Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1421
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

Объект: методическое сопровождение непрерывного образования педагогов и студентов в профессиональных образовательных сообществах.

Цель: обеспечить использование инновационных форм методического сопровождения педагогов и студентов дошкольного профиля в профессиональных образовательных сообществах посредством социальных медиатехнологий:

1. Создать условия для организации профессионального образовательного сообщества на базе дошкольных образовательных учреждений и других учреждений дошкольного профиля.

2. Организовать информационную поддержку и методическое сопровождение существующих профессиональных образовательных сообществ в сфере дошкольного образования Волгоградской области.

3. Стимулировать эффективное взаимодействие между профессиональными образовательными сообществами в условиях профессионально-ориентированного интернет-портала.

Новизна состоит в инновационном подходе к обеспечению методического сопровождения профессионально-ориентированных образовательных сообществ, основанного на развитии сотрудничества и совместного осмысления возникающих профессиональных проблем в онлайн и оффлайн режиме.

Методы проведения работы: анкетирование, теоретический анализ, создание интернет-портала, консультирование, рецензирование.

Подробная инструкция

Проект «Методическое сопровождение профессиональных сообществ педагогов дошкольного образования с использованием цифровых технологий» предполагает несколько этапов реализации. Региональный этап – создание научного информационно-аналитического портала для педагогов и студентов системы дошкольного образования. Локальный этап – создание и сопровождение профессионального образовательного сообщества педагогов конкретного ДОУ по вопросам использования электронных средств обучения в работе с дошкольниками.

Задачами регионального этапа проекта являются:

  1. Создание и развитие программного обеспечения для стимулирования и сопровождения профессиональных образовательных сообществ педагогов сферы дошкольного образования: построение ресурсов "центр проблем детства и образования", "консультационно-методический центр".
  2. Создание и развитие программного обеспечения для стимулирования и поддержки профессионального образовательного сообщества студентов дошкольного профиля, завершение создания кластера "вуз-дошкольное образовательное учреждение" посредством создания виртуального бюро трудоустройства студентов: запуск сервисов по ведению вебинаров и видеоконференцсвязи, он-лайн журнал, сервис "Виртуальное бюро трудоустройства".

Задачей локального этапа является:

  1. Создание профессионального сообщества конкретного дошкольного учреждения.
  2. Эффективное методическое сопровождение инновационной деятельности созданного сообщества в области использования электронных средств обучения для индивидуализации образовательного процесса, творческого развития детей дошкольного возраста.

Технология реализации проекта

Региональный этап.

Работа по созданию портала проводилась на базе факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.

При создании технологии организации сетевого образовательного сообщества мы опирались на этапы создания сообщества, предложенные С.В. Бондаренко. По его мнению, сначала создается та или иная программная оболочка, позволяющая осуществлять коммуникацию, после этого на ресурс приходят пользователи. Со временем в результате взаимодействия постоянных пользователей ресурса, возникает социальная структура (Бондаренко, 2004).

Опишем предлагаемую нами технологию.

Первый шаг. Создание программной оболочки для интернет-сообщества

Нами была построена технологическая веб платформа, которая объединила в себе коммуникационные возможности социальных сетевых сервисов. Данная платформа создавалась на базе исследовательской лаборатории «Международный Центр проблем Детства и образования» при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете на факультете дошкольного и начального образования. Был создан сайт Международного центра www.preschool-center.ru

Для портала нами было выбрано opensource (свободно распространяемое с открытыми исходными кодами, допускающими модификацию) программное обеспечение. При регистрации пользователь получает возможность идентифицировать себя в сети, создать личную страницу с указанием персональной информации, разместить «аватар», фотоальбомы, создавать и участвовать в группах, вести личный электронный дневник – блог, обмениваться информацией с коллегами посредством личной переписки. То есть у пользователя имеется возможность создать свое «профессиональное виртуальное представительство» и от его имени вести деятельность в сети.

