Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1447
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы


Программа по ознакомлению старших дошкольников с профессиями

« Калейдоскоп профессий»

Автор:

Старший воспитатель Пудова О.Ф.

Актуальность

Одна из основных задач дошкольного образования - формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка - дошкольника развивать интерес к различным профессиям.

Формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей мы придаём особое значение.[5, с. 64]

В теории и практике воспитания детей дошкольного возраста, в большое место трудовом воспитании детей отводится ознакомлению их с трудом взрослых, так как это способствует формированию представлений о роли труда в жизни людей, воспитанию стремления участвовать в труде. В дошкольном возрасте необходимо показать детям многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей. Труд - это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых, ориентируем на ту или иную профессию, её значимость и необходимость показывая. Экскурсии, наблюдения, рассказы воспитателя в помогают воспитывать детях уважение к людям труда, интерес к трудовой деятельности взрослых, бережное отношение к результатам труда. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. [2, с.55]

Проблема.

К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста имеют смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, кем работают и каким делом заняты их родители. Детские высказывания часто свидетельствуют, что, даже если ребенок и был на работе у мамы и папы, он так и не понял сути их профессиональной деятельности.

Краткая аннотация.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации. Ознакомление ребят с трудом взрослых строится на диалоге детей с взрослыми, труд которых они наблюдают или обсуждают, что способствует социализации детей, формирует у них отношение к профессии.[4, с 147]

Гипотеза: педагогическим условием воспитания у дошкольников ценностного отношения к труду взрослых, его результатам является формирование системных знаний о трудовом процессе как единице труда.

Интегративность программы «Калейдоскоп профессий»

Реализация программы по предпрофильному развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает интегрированный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, речевую, социально-коммуникативную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного в эстетического воспитания и разнообразных видах детской деятельности.

Основное содержание.

Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. познакомить детей старшего дошкольного возраста в с многообразием профессий мира обществе;
  2. расширить общую осведомленность об окружающем мире, кругозор детей;
  3. сформировать у детей элементарный опыт профессиональных действий;
  4. развить предпосылки ранней «предпрофессиональной ориентации» детей старшего дошкольного возраста,
  5. расширить активный словарный запас через ознакомления с профессиями

Предпрофильное развитие детей осуществляется по трем направлениям:

  • Ознакомление с миром профессий,
  • Труд самообслуживание и,
  • Самостоятельная практика, ориентированная деятельность детей
  • Для реализации программы «Калейдоскоп профессий» по ознакомлению дошкольников старшего возраста используются методы: наглядный, словесный, практический.
  • Наглядный метод - используется во время чтения педагогом рассказов:
    • экскурсий в картинную галерею;
    • наблюдений;
    • показа сказок (педагогом, детьми);
    • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
    • проведения дидактических игр;
    • экскурсий по городу, целевых прогулок;
    • моделирования проблемных ситуаций.
    Словесный метод - представляется наиболее эффективным в процессе:
    • чтения литературных произведений воспитателем;
    • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
    • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
    • ответов на вопросы педагога, детей;
    • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
    • сообщения дополнительного материала воспитателем;
    • загадывания загадок;
    • рассматривания наглядного материала;
    • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
    • разбора житейских ситуаций;
    • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
    • чтения литературных произведений родителями.
    Практический метод используется, когда необходимо:
    • организовывать продуктивную деятельность;
    • создание мини-музея «Калейдоскоп профессий
    • провести игры (сюжетно-ролевые, строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
    • приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, пюре картофельное, овощной суп и др.);
    • моделирование одежды для кукол;
    • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
    • провести экскурсии различной направленности;
    • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
    • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий. [1, с. 85]
    Формы работы с детьми:
    • Факультативные занятия, беседы, игры предпрофильного содержания.
    • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
    • Проведение совместных праздников.
    • Просмотр слайд-фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения по ознакомлению дошкольников с профессиями.
    • Экскурсии, целевые прогулки.
    • Организация выставок (совместная деятельность родителей и детей).
    • Творческие встречи.
    • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
    Основное внимание в программе «Калейдоскоп профессий» уделяется работе с семьей.
  • Формы работы с родителями:
    • родительские собрания по данной теме;
    • лекторий для родителей;
    • открытые показы воспитательно-образовательного процесса по данной теме;
    • вечера вопросов и ответов;
    • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары);
    • индивидуальные консультации специалистов;
    • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
    • экскурсии.
    Организация строится с учетом принципов работы, в которые реализуются и взаимосвязаны единстве: Принцип системности. Организация последовательных мероприятий в течение учебного года. Адресный подход, который предполагает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Принцип интеграции. Содержание программного материала может естественно и ограничено интегрировать в целостный педагогический процесс. Принцип наглядности. Принцип преемственности в условиях взаимодействия с ребенком дошкольного учреждения и семьи
Подробная инструкция

