Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2814
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Цель: развитие саморегуляции, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование первоначальных социокультурных ценностей.

Задачи:

1. Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношения дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе.

2. Выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

3. Повысить компетентности педагогов в вопросах социального развития детей.

4. Внедрить современные технологии в образовательный процесс для эффективной социализации ребенка.

Подробная инструкция

Муниципальною бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 58 «Гнездышко»»

Методический проект

на тему

«СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ РЕБЕНКА»

Педагог – психолог

ПАНКРАТОВА

ЕКАТЕРИНА МИХАЙЛОВНА

г. Железногорск

Актуальность

Проблема социального развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особо актуальной на современном этапе.

Современное общество требует инициативных молодых людей, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Однако, чрезвычайная занятость родителей, их озабоченность в интеллектуальном развитии своего ребенка при отсутствии «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье негативно отражаются на социализации детей.

С 2012 года педагогический коллектив был включен в апробацию программно - методического комплекса программы «Успех».

Реализация образовательной области «Социализация» Программы предполагает:

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Реализация поставленных задач наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы. Таким образом, рабочей группой детского сада был разработан проект «Современные технологии в развитии саморегуляции ребенка», целью которого являлось развитие саморегуляции ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование первоначальных социокультурных ценностей.

Решались следующие задачи:

- изучить типичные особенности поведения и взаимоотношения дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе;

- выявить поведенческие проблемы каждого ребенка;

- повысить компетентности педагогов в вопросах социального развития детей;

- внедрить современные технологии в образовательный процесс для эффективной социализации ребенка.

Работа проводилась в три этапа:

- диагностический;

- содержательный;

- заключительный.

Ожидаемые результаты: высокий уровень развития саморегуляции ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности, сформированность первоначальных социокультурных ценностей.

Первый этап – диагностический.

Педагогическая диагностика была направлена на изучение особенностей социально-нравственного развития детей группы, понимания ими норм и правил поведения, отношения к ним; понимания отдельных эмоциональных состояний; характера взаимоотношений детей в коллективе сверстников; выявление сформированности социальных навыков и уровня развития саморегуляции поведения. В проведении диагностики использовались методики: метод наблюдения, разработанный Т.А. Репиной, и индивидуальная диагностическая беседа.

Психолого-педагогическая диагностика выявила отношение ребенка к детскому саду, воспитателю, особенности семейных взаимоотношений, саморегуляцию поведения («Мой детский сад», «Мой воспитатель», «Моя семья», «Моя семья в будущем»).

В диагностическом исследовании приняли участие дети старшей и подготовительной групп, всего 80 детей.

По результатам диагностики были выявлены следующие проблемы:

Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

Соблюдение норм и правила поведения

10 %

3%

59 %

44 %

31 %

53 %

Способность самостоятельно решать конфликты

63%

50%

32 %

35 %

5 %

15%

Умение отстоять свою точку зрения

42%

28%

51 %

48 %

7 %

20 %

Понимания эмоциональных состояний своих и других людей

5%

0 %

72 %

60 %

23 %

37 %

Развитие саморегуляции

46%

35 %

48 %

50 %

6 %

15 %

Сформированность социальных навыков

26 %

15%

57 %

43 %

17 %

28 %

Результаты диагностики помогли педагогам увидеть индивидуальные особенности социально-личностного развития детей, их сильные и слабые стороны, поведенческие проблемы и учесть их в ходе дальнейшего взаимодействия с каждым ребенком.

II этап был направлен на работу со всеми участниками образовательного процесса.

Для повышения компетентности педагогов в вопросах социального развития детей был разработан ряд мероприятий: консультации, семинары - практикумы, тренинги эффективного взаимодействия с детьми.

Проведены

циклы тренингов: «Формирование личностно – ориентированных умений у педагогов», «Развитие у педагогов навыков личностно-ориентированного взаимодействия с детьми», «Социально-личностное развитие детей»;

практикум «Технология общения» для ознакомления с новыми способами общения с детьми и для закрепления полученных навыков;

консультации: «Правила общения с детьми», «Общение с детьми раннего возраста», «Язык непринятия: 12 барьеров общения»;

семинар – практикум «Современные формы помощи семье в воспитании детей с особенностями развития», где педагогами были проиграны игры, на развитие у детей таких социальных качеств как:

- сотрудничество и забота об окружающих («У кого больше «любимок»?», «Карандашик – кисточка», «Обиженный кустик», «Я тебя понимаю» и т.д.);

- соперничество и инициативность (подвижные игры);

- самостоятельность, независимость и социальная адаптированность (ролевые игры, где дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им почувствовать себя полноправными членами общества);

- открытость и социальная гибкость («Ролевая гимнастика»).

