Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2488
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

Цель проектной деятельности - разностороннее развитие ребёнка-инвалида с учетом его возрастных, индивидуальных особенностей, особенностей развития и специфических образовательных потребностей на основе индивидуального подхода и в специфичных для него видах деятельности, социализация ребёнка, формирование общей культуры его личности.


Задачи

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка-инвалида, в том числе его эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка-инвалида в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках проектной деятельности;
  • создание благоприятных условий развития ребёнка-инвалида в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка-инвалида как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности ребёнка-инвалида, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям ребёнка – инвалида;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья их ребёнка.

    Методы и средства воздействия

    Игровой метод Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяется для работы с детьми младшего дошкольного возраста. Диагностика В индивидуальной форме можно диагностировать: - наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения); - уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия); - конфликты с близкими людьми (противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора); - потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации); - способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание); - уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия); - анализ (расположение фигурок в песочнице и их значение). В подгрупповой форме можно диагностировать: - характер взаимодействия в подгруппе; - распределение ролей в подгруппе; - стиль поведения каждого участника подгруппы. Метод психокоррекционного воздействия Применяется при наличии у ребёнка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.). Профилактические, развивающие средства Проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице, передаче ребёнку собственного жизненного опыта.
Подробная инструкция

Описание материально-технического обеспечения проекта


Оснащение и оборудование педагогического процесса

  • интерактивная песочница;
  • песок (промытый, просеянный, прокаленный, имеющий сертификат качества и безопасности в использовании в дошкольной образовательной организации);
  • игрушки:

- фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории – реальные и воображаемые);

- фигурки животных (домашние, дикие, мифические);

- деревянные фигурки (куклы-матрёшки, грибочки, листочки и т.д.);

- символические предметы (зеркала, яйца, бабочки);

- игрушечные здания и мебель (домики, башни, замки);

- соединяющиеся игрушки (лестницы, конструктор лего);

- транспорт (машинки, самолёты, поезда, лодки, ракеты);

- растительность (деревья, цветы, кусты, овощи, фрукты);

- бросовый материал (пуговицы, перья, монетки, крышечки);

- природный материал (ракушки, веточки, камни);

- пластиковые или деревянные буквы, цифры, геометрические фигуры;

- игрушки для песочницы (совочки, лопатки, формочки, грабли, ситечки) и др.


Методическое обеспечение проектной деятельности

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
  2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 88 с.
  3. Алябьева Е.А.и Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96 с.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет,звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 240 с., ил.
  5. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Пособие для практических работников детских садов / автор – составитель И.А. Пазухина – СПб.: «Детство – пресс», 2004. – 272 с., ил.
  6. Зинкевич – Евстегнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
  7. Зинкевич – Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.
  8. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд. Доп. И перераб. СПб.: Издательство «Речь», 2005. 160 с.
  9. Киселева М. В. Арт- терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с.\
  10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208 с. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
  11. Кузуб Н.В. , Осипчук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб. : Речь, 2011. – 61с.
  12. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободяник Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду: Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).
  13. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребёнком. – Спб. : Речь, 2006. – 144 с.
  14. Никифорова Л.А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Книголюб, 2005. – 48 с. (Серия «Психологическая служба»).
  15. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.
  16. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е.В. Доценко. – Волгоград: Учитель, 2010. – 297 с.: ил.
  17. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
  18. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 79 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  19. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. практикум по детской психологии: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под. Ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995. – 291 с.
  20. Федосеева М.А. Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально – коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии. Волгоград : «Учитель», 2015. – 122 с.
  21. Филиппова Ю.В. Общение. Дети от рождения до 5 лет / Художник Соколов Г.В. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 176 с.: ил. – (Серия: «Ваш ребёнок: наблюдаем, изучаем, развиваем»).
  22. Холмогорова В. Как сформировать гуманные отношения в группе детского с ада: психологическая методика «Школа добрых волшебников» / Виктория Холмогорова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с. : ил.
  23. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. – 64 с. (Психологическая служба).
  24. Журнал «Психологическая наука и образование – 2010» №3 (Выготский Л.С. «Высокоорганизованная игра и её роль в развитии и обучении»).
Ожидаемые результаты
  • ребёнок-инвалид станет более доверчив к окружающему миру;
  • у ребёнка-инвалида повысится интерес к узнаванию нового, вырастет желание экспериментировать;
  • мелкая моторика ребёнка-инвалида будет развита в соответствии с возрастом;
  • ребёнок-инвалид научится адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию;
  • познавательные функции ребёнка-инвалида будут развиты на более высоком уровне;
  • эмоциональная сфера ребёнка-инвалида будет более совершенна.
Анализ результатов проекта и выводы

Вывод

Интерактивная песочница в нашем детском саду была запущена в эксплуатацию в августе 2016 года. Работа над данным проектом не завершена. Но уже на данном этапе можно подвести некие итоги.

Во время игры в интерактивной песочнице каждый из детей-инвалидов, посещающих нашу дошкольную образовательную организацию, показал более высокий уровень социализации. Занятия в индивидуальной форме способствуют установлению тесного контакта с взрослым. Во время выполнения конкретных заданий ребёнок учится обращаться за помощь к взрослому, учится анализировать свою деятельность, проявляет интерес к освоению нового материала, экспериментированию, творчеству, фантазированию. Работа в подгруппе предоставляет возможность инклюзии ребёнка-инвалида в коллектив сверстников в игровой форме. Игра ставит детей в равные возможности, способствует совершенствованию эмоциональной сферы, развитию коммуникативных функций. Таким образом, ребёнок-инвалид проявляет доверчивость к окружающему миру, учится адекватно реагировать на различные ситуации.Дети не только с большим интересом играют в песке, но так же подгруппа детей, включающая в свой состав ребёнка-инвалида, приняла участие в предновогоднем конкурсе от Интерактивная песочница - iSandBOX .

Дети с удовольствием помогали сочинять сказку, обыгрывали её, с нетерпением ожидали результатов. Зимняя сказка «Как Легоша искал друзей» заняла 1 место. Ребята вместе с педагогами выиграли главный приз от Деда Мороза – ультрапортативный мультимедийный проектор.