Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1235
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы
Цель проекта:

Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития и детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала, единой линии развития ребенка на этапа дошкольного и начального школьного детства.

Задачи:

•разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;
•-создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;
•-установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;
•-развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;
• -стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;
•-формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.

Методы деятельности по внедрению инновационного проекта
изучение научно – практической, методической литературы по теме,
- изучение нормативных и инструктивных документов,
- анализ имеющегося опыта,
- теоретическое моделирование,
- педагогические технологии,
- оперативное управление,
- комплексное (перспективное и календарное) планирование;
-педагогический анализ (наблюдение, опрос, интервьюирование, диагностика (первичная, промежуточная, итоговая), рисуночная методика

Подробная инструкция

ПРОЕКТ

«Детский сад - первая ступенька в жизнь

Тип проекта: долгосрочный

Место реализации: МБДОУ детский сад № 5 «Колобок», территории социальных партнеров, семьи воспитанников.

Участники проекта: дети-педагоги-родители-социальные институты г. Пятигорска

Автор проекта: заведующий МБДОУ детский сад № 5 «Колобок» воспитатель Сластен И.И

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

Детский сад - первая ступенька в жизнь

Основания для разработки

Развитие взаимодействия ДОУ с учреждениями социума, как залог успешной реализации ФГОС ДО

Условия реализации проекта

Заинтересованность детей, родителей, педагогов и социума МБДОУ в совместной деятельности;

— Систематичность;

— Инновационный подход к решению проблем.

Цель проекта

Создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными институтами для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и творческого потенциала, единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.

Задачи проекта

-разработать стратегию и тактику организации взаимодействия с социально значимыми партнёрами;

-создать условия позитивного изменения дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО и общественными ожиданиями;

-установить партнёрские отношения с сообществом для поддержания благоприятного (как для дошкольного образовательного учреждения, так и сообщества) общественного окружения;

-развивать у всех участников образовательного процесса коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации;

-стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, малой родины;

-формировать положительный имидж дошкольного образовательного учреждения в местном социуме.

Оценка рисков

Нарушение системности в реализации проекта;

необязательность исполнения договоренности;

Структура проекта

- Содержание проблемы.

- Цели и задачи проекта.

- Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Концепция решения проблемы.

- Мотивация участников проекта

Этапы реализации Система реализации проекта

Система отслеживания результатов.

Сроки и этапы реализации

Первый этап – подготовительный (март 2014г. - август 2015г.)

Второй этап – практический (сентябрь 2015г - май 2016г.)

Третий этап - оценочно-рефлексивный (июнь 2015г - сентябрь 2015г.)

Назначение проекта

Проект является целеполагающим документом деятельности МБДОУ детский сад «Колобок» на 2015-2017 г.

Ожидаемый конечный результат реализации проекта

Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов

Система организации контроля за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий ДОУ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Министерства науки и образования РФ №1155 об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

Главный из принципов ФГОС ДО – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе.

В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:

1) «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);

2) свободного гражданина (субъекта истории, общества);

3) творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».

Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:

− воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

− развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

− развитие способности самоопределения на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта предыдущих поколений;

− становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений разного уровня. Педагоги дошкольного образования охватывают тот период, когда закладываются основные структуры личности ребенка. Одной из важнейших задач Стандарта на современном этапе становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Творчески одаренные люди востребованы в любых сферах деятельности. Научные изобретения, новые товары или услуги, успешные предприятия – все это продукт деятельности творческих людей, способных нестандартно мыслить, находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. А развивать творческие способности надо начинать уже в детстве.

Проблема (для взрослых участников проекта):

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

Достаточно ясным представляется, что для детского сада в условиях внедрения ФГОС ДО очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. До настоящего времени это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было отработано чёткой слаженной системы.

Социальное партнерство в образовании –это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.

В дошкольном возрасте происходит становление базовых характеристик личности: самооценки, нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в общении с людьми. В условиях недостаточно благоприятной социальной среды, ограниченности контактов у ребенка этот процесс затруднен. Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной

системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».

Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.

Необходимость разработки и внедрения данного проекта, создания социального партнерства взаимодействия объясняется следующими причинами:

  • Организационная. Детский сад инновационного развития не может прогрессировать в рамках одного образовательного учреждения, необходимо формирование команды единомышленников для реализации общей образовательной стратегии, приводящей к системным изменениям структуры, содержания и дидактического обеспечения, к повышению качества образования.
  • Материально-техническая. Слабое оснащение детских садов современным компьтерным и другим цифровым оборудованием, прочими элементами материально-технической базы образовательного процесса.
  • Методическая. Слабо действующий механизм в организации методической работы в современных условиях развития образования.
  • Информационная. Потребность удовлетворения запросов всех участников образовательного процесса. Открытая образовательная сеть способствует массовому распространению передовых и эффективных практик, достижению нового качества образования.
  • Социальный заказ. Необходимость получения дополнительного и непрерывного образования в условиях современного развития экономики и общества.