Данные упражнения успешно используются педагогами в различных режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.

По результатам диагностического исследования и просветительской работы педагогами стали использовать программно – методический комплекс «Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы» и «Педагогические технологии социализации дошкольника» Н.П. Гришаевой.

Нашим педагогическим коллективом апробируются такие педагогические технологии как:

Технологии «Общения» принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку позволяет если не полностью, то в большой степени самому ребенку решать свои проблемы, находить решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей.

Развивая навыки конструктивного поведения, педагог в детских конфликтных ситуациях направляет энергию ребенка на рефлексию собственных негативных чувств: «Что произошло?», «Ты обиделся?», «Что теперь будем делать?», «Почему это произошло?». Это позволяет ребенку начать осмысливать свои чувства и значительно снизить накал эмоций.

Для развития саморегуляции и социализации ребенка в каждой группе нашего детского сада педагогами был разработан свой свод правил поведения в группе с наглядностью: картинки, пиктограммы, плакаты, альбомы с рисунками детей.

В младших группах были созданы «Книги правил», где в доступной для детей форме рассказывается, как правильно вести себя за столом во время еды, как вести себя в спальне, как нужно заниматься на спортивном оборудовании и т.д.

В средней и старшей группах правила обозначены в виде пиктограмм: «Когда я ем - я глух и нем», «Нельзя рвать книгу», «Пожалей плачущего», «Убери игрушки» и т.д.

Детьми подготовительной группы был создан альбом с зарисованными в нем правилами, куда вошли правила, которые уж давно прижились в группе, и правила, которые вводились в этом году (не дерись, не перебивай, в группе не бегай и т.д.).

Для того чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять о случившемся, в группах созданы и оформлены кресло «раздумий», «уголок размышлений». Для самостоятельного примирения детей введен коврик «примирения».

Технология «Общения» помогает развивать у детей навыки конструктивного поведения, способность положительно реагировать на просьбы и требования взрослого (убрать игрушки, помочь воспитателю, другу), на необходимость регулировать свое поведение, что в целом влияет на снижение конфликтности в целом. Побуждает их откликаться на предложенное общение, устанавливать контакты с взрослыми и детьми в различных видах деятельности.

Технология «Проблемная педагогическая ситуация» помогает детям самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации, дает возможность принимать собственные решения без участия взрослого.

В проблемной педагогической ситуации «Карлсон» сказочный персонаж в отсутствие воспитателя начинает провоцировать детей на разрушение тех ценностей, которые закладывают в них педагоги. Он может предложить детям залезть в сумку к воспитателю; забрать кошелек и купить всем мороженное; оборвать листья у комнатных растений. Карлсон обращает внимание на развешанные пиктограммы, рисунки, с обозначенными на них правилами. Задает вопросы: «Какие это правила?», «Для кого они?», «Почему нужно их выполнять?». А затем зовет детей на крышу пошалить. Там весело, нет правил, которые нужно соблюдать.

По возращению воспитателя в группу, проводится рефлексия. Дается возможность высказаться каждому ребенку по кругу: «Что сейчас произошло?», «Что ты делал, что чувствовал?», «Что ты будешь делать в следующий раз, если прилетит Карлсон?».

Ребенок ставится в ситуацию морального выбора: поступить в соответствии с собственным желанием или установленными в группе правилами.

Использование ситуаций морального выбора ставит детей перед выбором - откликнуться на проблемы другого или предпочесть личные интересы, проявить равнодушие.

В ситуации «сладкий приз», где за участие в спортивном состязании между группами, победившая команда получила приз – каждому участнику по шоколадной медальке. Но, так как в соревнованиях участвовали не все дети, перед победителями встал выбор, разделить приз между всеми детьми, или съесть «медальку» самому.

Для бесед и обсуждений с детьми проблемных ситуаций, социальной направленности используется подборка коротких рассказов (Л.Н, Толстой, Носов, Осеева и т.д.). Эти ситуации позволяют ребенку мысленно принять участие в близкой для себя жизненной проблемой или задачей. Развивают эмоциональную отзывчивость к близким людям, литературным персонажам, мультфильмам, сопереживать им, адекватно откликаться на радостное или печальное событие в семье, детском саду.

Технология «Ситуации месяца» предоставляет детям возможность сущностного проживания и определения их в различных социальных ролях с целью получения значимых образцов социального поведения.

