Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2019
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Познавательно-речевой образовательный проект "Грамотейка"

Участники проекта: дети 6-7лет

Срок реализации проекта: 8 месяцев

Всему название дано – и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...

Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно!

А.Шибаев

Цель проекта – развитие речи дошкольников. Освоение основ родного языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научение детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; накопление словарного запаса; а главное – даёт первоначальное понятие о языке, о его разнообразии, позволяет проявлять интерес и привить любовь к родному языку, что в целом формирует «ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ».

Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: акцент ставится формирование грамматических категорий; на ознакомление детей с многозначными, родственными словами, фразеологизмами, этимологией слов и расширению словарного запаса.

Подробная инструкция

Организация образовательного процесса

Занятия по познавательно-речевому развитию начинаются в сентябре и заканчиваются в мае. Формирование групп для занятий по данной программе происходит по одновозрастному принципу. Количественный состав группы 15-25 человек. Группа может быть разделена на подгруппы численностью 8-12 человек. Это позволит педагогу осуществить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю. Одно занятие предполагает 30 минут. Всего 26 занятий в течение каждого учебного года, кроме этого отводится время для проведения досуговых мероприятий.

В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, последовательность, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника – игры.

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по развитию речи:

*оптимальное разнообразие видов деятельности;

*введение физкультминуток и их чередование с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, зрительной и психогимнастикой;

*использование наглядного игрового материала;

*переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.

Работа с педагогами

Для решения данной проблемы для каждой возрастной группы определен примерный комплекс задач по овладению грамматическим строем. Каждая задача отражена в виде модели. Например, задача: учить употреблять глаголы в единственном и множественном числе (играет – играют, везет-везут) реализуется через игру «Вместе делать веселей» по модели 1ОО,О,О, (один объект делает - много объектов делают).

Использование в речи несклоняемые существительные: пальто, метро, пианино, эскимо, кофе, какао.

На основе предложенных игр в группах созданы дидактические игровые комплексы по формированию данного направления речевой деятельности. Такая работа направлена на ликвидацию имеющихся у детей пробелов в области словоизменения, словообразования и недостаточного овладения предложно - падежными конструкциями с младшего дошкольного возраста. В процессе овладения речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики.

(см дополнительные материалы)

Работа с родителями.

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в едином образовательном пространстве «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями:

1. ознакомление родителей с учебно – образовательной программой, содержанием и её эффективностью;

2. проведение родительских собраний «Речевое развитее детей», «Будем грамотны»

3. проведение практикума «Будем грамотны».

4. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;

5. проведение открытых занятий и мероприятий с привлечением родителей: фольклорно – речевые, логопедические развлечения.

6. разработка памяток для родителей по каждой лексической теме.

Содержание изучаемого курса

Все занятия данной программы предполагают широкое использование дидактических игр и речевых упражнений, которые помогут активизации устной речи детей, накоплению и обогащению их словаря, а также будут способствовать выработке умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и различать звуки.

Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный и дидактический материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия.

Программа предусматривает использование эвристических приемов, поисковых вопросов, приемов сравнения, различных способов работы с наглядностью, со словами.

Эффективна игровая форма работы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, просодические, пальчиковые и логоритмические игры. Часто вводятся игровые ситуации, сюрпризные моменты, так нравящиеся детям.

Главное место в развитии речи дошкольников отведено работе со словом.

Лексическая тема

кол-во

зан.

Основные задачи

1

Откуда хлеб пришел

1

1.Образование относительных прилагательных.

2.Знакомство с пословицей «Хлеб- всему голова», фразеологизмом «Золотые руки».

3.Подбор родственных слов к слову «хлеб».

4.Знакомство с многозначным словом «свежий».

5.Подбор слов в чистоговорках.

6. Этимология слова «хлеб».

2

Ягоды

1

1.Образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных и прилагательных.

2.Образование относительных прилагательных.

3.Знакомство с фразеологизмом «Нести чепуху».

4.Образование сложных слов «Соковыжималка», «соковарка».

5.Знакомство с многозначным словом «Кисть».

6.Этимология слов: малина, смородина, ежевика, черника, земляника, клубника, клюква.

3

Грибы

1

1.Подбор родственных слов к слову «гриб».

2.Согласование имен числительных с существительными.

3.Знакомство с фразеологизмом «Грибной дождь».

4.Знакомство с многозначными словами «ножка», «лисички».

5Согласование имен существительных с числительными.

6.Этимология слов: гриб, сыроежка, поганка, груздь, боровик, масленок, подберезовик и т.д.

4

Во саду ли в огороде

1

1. Образование относительных прилагательных.

2. Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Знакомство с пословицей «Без труда – нет плода».

4.Знакомство со сложными словами «Овощевод», «Садовод».

5.Работа с многозначным словом «лук».

6.Этимология слов «помидор», «огурец».

5

Унылая пора! (осень)

1

1.Составление предложения из заданных слов.

2.Образование имен существительных в родительном падеже множественного числа.

3.Образование глаголов совершенного вида из глаголов несовершенного вида.

4.Знакомство с выражением «Золотая осень».

5.Знакомство с многозначным словом «листья».

6.Этимология слов: дождь, осень.

6

Дикие животные

1

1.Образование притяжательных прилагательных.

2.Сложные слова: косолапый, длиннохвостый, остромордый, длинноногий, длинноухий, травоядный.

3.Знакомсво с многозначным словом «заяц», с фразеологизмом «точить зубы».

4.Образование приставочных глаголов.

5.Этимология слов: волк, медведь, животные, заяц, олень.

7

Одежда. Обувь

1

1.Знакомство с многозначными словами «язычок», «носок», «гладить», «связать».

2.Подбор родственных слов к слову «сапог»: сапог, сапожник, сапожный.

3.Деление слов на слоги.

4.Образование относительных прилагательных.

5.Освоение значения глаголов «Одеть - надеть».

6.Расширение глагольного словаря.

7.Деление слов на слоги.

8

Транспорт

1

1.Образование приставочных глаголов.

2.Составление предложений по опорным словам.

3.Знакомство с многозначным словом «плыть», фразеологизмом «Летать в облаках».

4.Работа со сложными словами: молоковоз, хлебовоз, паровоз, пароход, самолет.

5.Согласование глаголов с именами существительными в ед. и мн. числа.

9

Домашние электроприборы

1

1.Согласование существительных, прилагательных и числительных множественного числа в родительном падеже.

2.Согласование слов по типу управления.

3.Знакомство с многозначным словом «звонок», с фразеологизмом «Висеть на телефоне».

4.Определение слова по первому и последнему звукам.

5.Осмысление названия электроприборов.

6.Работа над речевым дыханием, интонационной выразительностью.

10

Домашние животные

1

1.Знакомство с многозначными словами «Шарик», «пятачок».

2.Подбор родственных слов к слову «Конь»: конный, конек, конюшня, конюх.

3.Работа над фразеологизмами «кошки на душе скребутся», «прогнать скуку», «взять быка за рога».

4.Употребление глаголов в единственном и множественном числе.

5.Употребление притяжательных прилагательных.

6. Этимология слов: корова, собака, лошадь, корова.

11

Домашние птицы

1

1.Работа над фразеологизмом «вставать с петухами».

2. Образование сравнительной степени прилагательных.

3. Образование глаголов от звукоподражаний.

4. Подбор родственных слов к слову «гусь».

5.Образование притяжательных прилагательных.

6.Образование существительных в родительном падеже множественного числа.

7.Этимология слов: петух, куры, гусь.

12

Зимующие птицы

1

1.Образование приставочных глаголов. 2.Подбор родственных слов: ворона, ворон, вороненок, воронята, вороний, проворонила. 3.Образование глаголов от звукоподражаний. 4.Знакомство с фразеологизмом «Считать ворон».

5.Этимология слов: ворона, сорока, снегирь, воробей.

13

Зима. Зимние забавы

1

1.Образование уменьшительно-ласкательных формы имен прилагательных и существительных.

2.Подбор родственных слов к словам «снег», «мороз».

3.Работа над фразеологизмами «Водить за нос», «Повесить нос».

4.Распространение предложений определениями, однородными сказуемыми.

5.Развитие речевого дыхания и голоса, интонационной выразительности.

6.Этимология слов: зима, снег, вьюга, метель.

14

Профессии

1

1.Знакомство с многозначными словами: ключ, под мышкой

2.Усвоение формы глаголов совершенного и несовершенного вида ( копаю - выкопал).

3.Использование предложений с глаголами в сослагательном наклонении «Если бы я был…»

4. Образование глаголов от существительных.

5.Знакомство с фразеологизмами «Все в руках горит», «работать спустя рукава», «мастер на все руки».

15

Продукты питания

1

1. Образование слов при помощи увеличительных и уменьшительно-ласкательных суффиксов.

2.Знакомство с фразеологизмом «выгнать в три шеи».

3.Образование относительных прилагательных.

4. Подбор родственных слов к словам «Сахар» и «Соль». 5.Этимология слов.

16

Дом. Мебель

1

1.Образование относительных прилагательных.

2.Работа с многозначными словами «труба», «спинка».

3.Использование в речи несклоняемого слова «пианино».

