Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1681
Номинация
Мастер цифровой среды
Цели, задачи, методы

Интерес к тому, как ребёнок говорит, не ослабевает в течение столетий. Изучением детской речи занимались выдающиеся философы, физиологи, педагоги, психологи, лингвисты. Разнообразие школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный аппарат, сильная экспериментальная база – всё это позволяет исследователю, педагогу, психологу, логопеду, учителю, воспитателю включиться в изучение речи ребёнка, имея значительный «начальный капитал».

Проект "Красивая речь - достояние нации. Применение информационно-коммуникационных технологий для формирования речевой культуры россиян ХХІ века"

Цель проекта: оптимизация логопедического взаимодействия

Задачи проекта:

  • Создавать условия для объективного (с помощью компьютерных технологий и средств) обследования речевого развития детей
  • Формировать стойкую мотивацию совершенствования речи у воспитанников
  • Взаимодействовать с родительской общественностью и социальными партнёрами в деле формирования информационно-коммуникативной речевой культуры
  • Презентовать достигнутые результаты с помощью собственных творческих продуктов
  • Развивать инновационный потенциал педагогов учреждения, родительскую активность.

Методы. Использование компьютерных технологий обследования, применение цифрового диктофона, веб- камеры, является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка и его наставника; тем самым ускоряет процесс осознания проблем в развитии говорения. В процессе замысла, создания новых заданий, с использованием компьютерных программ, развиваются и совершенствуются креативные качества учителя-логопеда. Специалист становится творцом, автором; происходит его профессиональная и личностная самореализация, растёт уровень его компетентности. Дети чувствуют этот переход своего наставника в новое качество. Желание взрослого разнообразить деятельность, сделать встречи интересными и познавательными, приводит потенциальных участников коррекционного процесса к началу общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, «творит» отношения учителя-логопеда, учеников и их родителей в русле сотрудничества. В целом, способствует оптимизации работы по развитию детской речи, воспитанию навыков контроля и самоконтроля, формированию мотивации логопедических занятий, умению правильно оценить имеющиеся ресурсы, увидеть возникающие проблемы и стремиться к их преодолению.

А преодолев, закрепить в результат новых творческих продуктах, видеороликах, видеоклипах, озвученных слайд-шоу семейных фотографий, буктрейлерах. Это и есть маленькие шедевры наших детей.

Работа, начатая на логопедических занятиях, закрепляется на коммуникативном этапе логопедического взаимодействия в работе кружка "Язык родной, дружи со мной", где дети знакомятся с пропедевтическими понятиями русского языка, тем самым приобщаются к его богатству, культуре, величию.

Содружество с нашими социальными партнёрами Волгоградским научно-популярным журналом "Здоровье и экология", журналом здоровьесберегающих технологий "Здоровье детей" (ИД "Первое сентября", Москва) способствует пропаганде и популяризации информационно-коммуникативной культуры, логопедических знаний.

Подробная инструкция

Сканировать пособия для обследования речевого развития воспитанников не составит для вас большого труда. Картинный материал отлично смотрится в цифровом формате. Детям гораздо интереснее называть предъявляемые в ходе обследования картинки в режиме слайд-шоу на экране монитора. Ведь картинки в движении – это мультимедиа. А ребёнка привлекает то, что движется. Одновременно, при просмотре, выполняются просьбы и инструкции логопеда. И всё это записывается на диктофон. А затем, если это цифровой диктофон, запись переводится в личный звуковой файл ребёнка, целостно или фрагментарно. При наличии соответствующей несложной программы можно преобразовывать файлы, уменьшая их «вес». Затем эти записи пересылаются по электронной почте родителям, прослушиваются членами психолого-медико-педагогического консилиума учреждения. Собственные записи с удовольствием слушают и сами дети.

Для обследования произношения различных групп звуков нами были подобраны картинки, есть где нужный звук в начале, середине, конце слова. Обязательна и позиция в стечении согласных. Имеют значение и уровни нарушенного произношения: от полного неумения произносить звук, до недостаточной автоматизации произнесения в словосочетаниях и предложениях. А также недостаточной дифференциации, различения от сходных звуков. Для повторного обследования необходимо иметь дополнительный набор сканированного картинного материала. Качественно передают диктофонные записи совокупность высоты, силы и тембра, определяющую индивидуальность голоса каждого человека. В процессе записи мы просим ребёнка варьировать высоту голоса - повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот. Просим изменять силу своего голоса, и записываем произнесение звуков определённой громкости: громко – нормально – тихо. При прослушивании звукового файла передаётся тембр голоса – качественная окраска: звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т.д.

