Наверх

Проекты победителей

Заявка № 574
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Гипотеза проекта:

Если правильно организовать сотрудничество семьи и детского сада, формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Цель проекта:

Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания

Задачи:

  • Создавать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
  • Активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей по адаптации детей к детскому саду и подготовке детей к школе.
  • Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности по изучению родного языка.
  • Обобщать опыт семейного воспитания.
  • Способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОО и их родителями.
  • Формы и методы:
  • Одной из эффективных форм взаимодействия ДОО и семьи является организация семейных клубов в ДОО. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. При проведении встреч клубов активно используются: - игровые приёмы с детьми и их родителями, - игровые тренинги, - приглашение гостей на встречи (психологов, творческих личностей), - проведение экскурсий, - проведение мастер-классов, - использование видеозаписей, - раздача буклетов.
Подробная инструкция

I. Пояснительная записка

Проблема:

На протяжении многих лет педагогический коллектив МДОУ д/с с.Пугачево работает над решением проблемы повышения эффективности сотрудничества детского сада и семьи. Основная цель данной работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребенка. Приоритетными направлениями в деятельности педагогического коллектива ДОО служат:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам сотрудничества с семьей;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;
  • повышение воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому появилась идея активизации родителей через создание целой сети детско-родительских клубов.

Детско-родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников образовательного процесса.

Занятия клубов «Мамина школа» (для родителей с детьми до 3-х лет, не посещающими ДОО) и «Помочь учиться» (для родителей с детьми-будущими выпускниками ДОО) проводятся ежемесячно, а клуб «Шудон корка» («Дом для игр») по изучению удмуртского языка (для родителей с детьми дошкольных групп) – один раз в два месяца.

Являясь руководителем данных клубов с 2012 года (клуб «Шудон корка» - с января 2016г.), обобщила материалы данного педагогического направления деятельности МДОУ д/с с.Пугачево по сотрудничеству с семьёй в проекте.

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый.

Участники проекта: специалисты ДОО (медицинский работник, логопед, музыкальный руководитель), приглашённые специалисты сторонних организаций, старший воспитатель, воспитатели, родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы клубов

Направления деятельности:

1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

II. Основная часть

Этапы проекта:

Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • разработка положения о клубах;
  • педчас «Детский сад и семья»;
  • опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
  • составление и утверждение перспективного плана работы на уч.год,
  • обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейных клубов (периодичность, режим и время работы, привлечение специалистов сторонних организаций).

Основной этап (с октября по апрель)

В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОО проводятся различные мероприятия с привлечением родителей и их детей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Сроки

Виды деятельности

Содержание

Участники

Сентябрь

Составление локальных актов

Разработка положения о детско-родительских клубах «Мамина школа», «Помочь Учиться», «Шудон корка»

Руководитель клуба - старший воспитатель Л.А.Наумова

Проведение педчаса

«Детский сад и семья»

Анкетирование

Опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа

В каких детско-родительских клубах Вы хотели бы участвовать

Планирование

Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий

Совещание при заведующем

Обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба

Заведующий, завхоз, ст.воспитатель

Октябрь

Детско-родительский клуб «Мамина школа»

Знакомство с членами клуба

«Будем знакомы»

Игровая деятельность

Ознакомление с планом работы на уч.год. (в буклете)

Демонстрация видеофильма «Визитка ДОО»

Буклет «Бытовые навыки малышей»

Игры детей с игрушками в групповой комнате 1 младшей группы

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, дети, до 3-х лет, не посещающие ДОО и их родители,

Детско-родительский клуб «Помочь учиться»

1.Практикум

2. Элементы НОД с детьми

3. Тренинг

4. Буклеты для родителей

«Речевая готовность к школе» (Какие могут возникнуть проблемы)

«Обучение грамоте»

«Играем в словесные игры»

«Речевая готовность к школе»

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, логопед Н.П.Максимова, воспитатели выпускных групп

Детско-родительский клуб «Шудон корка» («Дом для игр»)

Праздничные поздравления с Днём Удмуртии

В гостях клуба семьи разных национальностей в национальных костюмах, участников образовательных отношений МДОУ д/с с.Пугачево с коротким представлением своей национальной культуры: презентация, песня, танец, четверостишие на родном языке и, обязательно,. народная игра своей национальности

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, муз.рук-ль В.Н.Боталова дети дошкольных групп ДОО и их родители, бабушки, дедушки