Созданный портал включает такие социальные сетевые сервисы как:

- самопрезентация и общение, позволяет пользователю раскрыть себя, выразить свои мысли, говорить о себе;

- социальные контейнеры, что позволяет делиться с людьми своими ресурсами, наработками, творческими работами;

- рекомендательные сервисы позволяющие советовать и получать рекомендации на основе поиска людей со схожими вкусами;

- социальные базы данных, позволяющие пользователям совместно накапливать и создавать знания;

- социальные навигаторы, позволяющие пользователям сетевого сообщества ориентироваться в той или иной сфере за счет взаимодействия с носителями знания в необходимой области.

Второй шаг. Привлечение участников в технологическую платформу

Для привлечения участников сообщества были проведены 3 региональных научно-практических обучающих семинара с работниками системы дошкольного образования г. Волгограда и Волгоградской области (180 участников), преподавателями и студентами дошкольного отделения ВГСПУ для ознакомления с порталом и обучения взаимодействию в условиях сетевого сообщества Проведена Международная видео-конференция с преподавателями и студентами Университета прикладных наук г. Гамбург. Проведено диагностическое исследование (анкетирование) о мотивационной и информационной готовности педагогов и студентов региональной системы дошкольного образования к участию в деятельности образовательного кластера «вуз-дошкольное образовательное учреждение» на базе создаваемого Интернет-портала.

Третий шаг. Организация взаимодействия в сетевом сообществе

Создавая интернет-портал, мы исходили из идеи глубокой связи образования и Интернет технологий, когда центральным элементом такой связи может стать именно сетевое образовательное сообщество, которое функционирует на основе технологий Интернета и раскрывает свою деятельность в соответствии с педагогической технологией, направленной на реализацию тех или иных педагогических задач (Сергеев А.Н., 2010).

На данном этапе решались следующие задачи:

  1. Формировать у педагогов и студентов потребность в профессиональном самопознании;
  2. Формировать у участников сообщества устойчивую мотивацию к самоизменению в профессиональном плане;
  3. Актуализировать личностный смысл профессионально-педагогической подготовки;
  4. Активизировать сотрудничество участников педагогического процесса, обеспечивая принятие диалогической формы взаимодействия.

Среди основных видов деятельности данного этапа деятельности нами были намечены: регистрация пользователей в сети и создание ими «электронного представительства», пользовательская активность в сообществе.

Для решения задач данного этапа нами был разработан и проведен медиа-проект для студентов ВГСПУ «Фотокросс по стране Детсадия». Была создана группа, соответствующая названию проекта. Далее студенты вместе с преподавателем как руководителем проекта обсуждали посредством личных текстовых сообщений, работы в блоге и группе идеи создания проекта, а также комментировали идеи других участников группы. Подобная практика способствовала активизации сотрудничества участников групп.

Также для студентов – участников сообщества был организован медиа-проект «Я - руководитель дошкольной образовательной организации». Целью проекта было научиться моделировать одну из форм дошкольного учреждения согласно компонентам имиджа ОУ.

Для педагогов ДОУ были организованы интернет-конкурсы «Уроки благотворительности», «Творим руками», «Уважаю и люблю я природу свою». Фотографии работ победителей конкурсов размещены в разделе «Виртуальный музей детского творчества».

Раздел «Медиатека педагогического опыта» наполнялся педагогами и студентами после проведенных обучающих семинаров и был посвящен опыту реализации проектов в дошкольных образовательных учреждениях Волгограда и Волгоградской области. В разделе размещено более 66 блогов с фотографиями и презентационными материалами. Педагоги имели возможность прокомментировать материалы своих коллег, а также помочь коллегам в размещении материалов. Ряд педагогов создали свои группы по профессиональным интересам для обмена опытом и информацией.

Раздел "Виртуальное бюро трудоустройства" предлагает уникальный сервис, дающий возможность дистанционного общения работодателя и студента. Данный раздел позволяет осуществлять размещение на сайте унифицированного электронного резюме студента, которое содержит базовую часть, а также возможность присоединения файлов портфолио. Кроме того, сервис позволяет размещать информацию от работодателя, содержащую название организации, контактные данные, тип вакансии, категорию и описание вакансии.

