Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1168
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

через воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников на улицах и дорогах города

Цель:

Повысить эффективность образовательного процесса по профилактике нарушений правил дорожного движения дошкольниками посредством комплексного использования инновационных педагогических технологий с традиционными формами и средствами обучения.

Задачи:

  • Формировать у детей дошкольного возраста практические навыки безопасного поведения в транспорте, на улицах и дорогах города.
  • Развивать у детей целостное восприятие безопасности на улицах и дорогах города.
  • Формировать и развивать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой, предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае необходимости выходить из них без вреда для себя и окружающих
  • Воспитывать дисциплинированность, сознательное соблюдение правил дорожного движения, безопасного поведения в дорожно-транспортном движении на улицах и дорогах города.
  • Разнообразить формы работы с родителями по пропаганде соблюдения правил дорожного движения и безопасного образа жизни.

Педагогические средства:

Методы:

  • Словесные (инструкция, рассказ, беседа, сообщение, описание события);
  • Наглядные (обследование предметов и явлений окружающего мира);
  • Практические (решение практических и познавательных задач, организация дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр).

Формы организации:

  • Индивидуальная;
  • Фронтальная (для дифференциальных микрогрупп – коррекция для восполнения пробелов);
  • Подгрупповая;
  • Консультативная (информация для родителей).

Приемы

  • Игровые;
  • Проблемные ситуации;

Виды детской деятельности:

  • Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры)
  • Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
  • Познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
  • Восприятие художественной литературы и фольклора
  • Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал
  • Изобразительная
  • Музыкальная
  • Двигательная

Технология описания

Наряду с традиционными средствами в дошкольном образовании, большое внимание уделяется организации различных видов деятельности с использованием новых технологий в приобретении детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. Использование инновационных педагогических технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в отечественной дошкольной педагогике.

Новизна педагогического опыта работы заключается в комплексном использовании инновационных педагогических технологий в сочетании с традиционными формами, методами и средствами в различных видах образовательной деятельности по формированию навыков безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.

Приступая к работе по данному направлению выделены основные принципы формирования навыков безопасного поведения у дошкольников:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  • Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  • Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  • Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах города контролирует Государственная инспекция безопасности движения на дорогах.
  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

Выделяется ряд требований к методике формирования навыков безопасного поведения:

  • Достижение понимания детьми значимости соблюдения правил дорожного движения для себя и окружающих
  • Формирование представлений о последствиях нарушения правил;
  • Включение в активную познавательную деятельность.

В работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников на улицах и дорогах городах выделила четыре основных направления:

  • Организация развивающей предметно – пространственной среды;
  • Организация образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников на улицахи дорогах города;
  • Взаимодействие с семьями воспитанников по пропаганде соблюдения правил дорожного движения и безопасного образа жизни;
  • Сотрудничество с социумом.
Подробная инструкция

1. Организация развивающей предметно - пространственной среды

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивают игровую, познавательную, творческую, двигательную активность всех воспитанников и открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса. Следует помнить о принципах построения РППС в соответствии с ФГОС ДО: доступность, насыщенность, вариативность в сочетании с трансформируемостью, безопасность. (Приложение № 5.1)

В развивающей предметно – пространственной среде группы в познавательном центре оформлен уголок ПДД, содержание которого регулярно обновляется с учетом возрастных особенностей детей и их гендерной принадлежности. Авторская игрушка «Наш друг – Светофор» приходит к детям на занятия и рассказывает о правилах дорожного движения. В младшем и среднем возрасте знакомила детей с устройством и назначением светофора, автомобильной дороги и пешеходного перехода. Поэтому в данный возрастной период дошкольников целесообразно использовать такие дидактические игры, как «Собери светофор», «Осторожно дорога», настольный макет автомобильной дороги в комбинации с макетами домов для обыгрывания различных дорожных ситуаций, действующий макет светофора на батарейках. В старшем возрасте целесообразно дополнить оснащение уголка ПДД настенным плоскостным макетом «Построй пешеходный переход» со стикерными белыми полосками, имитирующие пешеходный переход «Зебра», настольным макетом микрорайона города и напольным макетом перекрестка автомобильной дороги, атрибутами сотрудника ГИБДД, скомпоновать сюжетно-ролевые игры «Юные автомобилисты», «Перекресток», «Правила дорожного движения». С целью расширения диапазона дидактических игр и пособий разработаны и изготовлены: авторское пособие - планшет «Дорожные знаки», авторская дидактическая игра «Дорога», «Как избежать неприятностей на улице». (Приложение 5.2)

