Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1174
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Программа студии развития математических способностей «Умные сказки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

обеспечение интеллектуально-творческого развития старших дошкольников в процессе формирования логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов, путем обогащения художественно-эстетического и познавательного интереса детей к игровой деятельности через игру в сказку, взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Задачи:

  • создать развивающую образовательную среду (систему условий индивидуализации детей, систему увлекательных, развивающих игр);
  • способствовать формированию более глубоких и четких представлений о математических свойствах и отношениях предметов с помощью сказок;
  • формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, аналогию);
  • формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;
  • прививать любовь к устному народному творчеству, к живому образному слову;
  • развивать логическое, образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности;
  • развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • учить детей составлять задачи, используя сюжеты русских народных сказок и сказок других народов;
  • учить ориентироваться в пространстве;
  • учить решать логические задачи;
  • увеличить объем внимания и памяти детей;
  • развивать личностные качества и навыки самоконтроля и самооценки.

Методы и приемы работы:


  • поисковые (моделирование, опыты, эксперименты);
  • игровые (развивающие игр, игры по технологии ТРИЗ, прием вхождения в сказку, развертывание новых сюжетов);
  • информационно - компьютерные технологии (электронные пособия, презентации);
  • практические (упражнения);
  • интегрированный метод (проектная деятельность);
  • использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи, дидактический материал).
Подробная инструкция

Пояснительная записка

«Ребенок-это не сосуд, который необходимо наполнить,

а факел,который необходимо зажечь»

Аристотель

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на индивидуализацию, развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Её изучение способствует развитию мышления, памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе.

Часто от взрослых можно услышать, что математика – скучная наука. Это неверно. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность дошкольников.

Чем любит заниматься ребёнок больше всего? Играть и слушать сказки.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями ненавязчивым, радостным, который будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не будут видеть, что их чему-то учат, а им будет казаться, что они только играют.

«Игра для ребёнка – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается мир, раскрываются творческие способности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития ребёнка» (В.А. Сухомлинский).

«Сказка выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого», - писал А. В. Запорожец.

Поэтому, для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими формами и методами использовать сказку.

Проблемно-поисковые ситуации, зашифрованные в сказочных сюжетах, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Программа студии «Умные сказки» позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать, используя:

  • сюжеты русских народных сказок и сказок других народов;
  • развивающие игры, задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления через сюжеты сказок, приём «вхождения в сказку», их развертывания сюжета.
  • чтение художественной литературы;
  • взаимосвязь с родителями;
  • ИКТ, как один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
  • Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей, диктуют необходимость использования новых форм его организации, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
  • Создание условий для содействия и сотрудничества всех участников образовательного процесса (дети, родители, образовательная организация) для развития ребенка, повышения мотивации к обучению математики, стремления развивать интеллектуальные возможности дошкольников.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание – творчество. Игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата. Постоянное и Постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. В специально разработанных играх и упражнениях развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме, тренируется внимание, память, восприятие;

Программа «Умные сказки» предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Новизна программы состоит:

  • в развитии интереса и любознательности, формировании познавательной мотивации, дополнении и расширении математических представлений и знаний детей при помощи сказок, развивающих игр;
  • в реализации принципа интеграции образовательных областей (основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный ФГОС ДО). Данный принцип позволяет компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок во время интегрированной деятельности, объединяя в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструктивной, изобразительной, музыкальной и двигательной деятельностей, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме;
  • в привлечении родителей к сотрудничеству, как активных участников образовательного процесса, с целью создания единого пространства для развития ребенка и реализации задач программы.

Актуальность написания данной программы обусловлена необходимостью решения ряда проблем:

Педагогическая целесообразность

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Работа в студии «Умные сказки» позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Продолжительность реализации программы 2 года.

Участники:

  • дети 5-7 лет;
  • родители.

Взаимодействие с родителями

Основные принципы дошкольного образования:

  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • сотрудничество Организации с семьей. [ФГОС ДО]
  • формировать единое пространство для развития ребенка;
  • создать возможности для предоставления информации о программе студии «Умные сказки», по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, для обсуждения вопросов, связанных с реализацией программы.
  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОО и семьи в осуществлении комплексного подхода в развитии познавательного интереса ребенка;
  • способствовать активному включению родителей в педагогическую работу детского сада по развитию способностей и творческого потенциала детей;
  • обеспечить педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;
  • привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
  • формировать у родителей практические умения в обучении и развитии детей в домашних условиях;
  • обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Математическое развитие ребенка в дошкольном учреждении не имело бы смысла без сотрудничества с родителями. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства для развития ребенка.

Цель:

установление партнерских отношений, объединение усилий для математического развития детей, создания атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки детей.

