Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1405
Номинация
Тренер / коуч
Цели, задачи, методы

Название программы.

Эффективное применение личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства, обеспечивающих единый процесс социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей.

Цель программы.

Развитие у слушателей практической готовности к реализации идей личностно-ориентированных технологий в моделировании образовательного пространства.

Задачи.

  • Развивать профессионально – педагогические компетенции, обеспечивающих реализацию принципов личностно-ориентированных технологий в соответствии с ФГОС ДО.
  • Формировать положительную мотивацию и комплекс практических умений, необходимых для эффективной социализации-индивидуализации каждого ребенка.
  • Апробировать на практике освоенные технологии и методики. Создать проект идеальной модели образовательного развивающего пространства.

Методы.

Дискуссионные: активная лекция, эвристическая лекция, групповая дискуссия, «мозговой штурм», дебаты, синквейн, техники генерирования идей, анализ конкретной ситуации, кейс-метод.

Игровые: творческие игры (в том числе деловые), игровое проектирование, творческая мастерская, мастер-класс, игровая лаборатория.

Рейтинговые: мониторинг-экран, интернет-голосование, презентация, экспертная оценка, ПОПС-формула, формула ХИМС, интеллект-карты, анкетирование.

Подробная инструкция

Информационный блок программы

Ключевые идеи опыта, в который будут погружены слушатели.

«…создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка…»

ФГОС ДО.

Современное состояние дошкольного образования характеризуется тем, что одним из наиболее значимых направлений в его реформировании и модернизации является замена традиционных ценностей обучения ребёнка на ценности развития личности.

Исходя из этого, я отметила для себя эффективность личностно-ориентированных технологий в моделировании развивающего пространства, позволяющем ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя в характерной для этого возраста деятельности, а именно в игре.

Моделирование образовательного развивающего пространства нового уровня должно обеспечивать сознательную, целенаправленную, систематически и взаимодополняющую деятельность педагогов, детей, родителей, направленную на всестороннее развитие ребенка, включающее такие структурные компоненты как самоопределение, самопознание, самореализацию и саморазвитие. Целью данного моделирования является организация такого образовательного развивающего пространства, в котором будут формироваться индивидуально-психологические и специальные способности детей. Этого позволяют достичь личностно-ориентированные технологии, так как ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Стажеры получат возможность построения структурной модели образовательного развивающего пространства, установят взаимосвязи его компонентов: субъектов системы образования, пространственно-предметной, социально-контактной и информационной.

Суть моделирования образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий заключается в позиционировании ребенка как субъекта активности в единстве четырех составляющих: вхождение в мир природы, в рукотворный мир, в общество, возникновение самосознания. Моя задача состоит в том, чтобы, используя принципы эффективного общения, поддержать и развить самоценную активность ребенка, тем самым достигая искомое взаимопроникновение, в чем и состоит основная идея личностно-ориентированного подхода.

Реализуя, личностно-ориентированные технологии необходимо придерживаться шести стратегических принципов:

Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно пробудить и поддержать стремление к проявлению и развитию природных и социально приобретенных возможностей.

Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и содействие его дальнейшему развитию.

Принцип субъектности. Индивидуальность присуща тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общении и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в детском саду. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в образовательно-воспитательном процессе.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы малыш жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации образовательно-воспитательного процесса.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определить и развивать индивидуальные особенности детей и уникальность группы в целом. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

Принцип доверия и поддержки предполагает решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру образовательно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно- ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

Реализация данных принципов предполагает «через-себя-понимание», создание единого развивающего образовательного пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют следующие методы и приемы: диалоги, дискуссии, наблюдения и эксперименты, игровые, рефлексивные, групповые, презентативные, исследовательские, поисковые методики, а так же метод проектов и проблемного обучения.

В рамках личностно-ориентированных технологий применяю такие направления:

Гуманно-личностные технологии для оказания помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения, осуществления индивидуального подхода.

Технология сотрудничества для реализации партнерских взаимоотношений «Взрослый — ребенок» и создания условий развивающей среды. Совместного определения разнообразной творческой деятельности.