Функциональность сервиса «Виртуальное бюро трудоустройства» предусматривает наличие следующих функций в разрезе ролей работодателя, соискателя и администратора системы:

Работодатель
* Панель управления для работодателя
* Пакеты для работодателя
* Интерфейс поиска резюме. * Поиск резюме по названию приложения, имя, национальность, пол, наличие, категория, тип задания, диапазон зарплаты, образование, опыт
* Сохранение поиска резюме
* Создать профиль компании
* Загрузить логотип компании,
* Отделы
* Вакансии управление
* Описание Мета и мета ключевых слов для работы
* Интеграция с Google Map и YouTube видео
* Список кандидатов
* Отправить сообщение работодателю, когда соискатель обратится по поводу вакансии
* Профессиональный дисплей поиска работы и резюме
* Просмотреть резюме с рядом прикладных резюме
* Скачать файл резюме
* Экспорт в PDF
* Моя статистика
* Уведомление об утверждении компании / отклонения
* Уведомление об утверждении работа / отклонения

Соискатель
* Панель управления для соискателей
* Работа листинга по категории
* Работа листинга компания
* Работа листинга Фильтр по типу расположения, категорию и работу
* Сохранение фильтра для пользователей
* Поиск работы по названию, категория, тип задания, состояние задания, диапазон зарплаты, опыт, продолжительность, дату публикации, наименование и место
* Сохранение поиска работы
* Резюме менеджера (бланк резюме, загружать докачку файла, возобновить редактор, загрузка изображения)
* Разрешить несколько резюме
* Сопроводительное письмо менеджеру
* Разрешить несколько сопроводительных писем
* Посмотреть мои вакансии
* Моя статистика
* Уведомление о резюме подтверждении / отказе

Администратор
* Панель управления администратора
* Управление типов заданий
* Управление Статус работы
* Управление сдвиги
* Управление компаниями
* Управление ведомств
* Управление заданиями

В рамках проекта разработано, установлено и настроено программное обеспечение для проведения вебинаров и видеоконференций, на основе платформы BigBlueButton: разработана панель управления, обеспечивающая ведение списка пользователей и назначение ролей (ведущий/участник), рассылку приглашений участникам вебинара (с указанием даты, времени, роли, темы, логина и пароля), включение/выключение записи вебинаров, создание и модификацию расписания вебинаров, ведение списка прошедших вебинаров и просмотр записаных вебинаров. Данный сервис позволяет осуществлять вебинары, организуемые педагогами дошкольных организаций, преподавателями вуза, учеными-исследователями в области дошкольной педагогики и представителями индустрии детства. Апробация данного сервиса проходила в ходе Международной видео-конференции и регионального вебинара, посвященного актуальной проблеме введения ФГОС ДО.

Для педагогов и студентов дошкольного профиля был создан электронный рецензируемый научно-практический журнал «Ребенок и общество» (www.childandsociety.ru). Журнал зарегистрирован как СМИ, выпущено девять номеров журнала, посвященных различным аспектам дошкольного образования. Авторы статей – педагоги дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда и Волгоградской области, студенты и преподаватели ВГСПУ. Программное обеспечение для журнала позволяет осуществлять автоматизированный прием статей и их рецензирование.

В рамках портала создан сайт «Консультационно-методический центр по дошкольному образованию» в открытом доступе по адресу www.kidworlds.ru

Панель меню обеспечивает доступ к другим проектам Портала. Содержит общую информацию о проекте и включает в себя следующие информационные сервисы и подразделы:

1.3.1. «Библиотека»

1.3.2. «Каталог детских садов

1.3.3. «Форум»

1.3.4. «Он-лайн консультант»

1.3.5. «Информационные материалы»

На сайте установлены счетчики посещаемости и средства веб-аналитики. Обеспечена информационная безопасность и дифференцированный доступ к информации путем разграничения прав доступа пользователей. Имеется поисковый модуль, обеспечивающий индексирование и поиск информации на сайте.

Локальный этап (не завершен).

На данном этапе создано профессиональное образовательное сообщество «Педагогическая лаборатория». Это добровольное профессиональное объединение педагогов МБДОУ детского сада № 5 «Радуга», заинтересованных во взаимном творчестве и коллективном сотрудничестве по изучению, разработке, обобщению материалов по теме «Педагогические основы организации образовательной деятельности дошкольников с использованием электронных средств обучения» с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы. Сообщество включает две исследовательские группы по темам:

1.Создание электронных образовательных ресурсов в условиях проектной деятельности дошкольников.
2.Развитие творческой активности дошкольников средствами анимации (мультстудия).