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

Направление

Задачи

1

Социально-коммуникативное

1. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности посредством приобщения к ознакомлению с профессиями, преемственности по профориентации.

2. Развитие коммуникативных умений и навыков общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

3. Становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий в сюжетно-ролевых играх.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье в и к сообществу взрослых и детей коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. У детей Формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками.

2

Познавательное

1. Знакомство с понятием «профессия», «деятельность человека», дать разнообразные представления о мире профессий.

2. Формирование представлений о профессиональной деятельности на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.

3. Способствовать осознанию и принятию социокультурных ценностей нашего народа, обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

4. Развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых, любознательности и познавательной мотивации; к изучению деятельности человека.

5. Формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.

3

Речевое

1. Обогащение словаря профессиональной детей терминологией («профессия», «деятельность человека», названия орудий труда, название профессий т. п.), активизация речи.

2. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи при составлении рассказов и беседах на тематику профессий.

3. Проявление речевого творчества при составлении загадок, рассказов на тематику профессий, деятельности человека.

4. Знакомство с книжной культурой («Профессии»), учить понимать на слух тексты различных жанров детской литературы на тему профессий (стихи, загадки, пословицы и поговорки о профессиях).

4

Художественно-эстетическое

1. Приобщение детей к мировой и национальной культуре через знакомство с произведениями искусства: восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

2. Развитие ценностно-смыслового предпосылок восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы через знакомство с профессиями родного города.

3. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.): закрепление умения отражать свои впечатления в продуктах детской деятельности.

5

Физическое развитие

1. Приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость. Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики рук обеих. А также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).

2. Совершенствовать умение выполнять упражнения общеразвивающие, дыхательные упражнения упражнения и точечного массажа

3. Овладение подвижными играми с правилами разных народов мира.

4. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

5. Создание мотивации к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

6. Увеличение двигательной активности детей.

7. Воспитывать: выдержку, решительность, смелость, организованность, инициативность, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

В д/с №4 функционирует 4 группы. Численный состав 124 ребенка. Данная программа рассчитана на детей старшей и подготовительной группы. Участие в работе с детьми принимают следующие специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Материально – техническая база детского сада позволяет проводить работу по данной программе. Групповые комнаты просторные, светлые, чистые. Из оборудования в группах имеется все необходимое. Каждая группа имеет свой прогулочный участок с зелеными насаждениями игровым и оборудованием.

Педагогический состав работает в соответствии с федеральными государственными требованиями

С педагогическим составом проводится большая просветительская работа: семинары, педсоветы, мастер-классы, консультации, тренинги, открытые просмотры, акции, флеш-мобы.

Сроки этапы и реализации программы:

Срок реализации программы: 1 учебный год

Этапы:

1.Подготовительный (сентябрь, октябрь)

2.Основной этап (ноябрь-март)

3.Завершающий этап (апрель, май)

Перспективное планирование профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста

Учебный план программы

Цель программы: сформировать представления о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста.

Категория обучающихся: старший дошкольный возраст

Срок обучения:1 учебный год

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, длительность занятий 25 мин



Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

1

«В мире профессий»

1ч.15мин.

25 мин.

50мин.

Наблюдение, анализ ответов и работ, беседа

2

«Профессия учитель»

1ч. 15 мин.

15 мин.

1ч.

Наблюдение, анализ ответов и работ, беседа

3

«Профессия библиотекарь»

1ч.40мин.