При отборе тематики и содержания «Ситуации месяца» педагоги исходят из возрастных особенностей детей, содержания образовательной программы, по которой работает детский сад. Темы месяцев: «Я – как горожанин», «Я – часть Мироздания», «Мальчики и девочки», «Моя семья, мои корни», «Мой дом – мой детский сад». Для проведения занятий привлекались родители, которые помогали детям разобраться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Использование ситуативных разговоров с детьми позволяет педагогу рассказывать небольшие, эмоциональные рассказы о фактах и событиях имеющие социально-нравственное содержание, в процессе выполнения ими соответствующей деятельности (во время рисования, рассказать о знакомом художнике; во время дежурства, в процессе подготовки к обеду, рассказать о профессии официанта и. д.)

Работая по теме «Я - как горожанин», дети знакомились с улицами, площадями, социальными объектами, достопримечательностями города; разучивали песни, посвященные родному краю, городу; читали стихи.

Во время подготовки к участию в конкурсе «Умники и Умницы» дети знакомились с природой родного края, города.

В подготовительной и старшей группах был реализован проект «Мои любимые места в городе», в котором приняли активное участие воспитанники и их родители. Были созданы фотоальбомы с красивыми местами нашего города, макеты и рисунки различных зданий.

В завершении месяца «Я - как горожанин» родителями и детьми были составлены сборники лекарственных трав, растущих на территории нашего города. Каждая семья представила свой проект детям других групп.

Технология «Круг рефлексии».

Ежедневный рефлексивный круг проводится в начале дня. Темы могут быть различные: «Какое у меня настроение?», «Чем мы сегодня займемся?», «Почему не удается соблюдать правила в группе?», «Как можно помириться?». Также вопросы могут быть по ситуациям месяца «Я - как горожанин»: «На какой улице я живу?», «Кто мои соседи?», «Какой мой двор?» и т.д.

В старшей и подготовительной группах эффективен прием незаконченного предложения: «Я не знал… - Теперь я знаю…».

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния в начале занятия помогает установлению эмоционального контакта с детьми, в конце - позволяет оценить эффективность проделанной работы («Светофор», «Дерево Эмоций»).

Технология «Дети - волонтеры»

Данная технология прижилась в нашем детском саду в связи с тем, что дети старших и подготовительных групп начали ездить в бассейн. Оставшиеся воспитанники, которые по различным причинам не могли вместе со всеми поехать в бассейн, оставались в соседних группах. Там и началось наше волонтерское движение. Одеть малышей на прогулку, проводить их до участка, вместе поиграть. Использование данной технологии позволяет испытать радость, нужность, возможность проявить себя и младшим, и старшим детям.

В течение месяца «Я – как часть природы» в нашем детском саду прошла акция «Покормите птиц». Участие в акции приняли наши воспитанники и их родители, которые из различного материала: дерева, картона, фанеры, пластиковых бутылок - смастерили оригинальные кормушки и скворечники для птиц. Они были развешаны не только на территории детского сада, но и в ближайших дворах. Дети постоянно добавляли корм в кормушки, чистили их.

К новому году в группах прошла акция «Поделись игрушкою своей». Дети приносили из дома игрушки, которыми уже не играют. Эти игрушки были подарены детям младших групп.

Технология «Клубный час».

Для развития самостоятельности, саморегуляции поведения детей совместно с коллективом детского сада ввела технологию «Клубный час», который проводился один раз в неделю.

Для этого, совместно со специалистами и воспитателями провела подготовительную работу: занятия по ОБЖ, изучение правил этикета и поведения в группах, в помещениях детского сада, совместное с детьми составление схемы прохождения маршрута, экскурсии. С педагогами разработали организационные моменты проведения «Клубного часа», определили их тематику.

Непосредственно перед началом «Клубного часа» с детьми еще раз повторяются правила, каждому ребенку выдается бейджик, сумочка со схемой детского сада и фишки красного цвета, которые могут изыматься взрослыми при нарушение каких-либо правил.

В первые «Клубные часы» можно было наблюдать, как дети (старшего и подготовительного возраста), собравшись небольшими группами, переходили от помещения к помещению, не задерживаясь нигде надолго. Наиболее интересными им казались группы раннего возраста, где можно покачаться на качелях, покатать большие машины, поиграть с малышами и почувствовать себя на их фоне взрослым, самостоятельным человеком. В коридорах, где «как бы» случайно находились взрослые, дети робко могли поинтересоваться: куда можно сходить еще, а в большинстве случаев, стеснялись задавать вопросы. Также можно было увидеть обиженно идущего ребенка, у которого забрали фишку за нарушение какого-либо правила.