.

Построение модели эффективного и успешного сетевого взаимодействия будет

происходить на следующих принципах:

  • Принцип увлекательности, образовательного азарта. Элементарное любопытство и собственное открытие формируют у детей такие нравственные качества, которые заставляют почувствовать себя частицей общества, предвидеть результаты своей деятельности и нести ответственность перед предками, современниками и потомками. Познавательный интерес – хорошее эмоциональное состояние детей, стимуляция воли, внимания. Интерес положительно влияет на психические процессы и функции. Он улучшает память, внимание и способствует значительному повышению активности и работоспособности.
  • Принцип открытости. Локальное взаимодействие является потенциально жизнеспособным, если оно открыто к самосовершенству, к саморасширению и взаимодействию с новыми партнерами.
  • Принцип свободной импровизации. Импровизация – это единственный способ осуществления адекватного оперативного поведения. Планирование вовсе не противоречит принципу свободной творческой импровизации как воспитателя, так и ребенка.
  • Принцип теоретической и информационной корректности. Непременным условием социального партнерства является открытая насыщенная информационная среда, отличающаяся научностью, доступностью, достоверностью и отвечающая требованиям информационной и психологической безопасности.
  • Принцип образовательной ответственности и эффективности. Основанием для оценки эффективности образовательной реализации участников проекта является активность, и продуктивность.
  • Выявлено противоречие:

Обеспечение повышения качества образования в соответствии с современными требованиями ФГОС и общества подразумевает формирование разных форм социального партнерства. В тоже время на лицо явный недостаток подходов, форм и методов организации социального партнерства, механизмов взаимодействия между участниками проекта.

Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей нашего ДОУ, их дифференциация по направлениям позволили спланировать и организовать совместную работу детского сада с такими социальными институтами:

Практика работы нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что подготовка жизнеспособного, свободомыслящего и активнодействующего человека – гражданина новой России может осуществляться в условиях социального партнерства.

Организация сотрудничества с социумом формирует устойчивую систему ценностей ребенка выступающих в качестве внутренних регуляторов его поведения в любых ситуациях, делает успешной подготовку к школьному обучению, оптимизирует взаимодействие взрослого и дошкольника, способствует успешной социализации личности дошкольника, дает возможность реализации личностно ориентированного подхода к воспитаннику, совершенствует профессиональную компетентность педагога.

В нашем детском саду на протяжении многих лет сложилась эффективная система взаимодействия с объектами социального окружения, которая способствует наиболее оптимальному развитию творческих способностей детей и взрослых, поскольку она предполагает участие в различного рода выставках, конкурсах, вернисажах, мастер-классах, где наиболее полно раскрываются творческие возможности каждого участника образовательного процесса. Сотрудничество с социальными объектами позволяет интегрировать в себе практически все образовательные области. Система сетевого взаимодействия имеет возможность использования помещений школы, дошкольных учреждений, учреждений культуры для организации дополнительного образования детей, поддержки развития детской одарённости, обеспечение фактического расширения социума, в который включены дети дошкольного возраста.

Поэтому в 2014г. году в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества с социумом района усилиями педагогов дошкольного образовательного учреждения был запущен долгосрочный проект «Детский сад - первая ступенька в жизнь».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

У взрослых:

* Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.

* создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;

* Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

* Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

*Системное повышение мотивационной готовности всех участников проекта к изменению содержания работы в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого;

* обеспечение информационной осведомленности социальных институтов района о деятельности дошкольного образовательного учреждения;

*создание единой воспитательной системы

У детей:

- освоение предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;

- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

- воспитания уважения к труду взрослых.

КОНЦЕПЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах:

- добровольность сторон;

- уважение интересов друг друга;

- соблюдение законов и иных нормативных актов;

- учета запросов общественности;

- сохранения имиджа учреждения в обществе;

- установление коммуникаций между детским садом и социумом;

- обязательность исполнения договоренности;

- ответственность за нарушение соглашений

Мотивация для участия детей в различных творческих мероприятиях при взаимодействии с социумом:

Игровая,

Познавательная

Творческая

Самореализация

Мотивация для педагогов:

Творческая самореализация

Успешное прохождение аттестации

Повышение педагогического рейтинга

Мотивация для родителей к участию в совместных мероприятиях с социумом:

Демонстрация талантов и способностей своих детей

Укрепление детско- родительских отношении

Творческая самореализация

Этапы реализации

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный (март 2014г. - август 2015г.)

Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа:

* анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

*установление контактов с организациями и учреждениями муниципального района;

*определение направлений взаимодействия,

*разработка планов сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
*заключение договоров о совместной работе

*составление плана совместной работы

*информирование родителей о проводимых мероприятиях

Содержание

Продукт деятельности

Ожидаемый результат

Формирование нормативно-правовой базы

Пакет нормативно-правовых документов

поиск социальных партнёров

Информационный банк

Создание информационного банка опыта работы

Определение степени участия каждого социального партнёра в реализации проекта

Презентация:

Трансляция информации на сайте в Интернете;

День открытых дверей;

Популяризация деятельности ДОУ

Формирование мотивационной готовности всех участников проекта

Совещания с участием ближайших социальных партнёров

Разработка проекта

Систематизация опыта работы ДОУ по проблеме

Второй этап – практический (сентябрь 2015г-май 2016г.)

Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума.

Задачи данного этапа:

*формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;

*разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада;

*разработка методических материалов для реализации данных проектов;

*разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с социальными партнерами.

Рабочий план реализации проекта

Социальный партнер

Мероприятия

Ожидаемый продукт деятельности

Социальный эффект

Родители

МБОУ СОШ № 3

Посещение уроков и занятий, семинары, консультации для воспитателей и родителей, экскурсии, Дни открытых дверей совместные праздники, посещение школьных постановок, выставок.

Конспекты совместных мероприятий

Формирование у дошкольников мотивационной готовности к обучению в школе. Снижение порога тревожности при поступлении в 1-ый класс.

Дошкольные учреждения района

Проведение методических объединений, консультации, обмен опытом

Банк педагогического опыта

Повышение профессиональной компетенции педагогов

Станция юных натуралистов

Спектакли,

концерты

Выставки

праздники

Выставки рисунков

Обогащение социально-эмоциональной сферы детей

Филиал библиотеки ом. Горького

Экскурсии, беседы, литературные встречи, познавательные викторины, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах

Выставки рисунков, детские рукописные книги

Обогащение познавательной сферы детей

Объекты природы

Сезонные экскурсии, прогулки походы, природоохранные акции

Изготовление кормушек, проведение субботников, наблюдения за деятельностью людей в природе

Воспитание патриотических чувств дошкольников

Музей пост № 1

Экскурсии, совместная организация выставок, конкурсов,

Поделки, изготовленные под руководством педагогов ДОУ

Обогащение социально-эмоциональной сферы детей.

Формирование навыков продуктивной деятельности

Детская поликлиника

Профилактические осмотры,

противоэпидемические мероприятия

Медицинские рекомендации, карты

Снижение числа пропусков детьми по болезни

СМИ

Публикация о проведённых мероприятиях, интересных событиях в жизни детского сада

Статьи

Трансляция педагогического опыта

ГИБДД

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма,

Конкурсы,

Организационно-массовые мероприятия

Выставки, конкурсы детских работ.

Оказание методической помощи по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Снижение возможности опасных ситуаций на улице, которые могут привести к травмам детей .

Соблюдение детьми правил дорожного движения.


Третий этап- оценочно-рефлексивный (июнь 2016г.-сентябрь 2016г.)

Его цель: подведение итогов социального партнерства.

Задачи данного этапа:

проведение анализа проделанной работы;

определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Содержание

Продукт деятельности

Ожидаемый результат

Анализ качества

социального партнёрства всех участников образовательного пространства

Мониторинг

Интервью родителей

Наблюдение

Анкетирование

Методика определения степени участия социальных партнеров в деятельности дошкольного образовательного учреждения

Создание открытой системы взаимодействия социальных партнёров

Формирование положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения;

Установление связей со структурами, оказывающими информационные, методические, консультативные экспертные услуги;

Установлена обратная связь с группами общественности, обеспечивающими руководство информацией о дошкольном учреждении.

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

*Активное участие детей, родителей и педагогов в запланированных мероприятиях;

*Проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;

*Совместные совещания по итогам учебного года;

Организация социокультурной связи между детским садом и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и уровень реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами состоит из нескольких аспектов и включает:

1. работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

2. взаимодействие с органами здравоохранения;

3. взаимодействие с учреждениями образования, и культуры;

4. интеграцию общественного и семейного воспитания.

