Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1128
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Приоритетным направлением в моей работе является развитие эмоциональной сферы дошкольников. В результате многолетней работы с детьми дошкольного возраста выяснила, что многие из них испытывают проблемы в общении со взрослыми и детьми, а также имеют комплекс симптомов, указывающих на невротический характер происхождения, различного рода страхи и опасения. Нет ни одной психической функции, которая бы не претерпевала изменений под действием страха. В первую очередь это относится к аффективно-эмоциональной сфере. Дети описываемой группы легко возбудимы, излишне боязливы, повышенно тревожны, для них характерны устойчивые переживания страха. У них исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность, чувство полноты жизни. Вместо них развиваются удрученность, тревожность, пессимизм. Тревожный ребенок испытывает затруднения в контакте со своими сверстниками, в основе которых лежат неразрешимые внутренние проблемы. Дети предпочитают одиночную игру коллективной. По своей структуре игра стереотипна. В ней отражаются проблемы и конфликты ребенка. Исследуя произвольную и интеллектуальную сферу старших дошкольников, пришла к выводу, что тревога и страхи оказывают существенное влияние на процессы восприятия, мыслительные процессы. Мышление становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет гибкость. Второстепенные детали заслоняют главное, уменьшают познавательную активность, любознательность. Страх подрывает уверенноть в свои силы, решительность, упорство в достижении цели.

Б.И.Кочубей и Е.В.Новикова (1988) утверждают, что если болезненно заостренные страхи сохраняются длительное время, то это служит сигналом неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка. Для таких детей характерны соматические проблемы: боли в животе, головные боли, головокружение, спазмы в горле, изменения в дыхании и пр. Многие из них имеют ряд заболеваний: различного рода тики, энурез, гастриты, неврозы и др.

В связи с этим возникла необходимость в создании коррекционно-развивающей программы по преодолению тревожности и страхов у детей. В 1995 году мною была создана программа "Мне не страшен серый волк". За эти годы программа была доработана, адаптирована к условиям детского сада, дополнена новыми, более эффективными и интересны методами и приемами психотехники. К сеансам игротерапии активно привлекались члены семей и педагоги, детей с проблемами страхов и тревожности. В дальнейшем была создана система работы по преодолению страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста, в которой использован опыт зарубежных и отечественных специалистов по данной проблеме, а также авторские наработки. Предложен ряд действенных рекомендаций для педагогов и родителей по профилактике страхов и тревожности у детей.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "МНЕ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ ВОЛК"

ЦЕЛИ: путем психолого-педагогического воздействия на ребенка помочь ему преодолевать тревожность, страхи и психическое напряжение через управление отрицательными эмоциями; формирование психологических защит от невротизирующих факторов.

ЗАДАЧИ:

1. Диагностические:

- выявить преобладающие страхи и определить степень их выраженности;

- исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него ситуаций общения с другими людьми, отношение ребенка к себе, родителям, др.

- выявить факторы, порождающие страхи, тревожность.

2. Коррекционные:

- ориентировать ребенка на собственные возможности в преодолении страхов и тревожности путем рисования; переживания безопасности за счет условности во время проигрывания ситуации взаимодействия с предметом страха;

- обучать ребенка управлять своим состоянием при переходе из состояния опасности в состояние безопасности;

- обучать психомышечной тренировке: напрягать и расслаблять мышцы туловища, осознавать состояние покоя, ненапряженности;

- обучать элементам выразительных движений, возможности самовыражаться в танцах, пантомима, пр.

- развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое;

- снижать психо-эмоциональное напряжение, внушение желаемого настроения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ:

1.Тест тревожности Тэммл Р., Дорки М,, Амен В.

2.Метод незавершенных предложений Сакса Сиднея

3. Тест "Дом - Дерево - Человек" Дж. Бук

4. Методика по выявлению тревожности и страхов Захаров А.И.

КОРРЕКЦИОННЫЕ:

Методы: игровая терапия, арттерапия, психогимнастика, аутотренинг, релаксация, психодрама, куклотерапия, телесная терапия, танцевальная терапия, "эмоциональные качели", разыгрывание ситуаций взаимодействия с предметом страха.

Подробная инструкция

Психокоррекционные группы формируются из состава детей с ярко выраженными страхами с учетом количественного коэфициента страхов. Максимальная численность группы 5-7 человек плюс один "фоновый" ребенок. Разница в возрасте должна составлять не более одного года. Программа включает 19 занятий, построенных по единой схеме. Каждое занятие состоит из трех частей, которые направлены на формирование одного из аспектов эмоциональной зрелости старшего дошкольника. 1-я часть занятия включает упражнения по формированию когнитивного компонента эмоциональной компетентности; 2-я часть формирует приемы оптимизации эмоциональных состояний; 3-я часть развивает у детей приемы саморегуляции.