4.Развитие слухового внимания и памяти.

5.Усвоение притяжательных местоимений: мой, моя, мое, мои.

6.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и существительных с увеличительным суффиксом-ищ-.

17

Защитники отечества

1

1.Закреплять умение подбирать родственные слова: Герой, защита.

2.Учить понимать значение слов: Подвиг, победа, ветеран, героический поступок.

3.Работа с пословицей Мир строит, а война разрушает.

4.Образование существительного, обозначающего профессию.

5.Использование существительных мн.числа в Им. и Род. падежах.

18

Весна

1

1.Образование относительных прилагательных.

2.Подбор родственных слов к слову «весна».

3. Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением).

4.Работа над фразеологизмом «Медведь на ухо наступил».

5.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и существительных с увеличительным суффиксом-ищ-.

6.Этимология слов: весна, ручей, лужа.

19

Перелетные птицы

1

1.Образование сложных слов.

2.Работа с пословицей «Всякая птичка свои песенки поет».

3.Образование глаголов от звукоподражаний.

4. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже. 5. Образование существительных – названий птенцов перелётных птиц.

6.Употребление предложно-падежных конструкций.

20

Зоопарк: животные холодных и жарких стран

1

1. Знакомство с фразеологизмами «Тюленье прилежание», «Взять ноги в руки».

2. Упражнение в согласовании числительных с существительными.

3. Определение слоговой структуры слова.

4. Упражнение в образовании притяжательных прилагательных.

5. Упражнение в образовании приставочных глаголов.

6.Этимология слов.

21

Деревья и

кустарники

1

1.Этимология слов: дерево, береза.

2.Образование относительных прилагательных.

3.Употребление сложных предлогов: из-за, из-под.

4.Образование однокоренных слов: лес, лесной, лесник, лесовичок, лесок.

5.Знакомство с фразеологизмом: дрожать как осиновый лист

22

космос

1

1.Объяснение смысла и предназначения слов.

2.Подбор родственных слов к слову «космос». 3.Согласование существительных с числительными. 4. Составление предложения.

5. Работа над фразеологизмом «Витать в облаках».

6.Подбор прилагательных, ориентируясь на окончание слов.

23

Обитатели водоемов

1

1.Образование приставочных глаголов.

2.Образование слов с увеличительным суффиксом –ищ.

3.Знакомство с многозначным словом «Бычок»

4.Подбор родственных слов - рыба.

5.Образование формы Вин. пад. мн.ч. одушевленных существительных

24

Школа, школьные принадлежности

1

1.Знакомство с фразеологизмом «вылететь из гнезда».

2.Усвоение связи слов по типу слабого управления(сесть за парту, выйти из-за парты).

3.Образование сложных слов (второклассник).

4.Употребление существительных мн. Числа в Род. падеже.

5.Поиск антонимов.

25

цветы

1

1.Подбор родственных слов к слову «цветок»

2.Образование прилагательных от существительных

3.Согласование числительных с существительными.

4.Образование существительных множественного числа в Им. И Род. падежах

5.Этимология слов.

26

насекомые

1

1.Образование сложных слов (большеглазая стрекоза).

2.Закрепление умения согласовывать числительные с существительными.

3.Работа с фразеологизмом «Мухи не обидит».

4.Подбор родственных слов к слову «муравей».

5.Знакомство с многозначным словом «крыло».

6.Этимология слов: насекомое, шмель.

7.Образование притяжательных прилагательных (комариный).

27

Вот и лето пришло!

1

1.Образование наречий от существительных.

2.Подбор родственных слов к слову «солнце».

  • 3. Образование существительного со значением единичности. Например: снег – снежинка; чай, пух, песок, цветы, листья, дождь.

4.Объяснение значение слова: солнцепек.

5.Работа с пословицами:Худо лето, когда солнца нету. Летний день год кормит.


Ожидаемые результаты

Данная программа доступна к применению в ДОУ. С её помощью у детей подготовительных к школе групп к концу пребывания в ДОУ сформируется грамматически правильная речь. Освоение основ родного языка, грамматического строя даст возможность дошкольникам свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. А главное – даёт первоначальное понятие о языке, о его разнообразии, позволяет проявлять интерес и привить любовь к родному языку, что в целом формирует «ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ».

Анализ результатов проекта и выводы

Проект является действующим до конца учебного года. Результаты промежуточной диагностики показывают:

- 60% детей понимают многозначность слов и умеют подбирать к ним несколько значений;

- 52% дошкольников подбирают к заданному слову родственные слова;

- 49,8% детей могут объяснить фразологизмы и пословицы.

Общее звучание речи улучшилось, уменьшилось количество аграматизмов.

Видео-интервью