Взаимодействие со структурами 1 и 2 группы в основном направлено на качественное выполнение социального заказа. При выстраивании партнерских отношений со структурами 3 и 4 группы педагоги ДОУ стремятся к обогащению содержания деятельности учреждения.

Блок I Взаимодействие с государственными структурами и органами местного самоуправления:

* Участие в городских мероприятиях;

*Участие в муниципальных конкурсах;

* Участие в работе городского методического объединения педагогов ДОУ;

* Организация аттестации педагогических работников;

* Обобщение и диссеминация опыта работы педагогов;

* Предоставление информации;

* Участие в культурно-массовых, спортивных мероприятиях;

* Выполнение муниципального задания по воспитанию, образованию, оздоровлению дошкольников.

Блок II Взаимодействие с медицинским учреждением

Детская городская больница

Цель блока: Создание единого образовательно-оздоровительного пространства ДОУ с медицинскими учреждениями.
Задачи:
1. Объединить усилия сотрудников, родителей и медицинского учреждения для эффективной организации профилактики и оздоровительной работы.
2. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.
3. Способствовать осознанному пониманию и отношению к своему здоровью всех участников образовательного процесса.
Основные направления

Оздоровительное;

Валеологическое,

санитарно-просветительское;

Физическое;

Психоэмоциональное благополучие.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одно из главных направлений деятельности ДОУ на протяжении многих лет, а в условиях введения ФГОС ДО, эта задача становится первостепенной. Поскольку о качестве дошкольного образования можно говорить только тогда, когда в нем присутствуют здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющие, одной из форм работы педагогического коллектива является налаживание тесного сотрудничества детского сада с детской

поликлиникой. Построено четкое взаимодействие этих институтов детства: с одной стороны, медсестра Хачатрян Ирина Рубиковна, информирует родителей и педагогов о необходимости оказания помощи детям. Медицинский персонал контролирует физическую нагрузку на занятиях, которая варьируется в соответствии с состоянием здоровья и темпом физического развития ребенка на основе медицинских показаний и наблюдений за самочувствием. В индивидуальных картах здоровья детей прослеживается физическое и психическое состояние ребенка с момента поступления в детский сад до выпуска в школу: антропометрия, динамика заболеваемости, переход из одной группы здоровья в другую, данные осмотра врачами и педагогами-специалистами.

Блок III взаимодействие с МБОУ СОШ № 3

Цель блока: ( в соответствии с ФГОС ДО) Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней ( преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования)

Задачи блока:
1. Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
2. Создание преемственности образовательных систем, способствующих позитивному отношению дошкольников к своей будущей социальной роли – ученик.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:

информационное;

методическое;

практическое.

Система преемственности работы детского сада и начальной школы.

Дошкольное образование

Начальное общее образование

Изучение программы начальной школы и детского сада в соответствии с ФГОС

Изучение работы учителя

Изучение работы воспитателя

Взаимопомощь

Обмен опытом

Совместное проведение мероприятий, праздников

Совместные педагогические советы

Посещение уроков в 1 классе воспитателем

Посещение занятий в подготовительной группе учителем

Нами разработана стратегия совместных действий по развитию познавательной деятельности детей и их мотивационной готовности к школьному обучению. Методическую работу координируют совместные совещания, участниками, которых являются учителя, педагоги детского сада. Детский сад уже много лет тесно сотрудничает с МБОУ СОШ 3 , осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. В течение учебного года дошкольники посещают классы, библиотеку, Музей Боевой славы, Памятник павшим учителям. Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, узнать основные требования образовательной программы, по которой работает ДОУ, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке; а воспитатели детского сада лучше познакомиться с программой начальной школы в соответствии с ФГОС НОО для детей, узнать основные направления работы, увидеть своих выпускников на уроках в школе. В этом учебном году вся запланированная работа по преемственности в работе детского сада и школы должна быть нацелена на выполнение Требований ФГОС и принести положительные результаты.

План взаимодействия МБДОУ «Колобок» с МБОУ СОШ 3 на 2015-2016 уч. г.

№ п\п

Направления работы

Сроки

Ответственные

Орган.педаго-гическая и методическая работа

Работа с родителями

Работа с детьми

1

Корректиров-ка плана работы со школой.

Индивидуальные консультации специалистов.

Анкетирование родителей.

Экскурсия с детьми подготовительной группы в МБОУ СОШ №3

Сентябрь

Ст. воспитатель

Завуч школы № 3

Заведующий МБДОУ

Директор школы

2

Оформление уголка школьника для детей, для родителей.

Встреча с выпускниками детского сада.

Октябрь

Ст. воспитатель

Завуч школы № 3

3

Консультация с учителем начальных классов: «Требования к детям при поступлении в школу»

Родительское собрание совместно с учителем школы «Что должен уметь первоклассник.