Исследовательская технология для внедрения модели «обучение через открытие».

Имитационного моделирования (игровая) для поиска путей решения жизненно важных затруднений путем их моделирования в образовательном пространстве.

Деятельностная, для формирования у ребенка позиции субъекта деятельности и способности проектировать предстоящую деятельность.

Рефлексивная для осознания ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Если особенности всех технологий объединить в одну, то получится интегральная технология. В своей практике я определила и использую такую интегральную технологию, как технология моделирования образовательного пространства.

Использование данных технологий требует от участников образовательного процесса создания ряда условий, а именно:

— разрабатываются индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

— организуются групповые образовательные ситуации на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

— новый материал конструируется для реализации исследовательского метода, в ходе которого осуществляется деятельностный подход.

В организации развивающего образовательного пространства, основанного на личностно-ориентированных технологиях необходимо учитывать следующие особенности:

— оценка и необходимая коррекция психологических состояний всех участников образовательного процесса; (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);

— поддержка высокого уровня мотивации во взаимодействии с использованием приёма смещения мотива на цель;

— выявление и применение субъектного опыта по предложенной теме;

— использование различных сенсорных каналов для осуществления эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса;

— построение деятельности каждого ребёнка с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;

— отказ от фронтальной работы как основной формы образовательной деятельности и широкое использование различных вариантов индивидуальной, парной или групповой работы;

— гендерный аспект в организации различных форм работы; в подборе методов и приёмов образовательно-воспитательного процесса;

— положительная установка на успех и получение результата деятельности; создание условий для формирования у каждого ребёнка высокой самооценки, уверенности в своих силах;

— системная рефлексия для ориентирования на последующую работу.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии являются на сегодняшний день одними из наиболее подходящих для всестороннего развития личности в процессе образования детей дошкольного возраста и максимально отвечающих требованиям ФГОС ДО.

Предлагаемая программа стажировки позволит слушателям, опираясь на имеющийся практический опыт, включиться в активную практическую работу по развитию и совершенствованию развивающего образовательного пространства среды в соответствии с ФГОС ДО.

Для реализации программы стажировки автор располагает необходимым набором методических и дидактических разработок.

2. Содержательный блок программы.

2.1. Перечень необходимого оборудования, которым располагает автор программы для проведения обучения:

1. Помещения для реализации программы: ресурсно-методический центр, центр коррекционно-психологической помощи, музыкальный, физкультурный залы, 11 групповых помещений;

2. Мультимедийное оборудование: 2 проектора, 1 переносной экран на штативе, 1 статичный экран, различная аудио, видео и фотоаппаратура и оргтехника, оснащение персональными компьютерами, с выходом в Интернет со скоростью до 1 Мбит/с;

3. Учебно-методический комплект: авторские оценочные карты для проведения экспертизы образовательной среды ДОУ, листы наблюдений за педагогическим процессом на наличие личностно-ориентированного подхода; видеофильм с фрагментами образовательных событий;

4. Дневники слушателей, содержащие информационные и раздаточные материалы, раскрывающие содержательные и рефлексивные материалы программы.

2.2. Программа.

Включает 3 модуля и рассчитана на 24 часа, ориентирована на воспитателей, старших воспитателей, специалистов и административных работников дошкольных общеобразовательных учреждений.

В ходе обучения слушатели разрабатывают проекты моделей образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий, которые направлены на социализацию и индивидуализацию ребенка, и развитие его способностей.

Модуль №1. «Самоопределение слушателей как субъектов развивающего образовательного пространства посредством личностно-ориентированных технологий» (8 часов)

Понятийные задачи:

Определение ключевых компонентов и принципов личностно-ориентированных технологий.

Формирование понятийной картины «многокомпонентное развивающее образовательное пространство в соответствии с ФГОС ДО».

Погружение в психолого-педагогические основания личностно-ориентированных технологий.

Практические задачи:

Освоение на практике методов личностно-ориентированных технологий в процессе интерактивной экспозиции игрового оборудования.

Обсуждение с помощью методов «мозговой штурм», «дебаты», ПОПС-формулы эффективности применения личностно-ориентированных технологий в создании многокомпонентного развивающего образовательного пространства ДОУ Экспертная оценка среды ДОУ по разработанным картам.