Задачи взаимодействия:

  • формировать единое пространство для развития ребенка;
  • создать возможности для предоставления информации о программе студии «Умные сказки», по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, для обсуждения вопросов, связанных с реализацией программы.
  • обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие ДОО и семьи в осуществлении комплексного подхода в развитии познавательного интереса ребенка;
  • способствовать активному включению родителей в педагогическую работу детского сада по развитию способностей и творческого потенциала детей;
  • обеспечить педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования;
  • привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;
  • формировать у родителей практические умения в обучении и развитии детей в домашних условиях;
  • обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Условия реализации программы студии «Умные сказки»:

  • разработана и утверждена программа студии развития математических способностей «Умные сказки»;
  • разработан и утверждён перспективный план работы студии «Умные сказки»;
  • согласовано место проведения студии «Умные сказки» с администрацией ДОУ – «Мультимедиа-кабинет»;
  • согласован режим работы студии «Умные сказки» с администрацией ДОУ, родителями – вторник вторая половина дня (16.00-16.25) (год первый), четверг вторая половина дня (16.00-16.30) (второй год), распределена НОД в первую половину дня;
  • осуществлено оснащение среды образовательного пространства (равивающая пополнена предметно-пространственная среда, осуществлен подбор средств ИКТ, методического обеспечения для работы студии «Умные сказки» в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанием Программы);
  • созданы условия консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам организационно-методического сопровождения (в том числе в информационной среде);
  • получено согласие родителей на посещение студии детей «Умные сказки».

Условия для здоровьесбережения детей в ходе реализации программы студии «Умные сказки»:

  • использование новых моделей средств ИКТ (соответствие международным стандартам безопасности);
  • включение в ход игр образовательной деятельности, направленных на профилактику нарушения зрения и отработку зрительно – пространственных отношений;
  • смена нескольких видов деятельности детей (для снятия мышечного и нервного напряжений);
  • использование компьютера исключительно для работы интерактивной доски и мультимедийного проектора (исключение прямого воздействия компьютера на ребёнка);
  • строго дозированное использование средств и форм ИКТ в работе с детьми (непрерывная продолжительность просмотра презентаций, фрагментов видео файлов, продолжительность интерактивных игр – не более пяти минут в течение одного дня в неделю);
  • обеспечение гигиенической рациональной организации рабочего места (влажная уборка, проветривание, соответствие мебели росту ребёнка, достаточный уровень освещённости, соотношение расстояния от экрана доски до первого ряда детей – 2-2,5 м. Детей рассаживают с учётом их роста и медицинских показателей).

Средства ИКТ, оборудование, методическое и дидактическое обеспечение для работы студии «Умные сказки»:

  • ноутбук;
  • проектор;
  • интерактивная доска;
  • документ-камера;
  • флипчарт;
  • фотоаппарат;
  • акустические колонки;
  • палочки Кюизенера;
  • игры Бориса Павловича Никитина: «Сложи узор», «Уникуб»;
  • игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича: «Чудо – крестики», «Двухцветный квадрат», «Змейка», «Прозрачный квадрат»;
  • Анатолия Залмановича Зака игры (логико-творческие задания «Чашки», «Ведра»...);
  • Михайловой игры: смекалки, головоломки и лабиринты, игры со счетными палочками;
  • блоки Дьенеша;
  • игры на воссоздание силуэтов геометрических фигур: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра»;
  • набор занимательных игр («Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др. );
  • разрезные картинки;
  • набор геометрических фигур;
  • набор цифр;
  • числовая лесенка;
  • цветные карандаши;
  • простые карандаши;
  • ручки;
  • тетради в клетку;
  • костюмы персонажей сказочных героев;
  • картинки с персонажами сказок;
  • конструктор;
  • раздаточный материал;
  • аудиозаписи;
  • пособие «Волшебная книга сказок».
Ожидаемые результаты

Целевые ориентиры

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достиженийи обуславливают необходимость определения результатов освоения программы в виде целевых ориетиров. [ФГОС ДО]

Таким образом, к целевым ориентирам на этапе реализации программы студии «Умные сказки» относят следующие возможные достижения ребенка:

Ребенок:

  • проявляет любознательность, причинно-следственными связями интересуется;
  • склонен наблюдать, экспериментировать;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности;
  • сравнивает, классифицирует, обобщает, систематизирует предметы окружающей действительности;
  • умеет работать в парах, микрогруппах;
  • проявляет доброжелательное отношение к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости;
  • строит простейшие умозаключения, высказывания;
  • проявляет живой интерес, желание заниматься математической деятельностью.
Анализ результатов проекта и выводы

Результатами реализации программы студии "Умные сказки" можно считать:

  • индивидуальные достижения детей;
  • участие в интеллектуальных конкурсах (способствует развитию личности, выявлению его индивидуальных достижений, подтверждению успеха ребенка);
  • открытые мероприятия для педагогов и родителей воспитанников, посещающих студию «Умные сказки»;
  • самостоятельная, свободная, творческая игра детей;
  • положительный отзыв от коллег, администрации ДОУ, родителей;
  • публикация в СМИ.
  • инновационные продукты:

· Программа студии развития математических способностей «Умные сказки»

· Комплект методических материалов:

Для педагогов:

пакет нормативных документов;

методические рекомендации для консультаций;

цикл тематических образовательных мероприятий (технологические карты);

компьютерные презентации к образовательным мероприятиям;

Для родителей:

консультации;

наглядная информация (буклеты);

· Комплект дидактических материалов:

справочный и наглядный материал;

литературный материал;

картотеки;

комплект «Игровые пособия»

(сделанные своими руками).


Видео-интервью