Прикладное описание и главные особенности использования веб-камеры в фиксации строения и подвижности органов артикуляции

Завершающим этапом обследования является выявление особенностей строения и подвижности органов артикуляции ребёнка. Помогает нам в этом веб-камера(автономная, в виде мягкой игрушки – собачки веб-ки и встроенная в ноутбуке). Эти видео устройства помогают запечатлеть язык, степень его подъёма, состояние подъязычной связки и другие важные особенности в строении артикуляционного аппарата. Мы имеем возможность показать ребёнку, что и как получается (или не получается) именно у него, увеличить изображение, просмотреть его несколько раз, скорректировать позу, амплитуду движения.

достигнутых на разных этапах логопедического взаимодействия. Название технологии «Маленькие шедевры». Для себя мы трактуем название так: «Произведение творения», «Создание детища», «Сооружение творческой постройки», «Руководство творческим делом», «Сотворчество».

Приложение – киностудия окна или окна киностудия – позволяет создавать и редактировать видеоролики. Редактор разработан для простого создания видеоклипа, в состав которого входят снятые на видеокамеру ролики, записанный на цифровой диктофон голос, музыка, фотографии, видеоэффекты и переходы. Эта фирменная программа для обработки видео разработана компанией Майкрософт, прежде всего, для новичков. Несмотря на это, редактор пользуется большой популярностью, так как обладает интуитивно понятным интерфейсом и не требует особых знаний при обработке медиа – файлов.

Пакет программы довольно прост в использовании и, в первую очередь, рассчитан на создание любительских фильмов. Однако, простота не является недостатком, скорее наоборот. Утверждают, что как редактор видео программа слабовата, но для создания наших продуктов подходит великолепно. Создание, монтирование и демонстрация фильмов непосредственно на домашнем компьютере – это то, что может делать пользователь – педагог, родитель, позже и ребёнок, – выполняя простые операции мышью. Далее мы приводим примеры наших творений.

Ожидаемые результаты
  • Оптимизация процесса логопедического воздействия во всех возрастных группах детского населения
  • Повышение его результативности
  • Переход от логопедического воздействия к логопедическому взаимодействию с коллегами, педагогами, родителями, социальными партнёрами
  • Повышение речевой, информационно-коммуникативной культуры населения
Анализ результатов проекта и выводы

Вспоминаем вопрос, заданный мамой одного воспитанника на родительском собрании, о приоритетах выполнения артикуляционной гимнастики дома: перед зеркалом или перед веб-камерой? На наш взгляд, это пример зарождения творческого подхода к делу.

О стабильности нашей работы по формированию мотивации к обучению с помощью информационно-коммуникационных технологий свидетельствуют результаты диагностики детей в муниципальном образовательном учреждении Детском саду № 21 Волгограда.

Технология «ИКТ в обследовании состояния произносительной стороны речи» имеет сертификат второй международной выставки – ярмарки инновационных образовательных проектов – в городе Ульяновске 2011, сертификат издательского дома «Первое сентября», отмечена дипломом Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» - 2009 (Москва). Наша работа вышла в финал ярмарки социально-педагогических инноваций – 2010 в городе Отрадном Самарской области и награждена грамотой этого престижного международного форума. Публикации на эту тему были с интересом встречены в материалах 1 районной открытой научно-практической конференции «Учителя и учащиеся в культуре информационного пространства» на страницах журнала и «Здоровье детей». Мы постоянно пропагандируем идею использования диктофона на мастер-классах в МОУ детском саду № 21 и на своих лекциях в Государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, среди коллег – логопедов, учителей, воспитателей. Рекомендуем встроенный в сотовом телефоне диктофон для самостоятельного использования своим ученикам. Главным нашим достижением на этом поприще, за 20 лет практики работы с этим замечательным устройством, считаем создание в логопедическом кабинете фонотеки родных на все времена детских голосов.

Видео-интервью
На You Tube: https://www.youtube.com/watch?v=uP5sEe22eLE, На Яндекс-диске: https://yadi.sk/mail/?hash=WSH8%2Fe2RmtYEcoB2J%2BzRWntsLKmxLRJwElrOwh093oY%3D