40 мин.

1ч.

Лонгитюдное наблюдение беседа

4

«Профессия почтальон»

1 ч.40 мин.

30 мин.

1ч. 10 мин.

Наблюдение, анализ ответов и работ, беседа

5

« Профессия плотник»

50 мин.

10 мин.

40 мин.

Лонгитюдное наблюдение Беседа

6

«Профессия штукатур-маляр»

50 мин.

10 мин.

40 мин.

Наблюдение, анализ ответов и работ, беседа

7

«Профессия закройщик»

50 мин.

10 мин.

40 мин.

Наблюдение, анализ ответов и работ, беседа

8

«Профессия повар»

1 ч.40 мин.

20 мин.

1 ч. 20 мин.

Наблюдение, анализ ответов и работ, беседа

9

«Профессия сестра медицинская»

1 ч. 40 мин.

10 мин.

1ч.30 мин.

Наблюдение, анализ ответов и работ, беседа

10

«Профессия парикмахер»

1 ч. 15 мин.

15 мин.

1 ч.

Наблюдение, анализ ответов и работ, беседа

11

«Профессия менеджер по туризму»

1ч.15 мин.

10 мин.

1ч.05 мин.

Наблюдение, анализ ответов и работ, беседа


итого

14 ч.10 мин.

5ч.40 мин.

8ч.30 мин.




Учебно - тематический план

Цель программы: сформировать представления о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста.

Категория обучающихся :старший дошкольный возраст

Срок обучения:1 учебный год

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня, длительность занятий 25 мин.

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теоретических

практических

«Зачем человек трудится»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение Беседа


Оформление мини-музея «профессии Все хороши -выбирай на вкус».


25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Кто работает в детском саду»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Чтение глав из книги

Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях».


25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Нужные профессии в городе»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Кем работают мои родители»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Учитель

«Кто в школе работает».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Библиотекарь

Кто в библиотеке работает».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Что библиотека такое?»


25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Почтальон

«Труд почтальона»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Как путешествует письмо».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Что рассказал почтовый ящик»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Кто знает больше профессий».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Штукатур-маляр

«Кто работает на стройке».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Профессия штукатур-маляр»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Плотник

«Профессия плотник»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Инструменты. Орудия труда»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Кто поможет дом построить?»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях».


25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Профессии службы быта».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Закройщица

«Знакомимся закройщицы с профессией»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Труд закройщицы»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Платье для Золушки»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Парикмахер

«Поговорим о труде парикмахера»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Труд людей зимой».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Повар

«Профессия повар»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Инструменты. Орудия труда».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Медсестра

«О труде врача, медсестры».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Профессия – медсестра».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Мамы всякие нужны. Детям о профессиях».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Труд людей весной»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Профессии на транспорте».

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

Менеджер по туризму

«Труд менеджера по туризму»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

«Профессии города нашего»

25 минут

10 минут

15 минут

Наблюдение, анализ ответов и работ

итого


14ч.10 мин.

5ч.40 мин.

8ч.30 мин.



Календарно-тематический план

Цель программы: сформировать представления о профессиональной деятельности взрослых у детей дошкольного возраста.

Категория обучающихся :старший дошкольный возраст

Срок обучения:1 учебный год

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня ,длительность занятий 25 мин.

Месяц

Тема

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

Мероприятия с педагогами

Мероприятия с соц. партнерами

сентябрь

Беседа «Зачем человек трудится»

Чтение глав из книги Т. Потаповой «Беседы с дошкольниками о профессиях».


Беседа «Кем работают мои родители»

Беседа «Нужные профессии в городе»

Оформление мини-музея «профессии Все хороши -выбирай на вкус».








Оформление мини-музея «профессии Все хороши -выбирай на вкус».