Необходимая документация для деятельности сообщества:

•Приказ о создании
•Положение о деятельности
•План работы на год
•Протоколы заседаний
•Инновационная методическая продукция (проекты, методические рекомендации, авторские технологии) и экспертное заключение на нее.

Основная идея: Мультипликация и проектная деятельность рассматриваются как средство формирования социальной, исследовательской и творческой активности ребенка, как форма коллективной творческой деятельности, которая дает возможность каждому дошкольнику проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее интересны (поисковая и исследовательская деятельность, рисование, лепка, фотосъемка, компьютерная обработка фотоматериала, озвучивание, монтаж и др).

Методическое сопровождение деятельности сообщества осуществляется дистанционно.

Этапы создания профессионального сообщества на локальном уровне:

Мотивационный этап. Проведена диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива.

Информационный этап. Проведен семинар по ознакомлению педагогов с современными технологиями организации исследовательской активности дошкольников в проектной деятельности. Проведен обучающий семинар по использованию документ-камеры и других электронных средств обучения для организации исследовательской и творческой активности дошкольников.

Организационный этап.

1. Создание двух микро-групп педагогов в рамках создаваемого сообщества.

2. Подготовка документации.

3. Он-лайн консультирование педагогов об идее и технологии реализации пилотных проектов с дошкольниками.

4. Он-лайн консультирование педагогов по форме и содержанию материалов, подаваемых на конкурсы педагогического мастерства.

5. Методическая поддержка и консультирование педагогов по организации диагностического исследования дошкольников в рамках реализуемых проектов.

6. Организация и методическое сопровождение педагогов по созданию масштабного проекта "Шагая по родному краю", участниками которого являются педагоги и дети всех возрастных групп детского сада. Работа с дошкольниками ведется по двум направлениям.

Первое - исследовательская деятельность, которая включает: краеведческие исследования детей, оформление собранного материала.
Вторым направлением является создание детьми анимационного фильма/ продукта проектной деятельности с использованием информации, полученной в результате проведенного исследования.

7. Он-лайн консультирование педагогов по включению родителей в реализуемый проект.

8. Он-лайн консультирование педагогов по созданию с детьми электронных образовательных ресурсов, актуальных для дальнейшей образовательной деятельности.

Рефлексивный этап

Анализ и оценка каждым педагогом собственной деятельности в рамках проекта в ходе анкетирования, а также в рамках итогового семинара.


Ожидаемые результаты

Результаты регионального этапа проекта:

В соответствии с целью и задачами проекта проведены следующие работы и получены следующие результаты: разработано, установлено, настроено и запущено в эксплуатацию программное обеспечение, обеспечивающее функционирование научного информационно-аналитического интернет-портала для сопровождения и развития профессиональных сообществ вуза и дошкольных учреждений в целях кластеризации системы дошкольного образования.

Интернет-портал включает в себя три сайта, позволяющих полностью обеспечить научное и методическое сопровождение педагогической деятельности работников системы дошкольного образования Волгоградской области: Международный Центр проблем Детства и образования (www.preschool-center.ru , электронный научно-практический журнал "Ребенок и общество" (www.childandsociety.ru , Информационно-консультационный центр по вопросам дошкольного образования (www.kidworlds.ru).

Проведены 3 региональных научно-практических обучающих семинара с работниками системы дошкольного образования г. Волгограда и Волгоградской области (180 участников), преподавателями и студентами дошкольного отделения ВГСПУ для ознакомления с порталом и обучения взаимодействию в условиях сетевого сообщества, международная видео-конференция с преподавателями и студентами Университета прикладных наук г. Гамбург. По результатам реализации проекта образовательным кластером охвачены ВГСПУ и 60 дошкольных образовательных учреждений г. Волгограда и Волгоградской области.

Выпущено девять номеров журнала "Ребенок и общество", посвященных различным аспектам дошкольного образования.

