Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1336
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Авторская программа «Занимательное конструкторское бюро: Играем»

Цель программы - формирование у детей 4-6 лет начальных навыков конструирования и знаний пространственных и конструктивных особенностей окружающего мира.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

Обучающие:

- обучение приемам работы с различными видами конструкторов;

- обучение приемам проведения научно-исследовательской работы;

- обучение графической грамотности.

Развивающие:

- развитие образного, технического мышления и умения выразить свой замысел;

- развитие эстетического восприятия и художественных способностей;

- развитие интеллектуальных способностей, ориентированных на познавательную деятельность;

- формирование умения добиваться высокого качества труда, проводить самоконтроль и оценивать результаты своего труда;

- ориентирование обучающихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в конструировании.

Воспитательные:

- воспитание усидчивости, аккуратности.

- формирование личности с активной жизненной позицией;

- повышение культуры деятельности;

Программа способствует постепенному подведению учащихся к достижению поставленной цели путем решения необходимых задач. Учебный материал предоставляется в последовательном порядке от простого к сложному, включая все этапы творческого процесса.

Во время занятий применяются различные методы и формы работы, учитывая возрастные психологические особенности детей.

Методы обучения - рассказ, объяснение, беседа, задание, наглядно-иллюстративные (показ, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем), репродуктивный, частично проектный метод, инновационный (ролевые игры, «мозговой штурм», различные виды групповых работ).

Особенностью данной программы является использование игр-заданий по развитию у детей зрительной памяти, внимания, мелкой моторики, мышления, а также периодической смена вида деятельности, которая не позволяет накапливаться утомляемости и снижения концентрации обучающихся во время занятий.

Подробная инструкция

Ход занятия

Занятие состоит из четырех частей и рассчитано на 60 минут. Работа ведется с группой до 8 человек. На каждом занятии применяются групповая и индивидуальная формы работы. Поэтому увеличение количества обучающихся свыше 8 человек приводит к резкому снижению доли индивидуальной работы и, соответственно, снижению эффективности обучения.

Работу на каждом этапе учитель облекает в сюжетно-игровую или соревновательную форму.

Встреча детей: детей встречаем при входе, здороваемся по имени, обращаем внимание на настроение, предлагаем взять бейдж со своим именем. Если бейджа нет, то предлагаем его сделать, выбрав подходящий цвет фломастера. Тем самым дети учатся писать, читать и, в последствии, находить свое имя. Бейджи помогают в любой момент вспомнить как зовут соседа и или нового ученика. Также бейджи являются образцом для пока еще плохо пишущих детей для подписей на своих работах.

Часть 1: Разминка

Так как дети приходят на занятия не одновременно, то для включения их внимания и концентрации предлагается «разминочный» конструктор №1. В данной части учащиеся самостоятельно конструируют модели по предложенному преподавателем замыслу (теме). Тема, как правило, имеет смысловую привязку или к времени года или к празднику или к другому известному детям событию. Задается тема для создания конструкции и оказывается помощь, по необходимости, в разработке конструкции конкретной модели. Для включения игрового момента детям предлагается не говорить что именно конструируется. После создания конструкции другие дети стараются угадать. Выполнение упражнения завершается по мере сбора всех детей и достижении ими минимально ожидаемого результата. Продолжительность 5-10 минут.

Часть 2: Основная обучающая.

Детям предлагается Конструктор №2 обучающе-развивающей направленности. Акцент делается на работу детей с изображениями в плоскости. В данном части в качестве Конструктора №2 используются кубики «Сложи узор», «Кирпичики» (методика Никитина), Танграм. Дети выполняют задания по образцу. Педагог проводит беседу отражающую тему занятия, сопровождающуюся необходимым иллюстративным материалом. В ходе объяснения педагогом задаются вопросы учащимся, касающиеся данной темы. После этого начинается самостоятельная работа учащихся с конструктором.