Уголок ПДД в группе представлен следующим образом (Приложение № 5.3):

  • авторская игрушка «Наш друг – Светофор»;
  • развивающие, дидактические игры и пособия, в том числе авторские;
  • тематические папки с сюжетными картинками по правилам поведения в общественном транспорте, иллюстрациями различного вида транспорта, дидактическими и подвижными играми;
  • настольный, настенный, напольный макет автодороги, микрорайона и перекрестка;
  • атрибуты сотрудника ГИБДД;
  • игрушки различного вида транспорта, в том числе специального назначения: грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, авиатранспорт, железнодорожный транспорт, водный транспорт.

2. Организация образовательного процесса по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма через воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников на улицах и дорогах города

Начиная работу с детьми по профилактике дорожно – транспортного травматизма познакомилась с разными программами дошкольных учреждений. При изучении программ отметила, что содержание работы по изучению правил дорожной безопасности не раскрыто в полном объеме или представлено в сжатом виде. В парциональной программе здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) имеется раздел «Ребенок на улицах города», направляющий педагога в работе по ознакомлению дошкольника с опасностями на улицах и дорогах города.

На основе данных по изучению парциональной программы и программ дошкольных учреждений составила перспективное планирование по обучению детей правилам дорожного движения с учетом возрастных особенностей развития детей (Приложение № 5.4).

В работе с детьми, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников на улицах и дорогах городах использую традиционные средства обучения: дидактические и развивающие игры; игры-минутки и игры-занятия; сюжетно-ролевые игры; настольные и подвижные игры; беседы; чтение художественной литературы и отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок по теме; развлечения и досуги по данной тематике (Приложения № 5.5, 5.6, 5.7, 5.8).

Усвоение знаний проще всего происходит в процессе игры.Начиная знакомить детей с видами транспорта, я столкнулась с малым количеством игр по данной тематике. Имеющиеся игры не соответствовали современным требованиям ФГТ, а в последствии и ФГОС ДО. Именно это подтолкнуло меня к изготовлению авторской дидактической игры «Виды транспорта» (Приложение № 5.9).

В дидактическом материале игры выделяется целый спектр целевых ориентаций:

обучающие и развивающие:

  • формирование у детей понятие «транспорт», «дорожное движение» и повышение значения знаний безопасного поведения на дороге и в транспорте в становлении личности ребенка, как законопослушного гражданина в будущем.
  • развитие мышления, памяти, внимания, речи;
  • развитие воображения,пространственных ориентаций;
  • развитие способности выстраивать события в логической последовательности;
  • развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук;
  • развитие коммуникативных качеств, умения общаться со сверстниками и иг

Даная игра может быть использована, как метод диагностики и средство коррекционной работы с детьми. К игре прилагаются: список художественной литературы, загадки, пословицы, поговорки, воспитательные и образовательные возможности которых разнообразны. Игра предполагает как индивидуальную работу с ребенком, так и подгрупповую для закрепления образовательных областей согласно ФГОС ДО.

Авторская игра «Виды транспорта» в пятом районном конкурсе методических разработок педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений Ворошиловского района Волгограда заняла 2 место в номинации «Авторские дидактические игры и развивающие пособия», имеет экспертное заключение, рецензию. (Приложение № 5.10).

Для закрепления и обобщения знаний детей о правилах дорожного движения использую в образовательном процессе информационные компьютерные технологии, демонстрируя детям обучающие мультипликационные фильмы, мультимедийные презентации, компьютерные игры (Приложение № 5.11). Встреча с мультфильмами несет в себе зарядположительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка. При использовании информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе соблюдаются санитарно-гигиенические требования.

Одной из инновационных форм работы с детьми являются технологии проектирования. В связи с требованиями образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации использую в образовательном процессе проектную деятельность. Разработан и успешно реализован долгосрочный проект «Азбука ПДД». (Приложение № 5.12)

В ходе реализации проекта «Азбука ПДД» естественным образом осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решаются образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, происходит активное взаимодействие педагога с семьями воспитанников.

В шестом районном конкурсе методических разработок педагогов муниципальных дошкольныхобразовательных учреждений Ворошиловского района Волгограда проект «Азбука ПДД» занял 2 место в номинации «Технология проектирования».