Подписание договора с соц. партнерами

октябрь

«Профессия учитель»

[прил. 1]

[прил. 2]

[прил. 3]


НОД:

- «Знакомство с профессией учитель»

- «Учитель начальных классов»

- «Учитель предметник»

- Чтение художественных произведений

В. Голявкин «Как я под партой сидел», А. Барто «В школу», «Первоклассница»,

О. Высотская «С каждою страницею», С. Баруздин «Галин портфель»,

Л.Н. Толстой «Филиппок»

- Рассматривание иллюстраций на тему «Профессия учитель»;

- Загадывание загадок;

- Д/И «Что лишнее?», «Кем быть?», «Кому что», лото «Собери картинку», «Предметы – помощники»;

- Экскурсия в школу;

- С/Р игры «Уроки в школе», «Школа»;

- Упражнения на логику «Кому нужны эти предметы?», «Для чего нужны предметы?», «Найди ошибку»;

- Аппликация «Школьные принадлежности»;

- Обыгрывание игровых ситуаций «Урок математики», «Опять двойка»

Конкурс чтецов «Хочу быть учителем»

- знакомство с планом реализации проекта

- составление альбома на тему «Профессия учитель»

- предметные картинки с изображением предметов-помощников профессии учитель

- фотографии «На работе у мамы и папы»

- просмотр мультфильмов «Двенадцать месяцев», «Лесная школа», «Проделкин в школе», «Приключения точки и запятой»

- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Уроки в школе», «Школа»

оформление альбома «Стихи об учителе»



- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- организация развивающей среды в группе

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

- оформление книжного уголка в группе.

Экскурсия в ГБОУ СОШ №8.

Беседа с учителем начальных классов .

Ноябрь

«Профессия библиотекарь»

[прил. 4]

[прил. 5]

[прил. 6]


НОД:

- «Профессия библиотекарь»

- «Экскурсия в библиотеку»

- Чтение художественных произведений по теме профессий

Т.Шорыгина «Библиотекарь»

Т.Шорыгина «Книжкина неделя»

Носов «Замазка»

Драгунский «Друг детства»- Словесные игры «Кто где живет», «Большой – маленький»

Загадки «Отгадай героя сказки»

Д/игры: лото «Сказки», «Собери сказку», «Из какой сказки герой?», домино «Любимые сказки»

Конструирование сказочного домика из конструктора «Лего»

- С/Р игра «Библиотека»,

Конкурс рисунков «Обложка для книжки»

- знакомство с планом реализации проекта

составление альбома на тему «Библиотека»;

предметные картинки с изображением предметов-помощников в профессии библиотекарь

фотографии «Экскурсия в библиотеку»

изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Библиотека»

оформление альбома «Моя любимая книга»


- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- организация развивающей среды в группе

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

- оформление книжного уголка в группе.

Экскурсия в библиотеку семейного чтения по ул.Победа.


Беседа и рассказ библиотекаря о своей работе.

Декабрь

«Профессия почтальон»

[прил. 7]

[прил. 8]

[прил. 9]


НОД «Вокруг света с почтальоном Печкиным»
Экскурсия на почту, к газетному киоску;

Рассматривание картины «Почтальон», «На почте»

Почтовые ящики в моем доме;

Рассматривание газет, журналов, открыток, конвертов, телеграммы, бандеролей, посылок, марок;

Классификация открыток по временам года, праздникам;

Загадки

Речевое развитие «Чтение художественной литературы» «Художественно-эстетическое развитие»

Конструирование «Альбом для марок», конверты, «Почта»

Рисование, аппликация «Открытки к праздникам»


Знакомство с произведениями:

С.Маршак «Почта», «Что принес почтальон?»

«Почтальон», Стапанов «Почтовый ящик», «Газета».

С.Маршак «Почта»,

Степанова «Почтовый ящик»

Вовлечение родителей в совместную деятельность.

- знакомство с планом реализации проекта

- составление альбома на тему «Профессия почтальон»

- предметные картинки с изображением предметов-помощников профессии почтальон

- фотографии «Почта»

- изготовление

атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Почта».








- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- организация развивающей среды в группе

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

оформление книжного уголка в группе по теме почта

Экскурсия на почту по ул. Гайдара. Наблюдение за работой почтальона.