В процессе самостоятельной работы педагог ведет наблюдение за ходом выполнения задания, работает с каждым учеником в отдельности, контролируя процесс деятельности, делая необходимые замечания и, если требуется, проводит дополнительное объяснение. А также, если замечены одинаковые ошибки у нескольких учащихся, то проводится объяснение изучаемого материала всей группе. Учитываются особенности мышления каждого ребенка:

- для младших детей (как правило 4, реже 5 лет) – предоставляется возможность 3-5 минут «покрутить» детали конструктора в попытках подобрать правильное решение «наугад». Как правило, первоначальное задание они пропускают мимо ушей. Далее, когда видно, что попытки угасли и ребенок больше не знает что делать, учитель предлагает направление мысли иногда сам показывает правильное действие, формируя тем самым нужную промежуточную цель деятельности. Далее необходим контроль для постановки следующих целей.

- дети, уже способные к наглядно-образному мышлению (5-6 лет), как правило вимательно слушают задание и начинают действовать в соответствии с ним. По ходу работы – «не получается». В этот момент важно оказаться рядом и задать правильные вопросы, для самостоятельного понимания ребенком проблемного места. После этого продолжается самостоятельная работа.

- старшие дети (6-7 лет) при получении задания, как правило, сразу готовы делиться возможным решением. С ними уместно сразу перед выполнением задать контрольные вопросы, чтобы удостовериться, что их ход решения корректен.

Завершается задание выполнением детьми рисунка или чертежа, которые учитель в конце занятия может раздать детям либо хранить у себя для дальнейшей оценки прогресса в развитии и обучении детей. Продолжительность 20 минут.

Часть 3: Переменка-Отдых.

Детям предлагается небольшая двигательная активность, с использованием настольных игр (геометрических или счетных) или подвижных игр с элементами сюжетно-ролевой игры по методике Нестеренко на базе ОТСМ-ТРИЗ. Продолжительность 10-15минут.

Здесь важно переключение внимание, смена позы (садимся на пол, на коврик), смена типа общения – переход от индивидуальной работы к групповой.

Часть 4: Творческо-развивающая.

В данной части детям предлагается Конструктор №3 для работы с объемными фигурами. В данном части в качестве Конструктора №3 используются «Wedgits», «Magformers», «Cuboro». В данной части дети выполняют задания по образцу, по условиям, по замыслу. Завершается занятие творческим заданием и самостоятельным конструированием. По мере выполнения учащимися задания, педагог обсуждает с ребенком созданную конструкцию. Продолжительность 20 минут.

Завершение урока:

По завершению урока учитель приглашает родителей для подробного рассказа о задачах урока, демонстрации вместе с детьми их достижений и акцентирования внимания на прогрессе ребенка. В отдельных случаях родителям предлагается самим попробовать выполнить задание или решить задачу. В этом случае, задание (задача) озвучивается родителю самим ребенком.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые педагогические результаты

По окончании программы обучающиеся будут знать:

  • геометрические понятия;
  • основные базовые конструкции;
  • основные этапы конструирования
  • познавательные факты об окружающем нас мире;
  • особенности создания инженерных конструкций;

будут уметь:

  • работать по предложенным инструкциям;
  • творчески подходить к решению задачи, отходить от заданной инструкции, с целью усовершенствования модели;
  • доводить решение задачи до модели, удовлетворяющей заданным условиям;
  • излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

Ожидаемые воспитательные результаты

- повышение мотивации к техническому творчеству

- умение проявлять инициативу

- умение обосновывать свою точку зрения и свое решение

- умение взаимодействовать с другими детьми в процессе совместной конструкторской деятельности

Анализ результатов проекта и выводы

Анализ результатов проекта и выводы

По окончании программы дети отличали, узнавали и называли основные геометрические фигуры. Они могли оперировать базовыми геометрическими понятиями в своей речи. Обучающиеся могли составлять из отдельных геометрических фигур целое изображение, а также выполняли обратное действие (деление целого изображения на заданные фигуры). По заданному чертежу, содержащим один или два вида, могли построить конструкцию из стандартных строительных блоков, а также выполняли обратное действие. Обучающиеся по образцам могли самостоятельно построить заданную конструкцию и скорректировать ее при введении в условие задачи новых данных.

Видео-интервью