Эффективность работы по профилактикедетского дорожно – транспортного травматизма осуществляется через выявление у детей знаний по безопасности дорожного движения. Работа с детьми строится на анализе полученных результатов диагностики по ПДД. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков по ПДД проводится два раза в год (сентябрь -май) с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания определенных итоговых результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса, в каждой возрастной группе. Показатели качества знаний выявляются путем определения уровня усвоения программы (высокий, средний, низкий). Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка. Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо. (Приложения № 5.13, 5.14, 5.15, 5.16)

Педагогическое обследование ребёнка предполагает:

  • выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
  • определение уровня сформированности учебных навыков;
  • определение уровня развития познавательной деятельности у детей.

Материалы педагогической диагностики:

  • диагностические карты качества овладения знаниями по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма для выявления общего уровня освоения детьми дошкольного возраста знаний ПДД
  • диагностический инструментарий (опросники, анкеты, дидактические игры), включающие цели, название методики, содержание;
  • уровни освоения программного материала (высокий, средний, низкий);

Диагностический инструментарий:

«Опросник знаний детьми правил дорожного движения», автор Т.И. Данилова.


3. Взаимодействие с семьями воспитанников по пропагандесоблюдения правил дорожного движения и безопасного образа жизни

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Последовательную работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах целесообразно осуществлять в тесном сотрудничестве с родителями.

Взаимодействие с родителями традиционно проводится в форме консультаций, бесед, выступлений специалистов на родительских собраниях, использование папок-передвижек, плакатов.

Новое направление в сотрудничестве с родителями: выставки и конкурсыдетско – родительских фотографий на тему «Соблюдение правил дорожного движения – безопасный образ жизни»; вовлечение родителей в проектную деятельность; изготовление родителями атрибутов сотрудника ГИБДД, макетов автодороги и микрорайона города, макетов домов для обыгрывания дорожно – транспортных ситуаций на макетах дороги и перекрестка.

Эффективна и такая форма сотрудничества, как получение родителями рекомендаций по обучению детей основам безопасного поведения на дороге. Порезультатам родительской анкеты – опростника выяснилось: больше всего они затрудняются втом, как обучать детей безопасному поведению на дороге и каким должно быть содержание этого обучения. Так в уголке для родителей появилась новая рубрика, куда были помещены информация и рекомендации о различных приемах и методах формирования у детей специальных навыков и знаний правил дорожного движения.

Родители являются главными помощниками педагогов дошкольных образовательных учреждений. С целью привлечения родителей к решению данной проблемы использовались различные формы сотрудничества:

  • Взаимодействие в проектнойдеятельности
  • Анкетирование (Приложение №5.17, 5.18)
  • Папки-передвижки по ПДД;
  • Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
  • Разработки памяток для родителей;
  • Совместные творческие работы с детьми по ПДД;
  • Разработка безопасного маршрута «Дом – детский сад» (Приложение № 5.19)
  • Привлечение родителей к изготовлению макетов автодороги иатрибутов сотрудников ГИБДД

4. Сотрудничество с социумом

В комплексном использовании инновационных педагогических технологий и традиционных средств формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге эффективно используется сотрудничество с социальными партнерами (Приложение № 5.20). Уже сложилась определённая система организации совместной деятельности детского сада с различными институтами детства. Прежде всего, это повышает качество образовательной деятельности.

Встречи с сотрудниками ГИБДД формирует у детей представления особой важности соблюдения правил дорожного движения.

Большую радость доставляют детям встречи с кукольным театром «Уроки доброты». Театрализованные представлениякрасочно и наглядно показывают ребятам ситуации дорожно – транспортных проишествий, развивая навыки и умения предвидеть опасные ситуации на дороге и способность избегать их.

Дети с удовольствием встречаются с агитбригадой «Форсаж» лицея № 6 Школьники старших классов в интерактивной форме знакомят детей с правилами дорожного движения, закрепляя знания детей через развлечения, викторины, конкурсы.

Ожидаемые результаты

Педагогическая деятельность по комплексному использованию традиционных средств с инновационными педагогическими технологиями позволит повысить эффективность образовательного процесса и вывести работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников на улицах и дорогах городах на новый уровень, соответствующий современным требованиям стандарта дошкольного образования.

Анализ результатов проекта и выводы

Результаты диагностики дошкольников позволяют сделать выводы об итогах работы:

  • Дошкольники с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения.
  • Дети проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного дорожно – транспортного движения.
Видео-интервью