Постепенно, освоившись, дети стали увереннее передвигаться по детскому саду, свободно общаться со взрослыми, которые встречаются в коридорах. Накануне интересуются у воспитателей, какие мастерские сегодня будут работать, и какие секции будут открыты. Таким образом, научились заранее планировать свою деятельность. Так как дети с удовольствием ждут этого дня, посещаемость детей в день проведения «Клубного часа» значительно повысилась.

После 3 - 4 месяцев воспитатели стали отмечать, что поведение воспитанников в группе изменилось. Уменьшились конфликты между детьми, стали реже нарушаться групповые правила, а в целом атмосфера в детском коллективе стала намного дружелюбнее. Таким образом, можно сделать вывод, что использование технологии «Клубный час» способствовало развитию саморегуляции поведения у воспитанников, не только на самом «Клубном часе», но и во всех сферах деятельности ребенка.

С целью обеспечения полноценного развития ребенка совершенствовались формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. В течение учебного года педагоги детского сада проводили большую работу по повышению правовой и психолого-педагогической культуры родителей:

- информировали о нормативных основах прав детей;

- вовлекали членов семей в процесс воспитания и развития детей на праздниках, выставках детского рисунка и других мероприятий детского сада.

В каждой группе создан уголок краткой информации для родителей, которая знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, народными пословицами и поговорками по вопросам воспитания и обучения. Даются советы воспитателей, учителя – логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя.

III заключительный этап. После проведения работы, нами были полученные следующие результаты:

Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

Соблюдение норм и правила поведения

6 %

0 %

53 %

15 %

41 %

75 %

Способность самостоятельно решать конфликты

43 %

25 %

42 %

46 %

15 %

29 %

Умение отстоять свою точку зрения

29 %

15 %

52 %

47 %

19 %

38 %

Понимания эмоциональных состояний своих и других людей

3 %

0 %

58 %

50 %

39 %

50 %

Развитие саморегуляции

38 %

10 %

42 %

42 %

20 %

48 %

Сформированность социальных навыков

15 %

3 %

68 %

58 %

17 %

39 %

Социально – эмоциональное развитие детей имеет позитивные изменения. Дети приобрели уверенность в себе, углубили понимания себя, своих положительных и отрицательных качеств, научились контролировать свои негативные эмоциональные состояния.

За счет целенаправленной работы по улучшению взаимоотношений детей в группах, снизилось общее количество изолированных, тревожных детей, воспитанники способны конструктивно взаимодействовать с партнерами по деятельности, определять конкретные цели своих поступков и т.д. Повысилась уверенность и самооценка. А также повысилась культура общения и поведения детей.

В результате использования данных технологий у детей сформированы такие целевые ориентиры, как:

- установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладание чувством собственного достоинства, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, участия в совместных играх;

- способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- стремление к самостоятельному разрешению конфликтов;

- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

- способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности;

- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- способность к принятию собственных решений, к волевым усилиям, способность соблюдать правила безопасного поведения.

Ожидаемые результаты

- высокий уровень развития саморегуляции ребенка, инициативности, самостоятельности и ответственности, сформированность первоначальных социокультурных ценностей.

Анализ результатов проекта и выводы

Итоговая психолого-педагогическая диагностика определения отношения ребенка к себе, сверстникам, взрослым, особенностям семейных взаимоотношений, саморегуляцию поведения.

Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

5-6 лет

6-7 лет

Соблюдение норм и правила поведения

6 %

0 %

53 %

15 %

41 %

75 %

Способность самостоятельно решать конфликты

43 %

25 %

42 %

46 %

15 %

29 %

Умение отстоять свою точку зрения

29 %

15 %

52 %

47 %

19 %

38 %

Понимания эмоциональных состояний своих и других людей

3 %

0 %

58 %

50 %

39 %

50 %

Развитие саморегуляции

38 %

10 %

42 %

42 %

20 %

48 %

Сформирванность социальных навыков

15 %

3 %

68 %

58 %

17 %

39 %

В результате использования данных технологий у детей сформировались такие целевые ориентиры, как:

- установка положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладание чувством собственного достоинства, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, участия в совместных играх;

- способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- стремление к самостоятельному разрешению конфликтов;

- проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;

- способность выбирать род занятий, участников по совместной деятельности;

- умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- способность к принятию собственных решений, к волевым усилиям, способность соблюдать правила безопасного поведения.

Видео-интервью