Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1834
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Проект программы по формированию положительного «образа семьи» дошкольников в ситуации развода родителей.

В современном мире институт семьи переживает модернизацию всей структуры семьи в российском обществе: семья подвержена трансформации, значение семьи переосмысливается, социально-нравственные нормы изменяются, функционирование семьи все чаще дисгармонично. У зарубежных и отечественных ученых, которые занимались изучением проблемы «образа семьи», сложилось мнение о том, что ценности стремительно перестраиваются. В том числе ценность семьи в глазах ребенка-дошкольника и его родителей занимает уже не первое место.

Федеральная служба государственной статистики предоставляет данные о браках и разводах россиян, обновленные 9 июня 2015 года, где отмечается, что на 1000 человек населения приходится 8,4 ситуаций браков и 4,7 ситуаций разводов. Существующие исследования о «образе семьи» констатирую особые трансформации: главным образом изменяются полоролевые модели у мужчин и женщин, которые и приводят к росту разводов, а значит и увеличению неполных/смешанных семей. Безусловно, семейная ситуация, в которой растет и развивается ребенок имеет значительное влияние и отражается на формировании личности человека, в частности на формирование «образа семьи». «Образ семьи», в свою очередь, необходим для гармоничного развития личности, успешной социализации, создания благополучной собственной семьи в будущем, социальном наследовании.

Для того, чтобы выявить влияние ситуации развода родителей на формирование «образа семьи» и детей дошкольного возраста, было проведено исследование. Полученные результаты констатирующего эксперимента, указывают на то, что «образ семьи» детей из разведенных семей отличен от «образа семьи» детей из полных семей. Несмотря на то что большинство детей обеих групп имеют определенные знания о семье, положительно относятся к своей семье и в будущем хотели бы иметь свою собственную семью, в «образах семьи» этих групп имеются значимые различия.

В общем и целом «образ семьи» старших дошкольников в ситуации развода родителей имеет средний уровень сформированности. Дети имеют нечеткие представления о семье и семейных ролях. Имеют сложности во взаимодействии с членами семьи, и чаще не удовлетворены эмоциональным контактом с родителями (в большей степени с отцом). Определяющей функцией родителей для них является воспитания, определяющей функцией ребенка – послушание.

Таким образом представляется необходимым расширить имеющиеся знания о семье, функциях, строении семьи; оформить и структурировать знания о семейных ролях; расширить спектр эмоциональных реакций и обратить внимание на значимость эмоциональных проявлений и совместной деятельности, а также ознакомить с различными моделями семей и их внутреннего взаимодействия.

Целью проекта является формирование «образа семьи» через обогащение когнитивного, эмоционального и операционального компонентов в структуре образа.

Для реализации поставленной цели предполагается выполнение следующих задач:

  • Обогащение знаний о семье, структуре семьи и ее функциях;
  • Расширение спектра эмоций и вариативности эмоционального взаимодействия в детско-родительской подсистеме и со сверстниками;
  • Помощь в поиске форм поведения при взаимодействии с членами семьи, желание принимать активное участие в жизни семьи.

В программе используются игровые приемы, сюжетно-ролевые игры. А также, как методы работы, предполагаются: элементы арт-терапии, беседы, интерактивные приемы, дидактические задачи, тренинговые упражнения, техники снятия напряжения.

Подробная инструкция

При построении программы мы обращались к основам детской психологии и педагогики, более подробно рассматривая процесс социализации, который непосредственно влияет на формирование положительного «образа семьи». Так, например, основные положение концепции социального развития ребенка С.А. Козловой, позволили определить последовательность воздействия на процесс формирования положительного «образа семьи»: адаптация к социальному миру, принятие социального мира и изменение социального мира. Иными словами, существует необходимость сначала расширить знания о семье, ее составе и функциях; затем обозначить ее значимость в жизни ребенка, способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к семье и членам семье в частности; и только потом оказать ребенку помощь в поиске комфортных форм поведения с учетом особенностей реальной семейной ситуации.

Углубляясь в фундаментальные положения отечественной психологии, были изучены взгляды Л.С. Выготского на вопрос социализации дошкольного возраста. Л.С. Выготский утверждал, что одной из эффективнейших форм развития дошкольника является игра. Несмотря на динамично изменяющийся мир, игра и по сей день для дошкольника остается важнейшим инструментом развития, что подтверждают более современные исследователи, такие как О.А.Карабанова, Г.Л. Лэндрет, О.В. Солнцева и др. Данный факт становится основополагающим при выборе формы взаимодействия с детьми в процессе реализации программы. Таким образом занятия в программе строятся в игровой форме. Для обогащения когнитивного компонента предполагается использование дидактических игр. В ходе расширения эмоционального компонента эффективными представляются игра-театрализация, игра-импровизация. А при формировании операционального компонента, ключевым инструментом становится сюжетно-ролевая игра.

Для более эффективного обогащения когнитивного компонента предполагается использование активных бесед и чтение художественной литературы с последующим обсуждением. Одним из основных источников используемых сказок в ходе занятий является книга А.А. Лопатиной и М.В.Скребцовой «Беседы и сказки о семье для взрослых и детей».