Беседы с детьми о школе (подг. группа)

Ноябрь

Ст воспитатель

Завуч школы № 3

Учитель начальных классов

4

Анкетирование на родительском собрании «Готова ли ваша семья к поступлению ребёнка в первый класс?»

Экскурсии детей подготовительной группы в школьную библиотеку.

Декабрь

Ст воспитатель

Завуч школы № 3

5

Беседа «Мотивационная готовность детей к обучению в школе».

Консультация для родителей "О мотивационной готовности детей к школе».

Беседа «Мотивационная готовность детей к обучению в школе».

Январь

Ст воспитатель

Воспитатели

6

Открытая НОД для родителей подгот. гр.

Открытая НОД для родителей подгот. гр.

Февраль

Ст. воспитатель

Завуч школы № 3

Специалисты МБДОУ

7

Консультация

«Как подготовить ребенка к школе»

Март

Психолог МБДОУ

воспитатели

8

Телефонная "Горячая линия" для родителей: "Что беспокоит родителей перед записью детей в школу?"

выставка рисунков детей подготовительной группы на тему

«Что такое школа»

Апрель

Психолог МБДОУ

Психолог школы № 3

9

Провести анализ успеваемости выпускников ДОУ прошлых лет.

Знакомство родителей с диагностикой готовности детей к школе.

Экскурсия с детьми подготовительной группы по школе и школьным музеям

Май

Психолог МБДОУ

Ст. воспитатель

воспитатели

Блок VI Взаимодействие с учреждениями культуры.

Филиал бибилиотеки им. Горького

Музей Пост №1

Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры
Задачи блока:
1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в системе «ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
4. Способствовать созданию благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Основные направления:

эстетическое;

духовно-нравственное;

художественно-творческое;

культурно-просветительское.

Взаимодействие Филиалом бибилиотеки им. Горького

Для создания у ребенка целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации, освоения им общечеловеческих ценностей, формирования личностной культуры мы установили тесные связи с Филиалом бибилиотеки им. Горького. Данное учреждение в своем пространстве совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности. Тесное взаимодействие в работе заведующей библиотеки и воспитателей дошкольного учреждения приводит к эффективному педагогическому результату. Для повышения интереса к чтению и ознакомлению с художественным творчеством у детей в течение учебного года работник библиотеки регулярно проводит выставки на самые разнообразные темы, экскурсии, литературные викторины, посвященные творчеству русских писателей и поэтов. Эти встречи помогают открывать в ребенке творческие способности. В этом учебном году в рамках подготовки к празднованию 70-летия Победы над фашистской Германией нами разработан цикл мероприятий, посвящённых данной тематике

План взаимодействия МБДОУ «Колобок» с филиалом библиотеки им. Горького

на 2015-2016 уч. г.

мероприятие

дата

1.РАБОТА С КАДРАМИ.

1.1.

«Знакомьтесь, новинки!» Обзор новинок методической литературы по дошкольному воспитанию.

сентябрь

март

1.2.

Семинар «Моя любимая книга».

ноябрь

1.3.

Электронная презентация «Современная поэзия для детей»

январь

1.4.

Смотр – конкурс «Лучший книжный уголок»

декабрь

1.5

Помощь в создании условий для возникновения и развития сюжетно-ролевой игры «Библиотекарь».

Помощь в организация выставок художественной литературы

-детских журналов;

-детских писателей;

-о школе;

-о Великой Отечественной войне;

В течение года

2..РАБОТА С ДЕТЬМИ.

2.1.

В течение года

2.2.

1.Проведение бесед о правилах поведения в библиотеке, культуре чтения книг

2.Знакомство с библиотекой

3. Конкурс поделок «Любимый Пятигорск»

4. Литературная викторина «По дорогам любимых сказок»

5. Конкурс чтецов

6 Реализация детских проектов:

«Сделаем книгу своими руками»,

«Писатели Рязани детям»

2.3.

Беседа «Покоривший космос»

12 апреля

2.4.

Конкурс рисунков и поделок «Мой любимый литературный герой»

апрель

2.5

«Этот день победы…» праздник с приглашением ветеранов ВОВ.

май

2.6.

«У нас в гостях…» выступления школьников у нас

по договоренности

2.7

Тематические встречи в детской библиотеке

1 раз в квартал

3.РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

3.1.

Подготовка выставок психолого-педагогической литературы по теме родительского собрания.

в течение года

3.2.

Оформление информационно – методического материала для родительских уголков.

в течение года

3.3.