Несомненным достоинством программы является встроенность диагностики в коррекционно-развивающий процесс.

Цели первой части связаны с развиваще-обучающей напрвленностью, ориентированы на формирование положительных эмоций, установление контакта с психологом и участниками группы (психогимнастика, телесная терапия, программы детского аутотренинга).

Цели второй части (основной) направлены на диагностику и коррекцию страхов. Эта часть самая длительная, так как состоит из 2-3 составляющих. Сюда входят беседы, ролевые и подвижные игры, рисование страхов, аппликация пиктограмм, показ мультфильмов, сочинение волшебных историй и пр. Перерыв не дается, так как один вид деятельности сменяется другим, более подвижным (подвижные игры), с обязательным участием родителей и, по необходимости, других членов семьи.

Часть тетья - заключительная, самая короткая. Сюда входит мышечный аутотренинг и другие этюды психогимнастики на расслабление мышц тела. Родители отрабатывают на занятии элементы саморасслабления с детьми и дома закрепляют. Полученный опыт используется в дальнейшем. В конце занятия идет обсуждение (по кругу) переживаний по поводу темы занятия, выполняется групповое правило: "Поделись улыбкою своей!"

Успешно применяется метод создания ситуации занимательности: кабинет психолога условно делится на несколько зон, где проходит большая часть игровых сеансов: "Мастерская художника Демы"- для арттерапии; "Остров Фантазии" - на ковре для аутотренингов, релаксации; театральная зона - "Театр Колобка"; "Стадион Поиграй-ка" - переносится в физкультурный зал.

Обязательным условием коррекционной работы является сотрудничество с семьей: родителями, старшими и младшими сестрами и братьями.

Занятия проводятся два раза в неделю в вечерние часы, так как в это время дети свободны от других видов деятельноссти. Но самое главное - вечером легче использовать световой эффект для применения метода "эмоциональные качели", приема - десенсибилизации страха темноты в ряде ролевых и подвижных играх. Кроме того, родителям легче посещать занятия вечером для проигрывания совместных игр. Длительность занятий - 1ч.20мин - 1ч.30мин. с перерывами между каждой частью занятия ("минутки шалости").

Примерные сценарии групповой психотерапии - лишь СХЕМА, ориентирующая психолога. Многие игры, упражнения, этюды и пр. адаптируются уже на занятиях с учетом ситуации, желания детей и родителей, их восприятия, их эмоциональных возможностей на данном этапе, то есть исключаются или заменяются другими игровыми упражнениями, если покажутся детям скучными или искусственными.

Ожидаемые результаты

1. Качественное и количественное снижение тревожности и страхов у каждого ребенка экспериментальной группы.

2. Использование психологических защит от невротизирующих факторов детьми экспериментальной группы.

3. Снижение психо-эмоционального напряжения в стрессовых ситуациях у детей экспериментальной группы.

Анализ результатов проекта и выводы

Данные нескольких лет показывают, что после проведенной работы симптомы тревожности и страхов снижаются до низких показателей в среднем с 60%-78% до 12%-20% или исчезают совсем. Сравнивая результаты уровня тревожности и страхов у детей экспериментальной группы до и после коррекции, можно проследить полное изменение процентных данных. Показатели тревожности и страхов у некоторых детей экспериментальной группы снижаются до низкого уровня (5%-7%) или исчезают совсем, у остальных - до среднего уровня (20%-40%)

Дети стали проявлять меньше бесспокойства в стрессовых ситуациях, у них изменились межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. В играх они стали решительнее, меньше проявляют робость и страх перед "нападением" в игре. Полученные навыки установления контактов позволили им занять более высокое статусное положение в группе сверстников.

Сравнительные результаты детей контрольной группы показывают, что у большинства детей этой группы, сохраняется высокий уровень тревожности и страхов в среднем от 56%до 81%: у некоторых из них - показатели остались прежними, а у других - даже повысились. Эти дети остались такими же боязливыми и неуверенными в своих силах. Страх перед возможной неудачей не позволяет им приниматься за что-либо новое и интересное вместе с другими детьми.

Полученные данные позволяют предположить и сделать выводы об эффективности применяемых методов и приемов коррекционно-развивающей работы по программе "Мне не страшен серый волк".

Видео-интервью