Рефлексивный анализ и оценка: самооценивание с помощью графика, разработанного автором программы; выявление реального опыта с помощью формулы ХИМС; размещение экспертных карт анализа предметно-пространственной и образовательной среды ДОУ на сайте; выбор форм проведения образовательной программы и вектора прохождения слушателя в ней.

Модуль №2. «Личностно-ориентированные технологии как фактор единого процесса социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей» (11 часов).

Понятийные задачи:

Ознакомление с концептуальными основами применяемой технологии;

Погружение в опорные точки технологии:

-методы и приемы личностно-ориентированного взаимодействия как условия формирования активности ребенка;

— технология моделирования — как способ организации образовательного пространства.

Практические задачи:

Разработка и анализ модели образовательного пространства с применением кейс-метода, составление синквейна.

Создание картотеки методов и приемов личностно-ориентированных технологий и оценка их эффективности в развитии игровой деятельности детей. Игровая лаборатория.

Разработка карты наблюдений за игровой деятельностью детей и индивидуальных маршрутов развития.

Погружение слушателей в образовательную среду ДОУ с целью исследования действий педагогов.

Рефлексивный контроль и оценка: отражение эффективности работы в образовательной среде ДОУ на мониторинг-экране; оценка профессиональных действий слушателей с учетом интернет голосования.

Модуль №3. «Личностно-ориентированные технологии как средство организации эффективного взаимодействия участников образовательного пространства» (5 часов)

Понятийные задачи:

Формирование представлений о личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ;

Расширение представлений о возможностях сотрудничества с семьями на примере личностно-ориентированных технологий;

Переосмысление понятия «идеальная модель образовательного развивающего пространства».

Практические задачи:

Освоение личностно-ориентированной модели взаимодействия с акцентом на индивидуализацию ребенка, развитие его способностей;

Проектирование слушателями собственной идеальной модели образовательного развивающего пространства ДОУ;

Проживание участниками образовательного события в роли модератора, фасилитатора, медиатора, тьютора по самостоятельному выбору.

Рефлексивный контроль и оценка: презентация результатов работы групп; интернет-голосование по итогам работы в микро группах; заполнение анкеты «Результаты приращения профессиональных компетенций».

2.3. Учебный план:

Формулировка понятийной и (или) практической задачи, решаемой в рамках стажировки

Количество часов

Л

Е

К

Ц

И

И

Прак

тические

заня

тия

Проба

Оце

ноч

ное собы

тие

1.

МОДУЛЬ 1. «Самоопределение слушателей как субъектов развивающего образовательного пространства посредством личностно-ориентированных технологий»

1.1.

Тема 1. «Определение личностно значимых целей обучения по программе»

1

1.2.

Тема 2. «Компоненты, составляющие личностно-ориентированные технологии. Сравнительный анализ личностно-ориентированного и традиционного образования»

1

1.3.

Тема 3. «Анализ эффективности личностно-ориентированных технологий с позиции требований ФГОС ДО»

1

1.4.

Тема 4. «Роль личностно-ориентированных технологий в создании многокомпонентного развивающего образовательного пространства ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

1

1.5.

Тема 5. «Экспертиза образовательной среды ДОУ с учетом принципов личностно-ориентированного подхода»

2

1.6.

Тема 6. «Выявление слушателями собственных дефицитов в технологии моделирования образовательного пространства»

0,5

1.7.

Тема 7. «Самооценка собственного реального опыта с позиций личностно-ориентированных технологий»

0,5

1.8.

Тема 8. «Рефлексия первого дня. Выбор форм проведения программы обучения и вектора прохождения слушателя в ней»

1

2.

МОДУЛЬ 2. «Личностно-ориентированные технологии как фактор единого процесса социализации-индивидуализации ребенка, развитие его способностей»

2.1.

Тема 1. «Алгоритм моделирования образовательного пространства с применением личностно-ориентированных технологий»

0,5

0,5

2.2.

Тема 2. «Создание картотеки личностно-ориентированных методов и приемов с целью социализации-индивидуализации каждого ребенка»

2

2.3.