Как отмечалось раннее, особая роль в процессе формирования положительного «образа семьи» отводиться членам семьи ребенка. Активное сотрудничество с семьей является значимым условием, т.к. именно в семье ребенок приобретает первый социальный опыт, имитирует наблюдаемые в семье ситуации, подражает близким взрослым. На основе получаемых в семье эмоциональных впечатлений и социального опыта складывается определенный образ - «образ семьи». В исследовании М.С. Головина отмечается, что от того на сколько комфортен психологический климат в семье зависит результативность идентификации дошкольников. Именно поэтому участие родителей включено в программу и является одним из ключевых критериев эффективности при реализации.

В ходе планирования занятий мы опирались на возрастные особенности дошкольников, их ведущую деятельность, особенности организации образовательного процесса и психологические особенности формирования. Важно отметить, что при планировании формирующего эксперимента со старшими дошкольниками важно учесть следующее:

  • В данном возрасте дети склонны к подражанию, легко отвлекаются друг на друга и остро реагируют на обращение к друг другу;
  • При какой-либо деятельности важно оставлять выбор ребенку, учитывая его мнение и позицию и поддерживая его инициативу;
  • Занятия старших дошкольников по длительности не должны превышать 30 минут, что регламентирует СанПиН с учетом физиологических и психологических особенностей развития дошкольника.

Большая часть занятий наполнена творческими заданиями, что подразумевает использование проективных техник. Такой выбор обоснован идеей Е.В. Потаповой о том, что проекция является способом символического отражения внутреннего мира ребенка.

Учитывая специфику участников программы (детей из семей в ситуации развода родителей) программа предполагает включение упражнений на снижение уровня тревожности и повышение уровня доверия к близкому окружению. Это обусловлено последствиями ситуации развода родителей, описанными в трудах В.М. Целуйко, которая отмечает чувство вины и чувство преданности у дошкольников при разводе родителей.

Форма работы на занятиях предполагается групповая и подгрупповая. Выбор данной формы работы обусловлен особенностями процесса социализации дошкольников. А.П.Усова в своих трудах отмечает, что «детское общество» является универсальным фактором социализации, где ребенок проявляет базисные черты личности. Группа сверстников для ребенка – среда, в которой осуществляется коррекция самооценки, раскрытие личностных особенностей, развитие коммуникативных навыков, получение опыта полоролевого взаимодействия.

Для более эффективного результата программа подразумевает работу по

4 блокам. I блок направлен на преодоление чувства обиды, вины и предательства. Работа II блока ориентирована на обогащение знаний о семье, ее составе и функциях. В III блоке предполагается работа по формированию эмоционально-положительного отношения к членам семьи, вариативности эмоциональных реакций подсистеме родитель-ребенок. IV блок подразумевает расширение представлений о разнообразии форм поведения при взаимодействии с членами семьи, в частности с родителями.

Выше уже отмечалось, что работа только с детьми будет малоэффективна. Поэтому при работе с детьми дошкольного возраста необходимо уделять должное внимание работе с родителями. Участие родителей подразумевается в некоторых занятиях блоков. А также для родителей данная программа предполагает отдельный блок, состоящий из информационно-просветительских бесед и тренинговых упражнений.

Общее количество занятий: 15 (13 занятий для детей, 2 встречи с родителями). Периодичность проведения занятий: 2 раза в неделю. Длительность занятий не более 30 минут.

В программе используются игровые приемы, сюжетно-ролевые игры. А также, как методы работы, предполагаются: элементы арт-терапии, беседы, интерактивные приемы, дидактические задачи, тренинговые упражнения, техники снятия напряжения.

Общая структура занятий: ритуал приветствия (начало занятия); вводная часть (обозначение темы и краткий обзор занятия); основная часть (упражнения, заложенные в занятие); закрепление материала (упражнения, творческие задания); ритуал прощания (завершение занятия). Предлагаемые правила внутри группы являются стандартными правилами для тренинговых групп.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что по завершении программы «образ семьи» у старших дошкольников из разведенных семей будет направлен на формирование положительного «образа семьи» с учетом состава семьи. В ходе программы дети получат необходимые знания о семье и функциях семьи, а также разнообразие форм поведения при взаимодействии с членами семьи и противоположным полом. Будут способны к выражению своих чувств и эмоций как с родителями, так и со сверстниками. Предполагается, что в реализации программы примут участие и дети из полных семей, «образ семьи» которых имеет ряд определенных особенностей, препятствующих формированию положительного «образа семьи».

Анализ результатов проекта и выводы

Данная проект-программа не предполагает полного решения проблемного вопроса, т.к. процесс формирования «образа семьи» длиться в течении всей жизни, на который оказывают влияние многочисленные факторы. Однако, можно полагать, что данная программа поспособствует тенденции формирования положительного «образа семьи».

Однако, внедрение данного проект с последующем его продолжением представляется позитивным условием для социализации дошкольника.

Видео-интервью