Передвижная библиотека для родителей «Книжка на ночь»

в течение года

3.4.

Выступление библиотекаря на родительских собраниях «Воспитание будущего читателя».

ноябрь

Взаимодействие с Музеем Боевой славы Пост №1

Это учреждение на протяжении многих лет наш давний партнёр в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В детском саду реализуется Программа «Гражданского воспитания дошкольников» под редакцией О. Л. Князевой и используется как парциальная в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (тематический модуль «Патриотическое воспитание») Данная программа помогает воспитывать детей в духе народных традиций, является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.

В старшей и подготовительной группах ежегодно реализуется программа «Экскурсионные занятия» для детского сада, разработанная Чагодощенским музеем истории и народной культуры специально для дошкольников. Занятия проводятся в форме игр, познавательных развлечений, театрализованных постановок. По полученным впечатлениям об увиденном в группах с детьми реализуется

План взаимодействия МБДОУ детский сад «Колобок»

с Музеем «Пост № 1» на 2015-2016 уч. г.

Мероприятие

Сроки

Участие в выставке детского творчества на военную тематику

февраль

Экскурсия в музей детей подготовительной группы

апрель

Возложение цветов к Вечному Огню

май

Встречи с интересными людьми

В течение года

Блок V Взаимодействие с организациями муниципального района Социальные партнёры- организации, СЮН, торговые организации, аптека, почта России и др.)

Цель блока: установление связей с внешней общественностью, достижение доброжелательного отношения общественности к образовательному учреждению и его услугам.:
Задачи блока:

расширение кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);

формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

воспитания уважения к труду взрослых;

привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.

Игра выступает как важное средство воспитания и своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта, основным источником которого является окружающий мир ребенка, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В игре формируются реальные отношения сотрудничества между одним ребенком и его сверстниками, ребенок приобретает положительный опыт совместных действий.

Вторым этапом ознакомления детей с социумом являются экскурсии к объектам, находящимся вне территории детского сада, так как взаимодействие дошкольного учреждения с социумом является неотъемлемой частью структуры развивающей среды.

Проведение экскурсий и прогулок по городу является одним из лучших видов деятельности для ознакомления детей с окружающим миром и неотъемлемой частью экологического воспитания и оздоровительной работы.

Для решения данной задачи нами был разработан перспективный план для старшей и подготовительной группы по ознакомлению с социально-значимыми объектами города Пятигорска , план экскурсий и прогулок району и к историческим памятникам.

Во время прогулок дети усваивали нормы поведения на улице, закрепляли знания о городском транспорте, правилах дорожного движения, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру, и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях. С помощью родителей были организованы экскурсии в аптеку, на почту. Работники данных учреждений радушно принимали детей, объясняли, рассказывали о своей работе. После посещений этих объектов у детей осталась масса впечатлений.

План взаимодействия МБДОУ детский сад «Колобок» с организациями муниципального района на 2015-2016 уч. г.

Мероприятие

Сроки

1

Экскурсия по улицам района

сентябрь

2.

Посещение Дня открытых дверей на станции юных натуралистов

сентябрь

3

Экскурсия к памятнику Константигорской крепости

октябрь

4

Экскурсия на почту

ноябрь

7.

Сезонные экскурсии в парк

январь

8

Экскурсия на железнодорожную станцию

март

9.

Экскурсия в аптеку.

Март-апрель

10.

февраль

Блок VI Интеграция общественного и семейного воспитания

В соответствии с Законом "Об образовании" родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем и дошкольном возрасте, одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Одной из важнейших задач ФГОС ДО стоит: «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей». Традиционными формами работы с родителями в этом направлении нельзя ограничиваться, так как они являются препятствием к функционированию ДОУ в режиме развития и многие из них устарели, потому, что недостаточно дифференцированы. Они не учитывают изменения в современной семье, новые возможности и требования к образовательным услугам.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

  • единый подход к процессу воспитания ребёнка;
  • открытость дошкольного учреждения для родителей;
  • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
  • уважение и доброжелательность друг к другу;
  • дифференцированный подход к каждой семье;
  • равно ответственность родителей и педагогов.

На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

- с семьями воспитанников;

- с будущими родителями.

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли способности. Однако без тесного взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно. Поэтому основной целью взаимодействия с родителями мы считаем:

возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс

Задачи:

  • формирование психолого- педагогических знаний родителей;
  • приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
  • оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;

4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.