Беседа и рассказ почтальона о своей работе

Декабрь

« Профессия плотник»

[прил. 10]

[прил. 11]

[прил. 12]


Мультимедийная презентация «Профессия – плотник»;

методические рекомендации по организации экскурсии на стройку деревянного дома;

сюжетно-ролевая игра «Плотники»;

выставка фотографий о профессиях родителей группы;

дидактические игры «Что лишнее», «Кто быстрее соберет»;

выставка детских работ «Юный плотник»;

конспект музыкального досуга «Умелые плотники»;

конспект физкультурного развлечения «Самый умелый плотник»;

альбом по развитию речи «Профессия – плотник».

НОД по развитию речи «Профессия – плотник».

Вовлечение родителей в совместную деятельность.

- знакомство с планом реализации проекта

- составление альбома на тему «Профессия плотник»

- предметные картинки с изображением предметов-помощников профессии почтальон

- подборка фотографий «В мастерской у плотника»

- изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Мастерская плотника».








- плана реализации проекта разработка по данной теме;

- подбор методической литературы по профессии плотник;

- организация развивающей среды в группе по данной теме;

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

- оформление книжного уголка в группе по теме «профессия плотник».

Экскурсия в мастерскую. Наблюдение за работой плотника. Беседа с детьми о плотника своей профессии. Рассказ о плотника орудиях своего труда с показом.

Январь

«Профессия штукатур-маляр»

[прил. 13]

[прил. 14]

[прил. 15]

Мультимедийная презентация «Профессия – штукатур-маляр»;

сюжетно-ролевая игра «Штукатур-маляр»;

выставка фотографий о профессиях родителей группы;

дидактические игры «Что лишнее», «Кто быстрее соберет»;

выставка детских работ «Юный штукатур»;

конспект музыкального досуга «Веселые маляры»;

конспект физкультурного развлечения «Самый штукатур ловкий»;

альбом по развитию речи «Профессия – штукатур-маляр»;

конспект НОД по развитию речи «Профессия – штукатур-маляр».

Консультации «Знакомство с профессиями мамы и папы».

Привлечение родителей к участию в проекте, организации экскурсии, оформлению альбома с рисунками и фотографиями.


- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- организация развивающей среды в группе

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

  1. - оформление книжного уголка в группе по данной теме.

Встреча с детей штукатуром-маляром.

Рассказ о своей профессии

Февраль

«Профессия закройщица»

[прил. 16]

[прил. 17]

[прил. 18]

НОД «Профессия закройщица». Уточнить знания о значении труда, воспитывать любознательность, развивать мышление, речь.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Уточнить знания детей о профессиях работников ателье, учить выполнять правила игры (выбранную роль, воспитывать дружеские чувства, развивать диалогическую речь).

Вовлечение родителей в совместную деятельность.

- знакомство с планом реализации проекта

- составление альбома на тему «Профессия закройщица»

- предметные картинки с изображением предметов-помощников профессии закройщицы


подборка фотографий «В ателье»

изготовление

атрибутов к сюжетно – ролевой игре «ателье».



- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- организация развивающей среды в группе

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

- оформление книжного уголка в группе.

Экскурсия в ателье. Дети узнают:- разные виды тканей, сантиметр, швейные машины, оверлок, нитки, иголки для машин швейных, иголки для ручного шитья, выкройки, лекало.

- ателье - помещение большое, в цехах шумно, работают швейные машины. Приемщица принимает заказ, закройщица кроит. В примерочной примерки делают одежды. Беседа с закройщицей.

Март

«Профессия повар»

[прил. 19]

[прил. 20]

[прил. 21]

рассматривание картин, иллюстраций,

чтение художественной литературы,

дидактические и настольные игры,

сюжетно-ролевые игры: «Готовим борщ», «Приглашение в гости», «Готовим компот для куклы »,

пальчиковые игры « Салат», «Капуста»

разучивание стихотворений о поваре,

беседа о овощах ,

отгадывание загадок о посуде, овощах и фруктах.

рассказ детей «Как готовит моя мама». настольные и дидактические игры « Профессии», «Овощи – фрукты», «У кого что», «Собери картинку из кубиков», «Кто что делает?», «Чудесный мешочек».

сюжетно–ролевые игры: « готовим борщ», «приглашение в гости», «готовим компот кукле»

совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Повар»

пополнить уголок «кухня» посудой, овощами, фруктами;

шитье фартуков;

подборка стихов о профессии повар.

- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- организация развивающей среды в группе

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

оформление книжного уголка в группе по теме почта

экскурсия на кухню, знакомство с поварами

беседа о поваре,

рассказ повара о своей профессии,

рассматривание посуды на кухне, рассматривание предметов-помощников (мясорубка, дуршлаг, половник и др. )


Март

«Профессия сестра медицинская»

[прил. 22]

[прил. 23]

[прил. 24]

Рассматривание иллюстраций о труде мед. сестры. Экскурсия в медицинский кабинет, в поликлинику. Рассказ мед .о сестры своей профессии, её важности и необходимости. Показ «предметов-помощников».

Беседы: «О профессии врача, медсестры»;
«Кто лечит больных», «Если ты заболел»,
«Что делает мама, когда я заболел», «Опасные лекарства»


Заучивание стихов и загадок о спорте; НОД «Осанка зеркало души», «Разговор о правильном питании»; «Составление описательного рассказа о том, как я отдыхал летом»; «Составление описательного рассказа о видах спорта»; Рассматривание картины: «На прогулке», «Мы занимаемся спортом», «Мы пришли с прогулки», «Мы умываемся»; Экскурсия на физкультурную площадку; экскурсия в школу, спортзал; Ознакомление с художественной литературой Чтение стихотворений: К. Чуковский «Айболит», В. Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка», Г. П. Шалаева «Кем мне стать», «И. Токманова «Мне грустно, я сижу больной». Обсуждение сюжетов, поступков. Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Кукла Катя заболела»,«Выздоровление куклы Кати, возвращение в детский сад».

Лепка «Витаминки для Иринки»

Рисование «Доктор Айболит»

Конструирование «Для больницы кукол Постройка, аптеки»

Музыкальная деятельность Слушание:

П. Чайковский «Болезнь куклы»

Оформление информационного стенда: Организация сюжетно-ролевой игры «Мед. сестра в больнице»

Фотовыставка «В гостях у доктора Айболита»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница», «Поликлиника»

«День открытых дверей», «День здоровья», «День физкультурника»; Конкурс на лучший семейный рисунок «Мы любим спорт»; Досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты»;

Фотогазета из семейных архивов «Я и спорт»; изготовление нестандартного оборудования для профилактических мероприятий с детьми; поход на лыжах; родительское собрание «Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду и дома»;

Консультации: «Значение режима в воспитании детей», «Больше внимания осанке детей»;

Круглый стол «Физическое развитие ребенка в семье и дома»,

Викторина с родителями «Спорт – это жизнь»;

Беседы «Уход за телом ребенка», «Какую обувь носить»

- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- организация развивающей среды в группе

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

- оформление книжного уголка в группе по данной теме.


Апрель

«Профессия парикмахер»

[прил. 25]

[прил. 26]

[прил. 27]

Сюжетно-ролевая игра «В парикмахерской»

Дидактические игры.

«Что лишнее?»,

«Кто быстрее соберёт».

НОД «Профессия – парикмахер».

НОД по мультимедийной презентации «Профессия – парикмахер».

Отгадывание загадок.

Чтение художественной литературы: стихотворение Берестова «В парикмахерской».

Детский конкурс рисунков и поделок «Юный стилист», «Профессии наших родителей».

Музыкальный досуг «Веселые парикмахеры».

Оформление альбома «Профессия – парикмахер».

Физкультурное развлечение «Самый ловкий парикмахер».

Консультации «Знакомство с профессиями мамы и папы», «Как организовать экскурсию в парикмахерскую».

Привлечение родителей к участию в проекте, организации экскурсии, оформлению альбома с рисунками и фотографиями

- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- организация развивающей среды в группе

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

- оформление книжного уголка в группе по данной теме.

Экскурсия в парикмахерскую.

Наблюдение за работой парикмахера.

Беседа с парикмахером

Апрель

«Профессия менеджер по туризму»

[прил. 28]

[прил. 29]


Рассматривание иллюстраций о профессиях туристического бизнеса. Экскурсия в туристическое агентство. Рассказ менеджера о своей профессии, её важности и необходимости. Показ «предметов-помощников».

