слуховой культуры дошкольников
  • Разработана технология развития музыкальных способностей;
  • На основе разработанной технологии составлена программа развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что был проанализирован и систематизирован материал по теоретическим основам развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Практическая значимость данной работы заключается в подборе методов и приемов активизации музыкальности, в составлении рекомендаций по развитию музыкальности детей в различных видах музыкальной деятельности.

В результате внесенных изменений в организацию и содержание работы по слуховому воспитанию детей старшего дошкольного возраста значительно повысилась её эффективность.