Методологической основой взаимодействия семьи и ДОО выступают:

-теоретические основы педагогической науки, разработанные известными педагогами;

-стратегический подход к оценке взаимодействия семьи и ДОО и поведению мониторинга сотрудничества семьи и детского сада (Т.Н. Доронова, К.Ю. Белая);

- научно-методические условия оптимизации содержания и форм сотрудничества родителей, педагогов и администрации ДОО-принцип функционирования детского сада как открытой системы в процессе взаимодействия с семьями воспитанников и социумом (Л.А. Павлова и др.)

На основе данных подходов в ДОО сложилась

Модель сотрудничества семьи и детского сада в течение года

Участие родителей в жизни ДОО

Формы сотрудничества

Периодичность сотрудничества

В проведении мониторинговых исследований

Анкетирование.

Социальный опрос.

«Родительская почта»

3-4 раза в год

По мере необходимости.

1 раз в квартал

В создании условий

Участие в субботниках по благоустройству территории.

Помощь в создании предметно-развивающей среды.

Оказание помощи в ремонтных работах

2 раза в год

Постоянно

Ежегодно

В управлении ДОО

Участие в работе родительского комитета, Совета ДОО, Педагогического совета.

Постоянно

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей.

Наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные групповые фотоальбомы «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим», памятки).

Заполнение Сайта ДОО

Консультации, семинары-практикумы, викторины

Распространение опыта семейного воспитания.

Родительские собрания.

Родительский унниверситет.

1 раз в квартал

Обновление постоянно.

1 раз в месяц

По годовому плану.

1 раз в квартал

1 раз в квартал

В воспитательно-образовательном процессе, направленном на установление сотрудничества и партнёрских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство.

Дни открытых дверей.

Дни здоровья.

Недели творчества.

Совместные праздники, развлечения.

Встречи с интересными людьми.

1 раз в год

1 раз в квартал

2 раза в год

По плану

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

Аналитическое направление

Цель: изучение потребности родителей в образовательных услугах, выявление степени осведомлённости их в вопросах ведения ФГОС дошкольного образования и желания стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Формы работы:

-анкетирование родителей (при компетентностном подходе содержание анкеты составляется инициативной группой родителей или членами родительского комитета);

-опрос родителей;

- открытый диалог;

-индивидуальные и групповые беседы;

-мини-опросы.

Просветительское направление

Цель: информирование родителей о содержании ФГОС ДО , знакомство с образовательной программой ДОУ, формирование у родителей умения руководства детской деятельностью в новых условиях.

«Информация должна быть актуальной для родителей и не являться простой формальностью. Следует учитывать особенности родителей конкретной группы» А.А. Майер.

Формы сотрудничества:

Традиционные:

-стенды «Вниманию родителей! Всё о ФГОС ДО»

-папки-передвижки,

-тематические консультации в сочетании с обратной связью;

-тематические родительские собрания «Что должны знать родители о ФГОС ДО»?;

-участие в работе педагогического совета «Организация образовательной деятельности по ФГОС ДО»;

-участие в заседаниях органов общественного управления (родительский комитет, Совет ДОУ);

-день открытых дверей «Один день в детском саду» (знакомство с условиями современной предметно-пространственной среды, просмотр совместной и самостоятельной образовательной деятельности);

Активные формы (с использованием компетентностного подхода)

-выставки- библиотечки для родителей;

-настольная тематическая информация «Что такое ФГОС дошкольного образования?»;

-интервью с родителями «Что положительного несёт нам ФГОС ДО»?

-папки-наполнители (В них содержится важная информация о содержании положений ФГОС ДО в сжатой форме, помещённая на оранжевых листах. С ней родители могут

познакомиться дома, возвращая обратно в папку через несколько дней. На зелёных листах они могут задать интересующий их вопрос, и получить письменный ответ работников ДОУ);

-«цветок вопросов» (на круге пишется вопрос для обсуждения : «Что вы хотите узнать о ФГОС ДО?», «Какие изменения вы заметили в дошкольном образовании в связи с введением ФГОС»? Рядом укладываются стикерсы, на которых родители могут изложить письменно своё мнение. Затем эти ответы наклеиваются вокруг вопроса в форме цветка. Это позволит педагогу выбрать тему консультации или информационной ширмы, подготовиться к родительскому собранию. Данная форма актуальна как на начальном , так и на внедренческом этапе ФГОС.

- просмотр видеозаписей занятий, прогулок, игровой деятельности, которые озвучиваются специалистами;

-встречи за круглым столом (на этапе информированности родителей о ФГОС). Здесь эффективно используется метод групповой дискуссии, метод игры, моделирующий отношения «педагог-ребёнок-родитель», метод коллективного спора.

