Наверх

Проекты победителей

Заявка № 892
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

Проект- Программа коррекционно-развивающей работы

с детьми 5-7 лет с фонетическим и фонетико-фонематическим нарушениями речи с использованием ИКТ

(интерактивных игр) в условиях логопункта и логогруппы на 2016-2017 учебный год. https://yadi.sk/i/hMQEYZ3L3EkWFh

ОГЛАВЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи и принципы реализации программы
1.3 Характеристика речевого развития детей 5-7 лет 7
с ФН и ФФН.
1.4 Целевые ориентиры освоения рабочей программы (планируемые результаты) 8
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание и организация коррекционной работы в условиях логопункта.
2.2. Содержание и организация коррекционной работы в условиях логопедической группы.
2.3. Формы, методы и средства реализации программы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
5.1. Организация предметно – пространственной развивающей среды. Материально-техническое обеспечение.
5.2. Мониторинг и итоговый контроль
Список литературы
Приложение

************************************************************************************************************************

Цель программы планирование коррекционной работы с учетом особенностей и возможностей каждого воспитанника и повышение мотивации у детей посредством оптимального использования развивающих компьютерных программ и интерактивных игр на логопедических занятиях.

Достижение цели возможно через использование ИКТ при решении следующих задач:

- обогатить методическое сопровождение в логопедической работе посредством использования ИКТ;

- воспитывать у детей самостоятельность, творчество, инициативность, взаимовыручку в совместной деятельности;

- развивать коммуникативные навыки;

- формировать правильное звукопроизношение;

- развивать связную речь.

Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Методы коррекционной логопедической работы:

1. Наглядные

- непосредственное наблюдение и его разновидности;

- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек картин, мнемотаблиц, рассказывание по игрушкам, картинам и т.п.);

2. Словесные

-чтение и рассказывание художественных произведений;

- заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.

- пересказ;

- обобщающая беседа;

- рассказывание без опоры на наглядный материал;

3.Практические

- дидактические игры и упражнения;

- игры-драматизации и инсценировки;

- хороводные игры и элементы логоритмики ;

- срайбинг.


Подробная инструкция

Исходя из целей и задач данной рабочей программы, были составлены следующие документы (представлены в программе), регламентирующие работу логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи на логопедическом пункте и на логопедической группе МБДОУ детский сад №85 «Солнышко» на 2016-2017 уч. г.:

  • Примерное годовое планирование учителя-логопеда.
  • Перспективное планирование логопедической работы по преодолению фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.
  • Перспективное планирование индивидуальной работы по звукопроизношению.
  • Календарно-тематическое планирование занятий по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
  • План взаимодействия учителя-логопеда с родителями воспитанников.
  • Циклограмма работы логопеда.
  • Тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей.
  • План взаимодействия специалистов ДОУ.

Для эффективности и большей результативности логопедической работы, с целью оптимизации коррекционно - развивающего процесса в подготовительной логопедической группе применяются следующие технологии:

  • здоровьесберегающие: кинезиология, различные виды гимнастик, биоэнергопластика, подвижные игры;
  • моделирование, схематизация и иллюстрирование, мнемотехника,
  • социо – игровые (работа в малых группах);
  • ИКТ (обучающее видео, презентации, скрайбинг)
  • интерактивные игры (через использование сайта "Мерсибо" - онлайн, дистанционное, долгосрочное, индивидуальное и групповое, для родителей и детей).

Электронные образовательные ресурсы, включающие компьютерные логопедические программы, компьютерные обучающие игры, мультимедийные презентации, аудио и видеоматериал используются в активизации самостоятельной, практической деятельности детей в речевом развитии:

  • фонематического восприятия, овладение элементами грамоты;
  • формирование правильного произношения;
  • формирование лексико-грамматических средств языка;
  • связной речи;
  • развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.

В работе с детьми используются авторские презентации, музыка, видеоматериалы и презентации открытого доступа сети интернет, как готовые, так и переработанные, а также материалы DVD и CD-дисков:

  • «Коммуникация». Увлекательная грамота для детей 5-7 лет. Мультимедийное сопровождение образовательной деятельности. Е. П. Кольцова, О.А. Романович, Н.Л. Стефанова. Издательство «Учитель», 2014 г. (условное обозначение в календарном плане программы - (к))
  • «Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет» Е.Ю. Бухтаярова, А. А. Гуськова, С. И. Токарева. Издательство «Учитель», 2014 г.
  • «Логопедические пазлы». Прогрессивные технологии обучения детей. (Рекомендации и сборники для коррекции нарушений письма по всем видам дисграфии и дизорфаграфии.) Л.В. Акульская. Издательство «Учитель», 2014 г.
  • «Звуковой калейдоскоп». Развитие фонематического слуха у дошкольников. Игры. ООО «Мерсибо», 2013 г. (условное обозн. – (м))
  • «Логопедическая диагностика» Интерактивные игры и упражнения для обследования речи дошкольника. ООО «Мерсибо», 2014 г. (м)
  • «Ума палата» Интерактивные игры для проведения обучающих занятий в детском саду. ООО «Мерсибо», 2014г. (м)
  • «Логопедия» Стихи, упражнения песни. (5-CD диков: звуки с-з-ц, звуки ш-ж-ч, звуки й-к-г-х, звуки л-ль, звуки р-рь.) Т.С. Резниченко, О.Д. Ларина. ОО «Иновционные технологии».