Беседы: «О профессии менеджера по туризму»;
«Чем занимается менеджер по туризму», «Если ты опоздал на самолёт»,
«Как вести себя в другой стране», Заучивание стихов и загадок о путешествии, о разных странах; НОД «в Путешествие Мрскву», «Разговор о правильном поведении на борту самолёта»; «Составление описательного рассказа о том, как я отдыхал летом»; «Составление описательного рассказа о путешествии в другой город (страну)»; Рассматривание глобуса, «Мы любим путешествовать».

Обсуждение сюжетов, поступков.

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры «Путешествие на корабле», «Мы туристы», «Туристическое бюро»

Лепка «Самолёт»

Рисование «Путешествие к морю на самолете»

Конструирование «Постройка гостиницы, отеля»

Л. В Голосницкий «Путешествие прошлое»

Б. Денн «океаны и Моря»

И.В. Гурина «Познаём мир вокруг нас»

Заключительный этап: проводятся обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта для родителей, оформление фотовыставки «В гостях в туристическом агентстве».

Оформление информационного стенда:

Беседа о профессии менеджер по туризму в домашней обстановке.

Организация сюжетно-ролевой игры «Менеджер по туризму», «Путешествие»

«Путешествие с родителями по разным городам и странам мира»

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Менеджер по туризму», «Путешествие по экзотическим странам»

«День открытых дверей», Конкурс на лучший семейный рисунок «Мы любим отдыхать»; Досуг «Папа, мама, я – дружная семья».

Фотогазета из семейных архивов «Я и моё путешествие»; изготовление нестандартного оборудования для профилактических мероприятий с детьми; Консультации: «На отдых всей семьей », «Больше внимания экскурсиям»;

Викторина с родителями «Мы любим путешествовать»;

Беседы «Как вести себя в другой стране», «Вежливость- это здорово!»

- разработка плана реализации проекта;

- подбор методической литературы;

- организация развивающей среды в группе

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций

- оформление книжного уголка в группе по данной теме.

Экскурсия в турбюро «Вокруг света». Беседа с менеджером по туризму о специфике его работы.




Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты еализации программы

  1. Сформированность у детей представлений о мире профессий.
  2. Сформированность ранних профориентационных склонностей.
  3. Перенос детьми знаний о профессиональной деятельности взрослых в самостоятельную игровую деятельность.
Анализ результатов проекта и выводы


Для достоверности контроля за результатами реализации программы необходимо применять психолого- педагогические диагностики, состоящий из:

1. Диагностика игровой деятельности (профессионального характера В игры).П. Кондрашов;

2. Опрос детей по теме «Профессиональная деятельность взрослых» Л.В. Куцаковой;

3. Профориентационный опросник Е.И.Климова;

4. Методика “Тест апперцепции символов” Нагибина, Афанасьева;

5. Опросник по серии картинок «Что за профессия?»;

6. Авторская анкета «Кем я хочу быть?»;

7. Проективная методика «Моя семья»;

8. Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур.

Количество детей - 53 ребенка старшей и подготовительной группы

Время проведения: сентябрь-октябрь 2016

Результаты диагностики игровой деятельности (В профессионального характера игры).П. Кондрашов

Критерии/показатели

Оценка

да

нет

%

Чел.

%

Чел.

1. Применение в игре знаний, полученных из разных источников (беседы с взрослыми и сверстниками, наблюдения, художественная и познавательная литература.

- самостоятельно или с помощью воспитателя определяет содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, персонажей и их взаимодействие

100%

53

0

0

- в игры играет, комбинирует их в единый сюжет, отражая взаимодействие людей разных профессий, их профессиональные действия, орудия труда

98%

52

2%

1

- использует в сюжетно-ролевых играх знания о современных профессиях банкир, налоговый инспектор, провизор и пр.

0

0

100%

53

2. Самостоятельное создание игровых замыслов

- строит сюжет из 6-8 смысловых эпизодов.

51%

27

49%

26

- отражает в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.

98%

52

2%

1

3. Умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером

- объединяют в одной игре несколько сюжетов.