-презентация дошкольного учреждения на общем родительском собрании в конце учебного года (показ включённости родителей в различные виды деятельности, принятие во внимание предложений семьи);

-открытые просмотры занятий, досугов (когда родитель берёт на себя роль воспитателя, героя);

- родительский университет с родителями ( в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют различные жизненные ситуации);

-мастер-класс для родителей, организованный педагогами, когда родители принимают на себя роль детей, мастер-класс могут показать сами родители;

Организационное направление

Цель: вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность.

Традиционные формы:

-участие в конкурсах, выставках;

-участие в экскурсиях, поездках на природу;

-участие в ремонте по благоустройству ДОУ;

-совместное проведение мероприятий (учёт принципа гармонизации детско-родительских отношений);

-день самоуправления;

Активные формы ( с использованием компетентностного подхода)

-проведение родителями бесед с детьми (о профессиях, здоровье и т.д.);

-изготовление баннера родителями о своём ребёнке «Всё обо мне»;

-выступление детей и родителей по принципу «Минута славы».

Педагоги нашего дошкольного учреждения уделяют большое внимание работе с семьями воспитанников, привлечению их к участию в жизни детского сада. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство. Они постоянные участники всех праздников, спортивных состязаний, выставок, конкурсов. Родители – первые помощники и активные участники педагогического процесса. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей служат развитию навыков в установлении контактов со взрослыми ; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений со взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям. В детском саду проходят всевозможные выставки: рисунков, поделок из природного материала, любительских снимков, семейного хобби и многие другие. Одна из задач, организации выставок совместного творчества, которую преследуют педагоги ДОУ - это создание атмосферы общности детей, родителей и воспитателей, активизация родительского участия в жизни детского сада, в воспитании ребенка.

Промежуточный анализ полученных результатов проекта

Таким образом, наше дошкольное образовательное учреждение не представляет возможным реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. Оно заинтересовано:

- в разрушении привычного стереотипа и общественного мнения о работе дошкольного учреждения только с семьями своих воспитанников;

- в развитии позитивного общественного мнения о своем учреждении;

в повышении спроса на образовательные услуги для детей и обеспечении их доступности для максимального количества семей;

- в улучшении подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

- в творческом саморазвитии участников образовательного процесса.

Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация социокультурной связи между ДОУ и учреждениями позволяет:

- использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей;

- решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Работая в таких условиях, мы создаём возможность расширять воспитательную и культурно-образовательную среду и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Внешние связи и взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов.


Ожидаемые результаты

У взрослых:

*Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума на основе договоров и совместных планов.

* создание условий для профессионального развития педагогов дошкольного образовательного учреждения в целях повышения рейтинга и формирования положительного имиджа детского сада;

* Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов.

* Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии с социальными институтами.

*Системное повышение мотивационной готовности всех участников проекта к изменению содержания работы в рамках сотрудничества, равенства и партнерства в отношениях ребенка и взрослого;

* обеспечение информационной осведомленности социальных институтов района о деятельности дошкольного образовательного учреждения;

*создание единой воспитательной системы

У детей:

- освоение предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ;

- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;

- воспитания уважения к труду взрослых.

Анализ результатов проекта и выводы

В результате реализации проекта с 2014 по 2016г

В результате проведенной работы у детей сформировались представления о правилах и нормах поведения в об­ществе, о многообразии человеческих отношений, что способствовало развитию эмоционального отношения к сверстникам и окружающему миру и усвоению новых способов поведения в проблемных ситуациях

уровень социально-личностного развития детей повысился на 34 % (с 58% до 92%)

Произошло улучшение подготовки детей к более легкой адаптации в новой социальной среде(в школе).

100% педагогов повысили свой квалификационный уровень, прошли переподготовку.

повысилась удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг на 16% (с 80% до 96%)

Повысился имидж детского сада (востребованность среди родителей и рейтинг среди дошкольных учреждений города) на 35% (с 60 % до 95%)

Данные мониторинга качества социального партнерства взаимодействия ДОУ в условиях введения ФГОС ДО свидетельствуют о положительной динамике развития этого процесса.

Продукт проекта: Методические разработки, планы, обобщение опыта работы, фото отчеты.

ВЫВОД
ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА СПОСОБСТВУЕТ:

формированию у детей навыков общения в различных социальных ситуациях, расширению их кругозора, развитию всех психических процессов

формированию активной жизненной позиции и накоплению социального опыта, развитию творческого потенциала у детей и взрослых.

профессиональному росту мастерства всех специалистов детского сада

устанавливает социальные связи и способствует личностному развитию каждого участника проекта

и повышению статуса учреждения
в конечном итоге это и ведёт к повышению качества дошкольного образования.

Видео-интервью