Тема 3. «Разработка карты наблюдения за игровой деятельностью детей»

1

2.4.

Тема 4. «Технология моделирования образовательного пространства, включающего организацию разнообразных видов деятельности»

0,5

0,5

2.5.

Тема 5. «Разработка индивидуального маршрута развития конкретного ребенка в определенном образовательном пространстве»

1

2.6.

Тема 6. «Планирование образовательной деятельности с учетом индивидуальных маршрутов развития детей»

1

2.7.

Тема 7. «Разработка шкалы оценки эффективности методов и приемов по степени соответствия их принципам личностно-ориентированных технологиий»

1

0,5

2.8.

Тема 8. «Личностно-ориентированные технологии как средство формирования активности ребенка в игровой, конструктивной, творческой, исследовательской и других видах деятельности»

2

0,5

3.

МОДУЛЬ 3. «Личностно-ориентированные технологии как средство организации эффективного взаимодействия участников образовательного пространства»

3.1.

Тема 1. «Личностно-ориентированные формы взаимодействия участников образовательного пространства ДОУ»

0,5

0,5

3.2.

Тема 2. «Эффективное сотрудничество с семьями воспитанников как результат применения личностно-ориентированных технологий»

1

0,5

3.3.

Тема 3. «Проектирование идеальной модели образовательного развивающего пространства»

1

0,5

3.4.

Тема 4. Итоговая рефлексия выполнения программы

1

Всего:

1,5

7,5

10

5

Итого:

24

Ожидаемые результаты

Предлагаемая программа позволит слушателям, опираясь на имеющийся практический опыт, включиться в активную практическую работу по развитию и совершенствованию развивающего образовательного пространства среды в соответствии с ФГОС ДО. Освоить личностно-ориентированную модель взаимодействия с акцентом на индивидуализацию ребенка, развитие его способностей. Спроектировать собственную идеальную модель образовательного развивающего пространства ДОУ.

Проживание участниками программы образовательных событий в роли модератора, фасилитатора, медиатора, тьютора даст возможность реализовать личный потенциал и скорректировать собственные дефициты.

Будет создана картотека методов и приемов личностно-ориентированных технологий с описанием их эффективности в развитии игровой деятельности детей. Разработаны карты наблюдений за игровой деятельностью детей и индивидуальных маршрутов развития.

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов программы возможно будет получить по ее окончанию в количественном и качественном показателях с помощью проведения разнообразных форм оценки и самооценки.

Внешняя оценка результатов.

Разработанные в рамках программы проекты развивающих образовательных пространств будут размещены на сайте. Внешняя оценка результатов деятельности слушателей будет возможна, благодаря организации работы Интернет-форума. В его рамках будет осуществлена перекрестная оценка разработанных материалов, по заранее разработанной критериальной шкале, либо по шкале разработанной самими слушателями. В оценивании посредством Интернет-голосования смогут принять участие коллеги слушателей, педагоги образовательных учреждений, все желающие.

Руководитель программы оценивает по той же шкале каждого участника и дает рецензию.

Самооценивание собственных результатов.

Слушателям будет предложено:

1) Оценить разработанные материалы по критериальной шкале.

2) Заполнить анкету самооценки обучения по программе, подготовленную автором.

3) Принять участие в итоговой рефлексии, ответив на вопросы:

1. Что Вы ожидали от программы и что получили?

2. В чем Вы видите собственное приращение как педагога? Какие навыки Вы получили и как они помогут Вам в дальнейшей педагогической деятельности?

3. Что Вам более всего удалось?

4. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время обучения? Какими способами Вы их преодолевали или предполагаете преодолевать? Какова была роль этих проблем в вашем самосовершенствовании?

5. Мои замечания и предложения:

— себе по дальнейшей работе в освоении личностно-ориентированных технологий;

— коллегам по обучению;

— автору программы.

Такой подход позволит не только в оценивании качества усвоения программы, но и даст возможность усовершенствовать саму программу с учетом всех отзывов и предложений. Считаю, такие результаты наиболее целесообразными, так как они имеют рефлексивный характер.

Видео-интервью