77%

41

23%

12

- самостоятельно распределяют роли, согласовывают сюжет, игровые действия, персонажей.

87%

46

13%

7



Таким образом, по результатам диагностики большинство дети старшей и подготовительной группы самостоятельно или с помощью взрослого определяют содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, персонажей и их взаимодействие, играют в игры, комбинируют их в единый сюжет, отражая взаимодействие людей разных профессий, их профессиональные действия, орудия труда,

Дети старшей и подготовительной группы не используют знания о современных профессиях банкир, налоговый инспектор, провизор и пр.

Большинство детей отражают в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянный сказками, игрой воображения.

Дети старшей и подготовительной группы объединяют в одной игре несколько сюжетов, могут распределять роли самостоятельно, согласовать сюжет, игровые действия, персонажей.

Результаты опроса детей по теме «Профессиональная деятельность взрослых» Л.В. Куцаковой

Показатели

Оценка

Знает

Не знает

%

Чел.

%

Чел.

1. Знание о трудовой деятельности взрослых (кто работает)

- на фабрике

9%

5

91%

48

- на стройке

77%

41

23%

12

- на почте

47%

25

53%

28

- на кухне

72%

38

28%

15

- в ателье

47%

25

53%

28

- в библиотеке

30%

16

70%

37

- в больнице

91%

48

9%

5

- в школе

92%

49

8%

4

- в парикмахерской

56%

41

23%

12

2. Знание основных трудовых процессов (что делает)

- библиотекарь

66%

35

34%

18

- повар

96%

51

4%

2

- почтальон

92%

49

8%

4

- плотник

38%

20

62%

33

- парикмахер

96%

51

4%

2

- медсестра

94%

50

6%

3

- менеджер по туризму

0%

0

100%

53

- учитель

92%

49

8%

4

- закройщица

19%

10

81%

43

- штукатур-маляр

17%

9

83%

44

3. Знания о материалах, орудиях, механизмах и инструментах, необходимых для работы (чем пользуется)

- библиотекарь

8%

4

92%

49

- повар

92%

49

8%

4

- почтальон

19%

10

81%

43

- плотник

36%

19

64%

34

- парикмахер

94%

50

6%

3

- медсестра

92%

49

8%

4

- менеджер по туризму

0%

0

100%

53

- учитель

56%

28

44%

25

- закройщица

24%

13

76%

40

- штукатур-маляр

9%

5

91%

48

4. Знания о взаимодействии людей разных профессий (кто, кому помогает)

30%

16

70%

37

5. Бережное отношение к труду взрослых

51%

27

49%

26

6. Знания о героических профессиях

89%

47

11%

6




Таким образом, по результатам опроса можно сделать вывод, что дети старшей и подготовительной группы знают о таких профессиях, как повар, парикмахер, учитель, медсестра, почтальон, библиотекарь, имеют представления где они работают, что делают, чем пользуются. А такие профессии, как менеджер по туризму, штукатур-маляр, закройщица, плотник не знают.

Результаты диагностики по опроснику профориентационному

Е.И. Климова

Показатели

Чел.

%

Человек-природа

16

30

Человек-техника

19

36

Человек-человек

8

15

Человек-художественный образ

10

19

















По результатам диагностики было выявлено, что большинство детей предпочитают профессии, связанные с техникой — это такие профессии, как водитель, автомеханик, электромонтер и другие. На втором месте находятся профессии, связанные с природой: ветеринар, биолог, садовод, цветовод и другие. Дальше идут профессии, связанные с художественными образами: дизайнер, художник, музыкант, модельер и так далее. И на последнем месте дети выбрали профессии, связанные с другими людьми: учитель, врач, милиционер, медсестра и другие.

Результаты по методике «Тест апперцепции символов» Нагибина, Афанасьева

Предпочитаемые символы

Карточки-символы

Чел.

%

Павлин

15

28%

Солнце

12

23%

Замок

9

17%

Камин

7

14%

Деньги

5

9%

Роза

5

9%





















Непредпочитаемые символы

Карточки-символы

Чел.

%

Змея

16

30%

Пещера

13

25%

Птица

10

19%

Меч

8

15%

Колодец

4

7%

Бутылка

2

4%