Дидактические упражнения, задания и виды работ, используемые в презентациях на занятиях по обучению грамоте, направлены на решение следующих задач:

  • развитие речевого дыхания;
  • организация гимнастики для глаз;
  • автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • дифференциация акустически близких звуков и графически сходных букв;
  • развитие фонематического восприятия,
  • развитие элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;
  • усвоение лексических тем;
  • развитие навыков словообразования и словоизменения;
  • развитие связной речи и познавательных способностей и т. д.

Содержимое слайдов включает в себя задания с:

  • визуальным знакомством с печатной буквой, примером ее написания в анимации или видео;
  • характеристикой звука, буквы (схема и аудиосопровождение);
  • выделением звука на слух из ряда звуков, слогов, слов, текста в аудио записи или видео (стихи, песни и т.п.);
  • иллюстрациями с анимацией, которая помогает воспроизвести слово, выделить слог (букву, слово, картинку) и новый звук в слове;
  • звукобуквенным анализом слов (схема и аудиосопровождение),
  • упражнениями для чтения слогов;
  • ребусами, загадками, пословицами, предложениями, которые помогают понаблюдать за лексическим значением слов и многое другое.

Упражнения на отработку техники чтения направлены на правильное воспроизведение слоговых структур и слов. Они помогут решить следующие задачи:

  • установить прочные связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;
  • дифференцировать сходные единицы чтения.

Презентация даст возможность организовать самопроверку наглядно, динамично и образно, сравнивая свои результаты со слайдами презентации или получить оценку (похвалу) от электронного собеседника. При такой организации проверки детям дается возможность реально оценить свои знания, полученные на занятии.

Для развития связной речи применяется демонстрация различных картинных материалов, мнемотаблиц, схем, а так же скрайбинг технология создания видео фильмов. Скрайбинг — это процесс визуализации сложного смысла простыми образами, при котором отрисовка образов происходит в процессе донесения информации [29]. Особенность скрайбинга, по сравнению с другими способами донесения сложной информации, в том, что он задействует одновременно слух, зрение и воображение человека.

Когда отрисовка простых образов происходит в процессе донесения информации, человек её не только лучше понимает, но и запоминает, что способствует развитию связной речи, умения пересказывать тексты, составлять рассказы самостоятельно. Поскольку создание фильма иногда занимает больше времени, чем мы можем уделить на фронтальном занятии мы предлагаем записывать фильмы на индивидуальных занятиях (кружок), а на фронтальном, для пересказывания рассказов, показывать уже готовые.

В целях повышения двигательной активности детей и решения задачи здоровьесбережения в систему занятий внесены подвижные игры по всем лексическим темам, из методического пособия разработанного специалистами нашего ДОУ .

Ожидаемые результаты

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

-Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с нарушениями речи позволит:

  • повысить эффективность коррекционной работы,
  • создавать интерес у детей к логопедическим занятиям,
  • ускорить процесс обучения грамоте дошкольников,
  • развивать у детей культуру использования ИКТ в обучении.
Анализ результатов проекта и выводы

Проект находится в стадии реализации.

Результате использования ИКТ и интерактивных игр отношение детей к занятиям стало более позитивным, повысилась мотивация, дети с удовольствием стали посещать логопедические занятия. Родители чаще берутся за выполнение рекомендаций по закреплению полученных навыков в домашних условиях и активнее участвуют в совместной деятельности с детьми в рамках различных мероприятий в детском саду.

С целью выявления динамики речевого развития, дети посещающие логопункт и логогруппу обследуются 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Для того чтобы оценить эффективность освоения программы отслеживается личностный рост детей (психолог). В начале, середине и конце учебного года проводится комплексное обследование речи детей, основанное на методике М.А. Поваляевой [21]. (Приложение 2)

Данные обследования заносятся в речевую карту ребенка, по результатам обследования составляется отчет о логопедической работе и речевом развитии дошкольников (в виде таблиц, диаграмм) занимающихся на логопункте и логогруппе.

В ходе обследования осуществляется:

  • . Изучение сформированности речевой коммуникации.
  • . Изучение сформированности связной речи детей.
  • . Изучение сформированности словарного запаса детей.
  • . Изучение сформированности грамматической стороны речи.
  • . Изучение состояния звуковой стороны речи.
  • . Изучение сформированности практического осознания элементов речи.

Используемые методики:

1. «Иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста» Иншаковой О.Б.;

2. «Педагогическая диагностика и коррекция речи», Поваляева М. А., Беденко Г. В., и др. 1997.

2. «Тестовая диагностика: обследование общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями» Т.В.Кабанова, О.В.Домнина.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта, заполняются речевые карты воспитанников и применяются следующие приёмы диагностического мониторинга:

-Сбор анамнестических данных;

-Беседы с родителями;

-Наблюдения за детьми во время занятий, режимных моментах; в игре;

-Беседа с детьми;

-Беседа с воспитателями

-Результаты мониторинга заносятся в диагностическую карту (речевую карту).

Видео-интервью