По материалам проекта опубликованы статьи в журналах и сборниках, индексируемых в системах цитирования SCOPUS (2 шт.), РИНЦ (3 шт.), а также в ведущих рецензируемых научных журналах, включенных в перечень ВАК (1 шт.).

Ожидаемые результаты локального этапа:

Деятельность в рамках «Педагогической лаборатории» ориентирует всех участников творческого процесса на создание условий для активизации творческих способностей. Активная творческая и исследовательская деятельность дошкольников направлена, прежде всего, на развитие мышления, воображения и речи.

Предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:

•увеличение количества дошкольников, заинтересованных техническим творчеством;
•разработана методика сопровождения творческой деятельности дошкольников с использованием электронных средств обучения;
•проведение творческих встреч и мастер-классов, направленных на популяризацию знаний об истории родного края и навыков работы в области анимации, в области создания электронных образовательных ресурсов (ЭОР);
•создание копилки ЭОР, анимационных фильмов об истории искусства, архитектуры, народных промыслов Урюпинска, Волгограда и Волгоградской области, сделанных детьми в рамках реализуемых проектов.
Анализ результатов проекта и выводы

Таким образом, в ходе работы над проектом все поставленные цели и задачи были успешно решены, а именно:

На региональном этапе проекта.

1. Созданы условия для принятия педагогами и студентами сферы дошкольного образования идеи профессионального образовательного сообщества как современного и эффективного средства непрерывного профессионального образования.

- проведены обучающие семинары с педагогами и студентами;

2. Созданы условия для организации профессионального образовательного сообщества на базе дошкольных образовательных учреждений и других учреждений дошкольного профиля.

- информационный научно-методический портал запущен в эксплуатацию, активно функционируют все разделы;

3. Организована информационная поддержка и методическое сопровождение существующих профессиональных образовательных сообществ в сфере дошкольного образования.

- успешно апробированы возможности портала для организации интернет-консалтинга образовательных учреждений дошкольного профиля;

- проведена международная видео-конференция с использованием сервиса «Вебинары»;

- выпущено девять номеров электронного журнала «Ребенок и общество» с описанием опыта работы педагогов дошкольных образовательных организаций Волгоградской области;

4. Стимулируется эффективное взаимодействие между профессиональными образовательными сообществами в рамках образовательного кластера вуз-детский сад.

- успешно апробированы возможности интернет-сервиса «Бюро трудоустройства» для обеспечения связи работодателей и студентов дошкольного профиля.

На локальном этапе проекта. (этап еще не завершен)

1. Созданы условия для принятия педагогами и студентами сферы дошкольного образования идеи профессионального образовательного сообщества как современного и эффективного средства непрерывного профессионального образования.

- проведены обучающие семинары с педагогами детского сада г. Урюпинск.

2. Созданы условия для организации профессионального образовательного сообщества на базе дошкольных образовательных учреждений и других учреждений дошкольного профиля.

- организовано и успешно функционирует профессиональное сообщество "Педагогическая лаборатория" на базе МДОУ №5 Радуга г. Урюпинск по проблеме использования электронных средств обучения в образовательной деятельности детей дошкольного возраста для развития их творческого потенциала.

3. Организована информационная поддержка и методическое сопровождение созданного профессионального образовательного сообщества.

- Разработан и действует проект "Шагая по родному краю", в рамках которого работа с дошкольниками ведется по двум направлениям.

Первое - исследовательская деятельность дошкольников, которая включает: краеведческие исследования, оформление собранного материала.
Вторым направлением является создание детьми анимационного фильма/ продукта проектной деятельности с использованием информации, полученной в результате проведенного исследования.

В проекте задействованы все возрастные группы, начиная с первой младшей и заканчивая подготовительной группой.

- В ходе проекта проведена диагностика, а также осуществляется промежуточный мониторинг с целью определить характер влияния электронных средств обучения на общение и мышление дошкольников в условиях творческой деятельности. Использованы методики: Тест творческого мышления Вильямса, Наблюдение за проявлением коммуникативных способностей (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова). Разработана карта наблюдения для мониторинга.