Ноябрь

Детско-родительский клуб «Мамина школа»

Практическое занятие «Развитие активной и пассивной речи»

Игровая деятельность

«Обучающие упражнения дома организация домашней среды, подбор игр и пособий для ребёнка»

Игры в спортивном зале ДОО «В гости к Мишке и Зайке»

«Сухой бассейн, мини-батут, пирамидки из мягких модулей, ребристая доска, гимнастические скамейки, тоннель

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, логопед Н.П.Максимова, дети и их родители

Детско-родительский клуб «Помочь учиться»

Мастер-класс

Развиваем готовность руки к письму

С детьми и их родителями по ручному труду «Подарок бабушке»

2. Выставка работ по ИЗО-деятельности

3. Буклеты для родителей

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, воспитатели выпускных групп, дети и их родители

Декабрь

Детско-родительский клуб «Мамина школа»

Буклет

Игровая деятельность

Осмотр детей педиатром (по желанию родителей)

«Топ-топ топает малыш»

Игры с водой и песком,

Игры детей с игрушками в групповой комнате 1 младшей группы

«Советы доктора Айболита»

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, врач участковой больницы Д.М.Богданов, дети и их родители

Детско-родительский клуб «Помочь учиться»

Детско-родительский конкурс

1. Элементы НОД с детьми по ФЭМП

2. «Умники и умницы»

3. Буклеты для родителей «Познаём математику»

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, воспитатели выпускных групп, дети и их родители

Январь

Детско-родительский клуб «Мамина школа»

Буклет

Практическое музыкальное занятие с разучиванием песен.

Консультация

«Роль и место потешек, потягушек и др. элементов народного творчества дома»

«День рождения ребёнка в семье»

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, музыкальный руководитель В.Н.Боталова, дети и их родители,

Детско-родительский клуб «Помочь учиться»

Встреча-консультация

1. Готовность ребёнка к школе

2. Рубрика «Учимся играя»

3. Загадки о школе «Детские видео-вопросы»

4. Буклеты для родителей

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, психолог Т.В.Ситникова, дети и их родители

Детско-родительский клуб «Шудон корка»

Хоровод ы и стихи у новогодней ёлки

Презентация

Игры-гадания

Чаепитие

Старый Новый Год

«Святочные гадания удмуртов»

Гадания в «бане», с валенками, коромыслом

Подарки Тол Бабая (Деда Мороза)

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, воспитатели, муз.рук-ль, дети дошкольных групп ДОО и их родители, бабушки, дедушки

Февраль

Детско-родительский клуб «Мамина школа»

Практикум

Кукольный спектакль

Показатели нервно-психического развития детей раннего возраста.

«Определение родителями уровня развития своего ребёнка»

Методы контроля за нервно-психическим развитием ребёнка

«Теремок»

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, психолог Т.В.Ситникова, дети, до 3-х лет, не посещающие ДОО и их родители,

Детско-родительский клуб «Помочь учиться»

Памятка

Анкетирование родителей

Видео-зарисовка

Игра-общение с детьми и их родителями

«Будем знакомы»

1. Список необходимых учебников, тетрадей, и учебных принадлежностей (с пояснениями)

2. «Готов ли мой ребёнок к школе?»

3. Список детей по двум классам.

4. «Какой я вижу нашу учительницу»

5. Знакомство детей с учителями начальных классов

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, учителя начальных классов, дети и их родители

Март

Детско-родительский клуб «Мамина школа»

Практическое занятие

Буклет

Советы родителям

Рисование пальчиками, ватными палочками, кисточкой (сотворчество)

«Безвредные краски для малышей» (по приготовлению красок из разных соков и пряностей)

«Когда и как начинать заниматься рисованием»

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, дети, до 3-х лет, не посещающие ДОО и их родители,

Детско-родительский клуб «Помочь учиться»

Встреча-беседа

Рубрика «Учимся играя»

1. Виды темпераментов

2. Учёт типа темперамента ребёнка при адаптации к школе.

3. Интерактивная игра «Хочу всё знать»

4. Буклеты для родителей «Что такое темперамент»

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, психолог центра «Молодая семья» г.Ижевск, дети и их родители

Детско-родительский клуб «Шудон корка»

Совместная драматизация

Презентация национального удмуртского блюда

Трудовая - Рубрика «Национальное блюдо»

Интерактивная сказка «Пэзь»

«Шекера»

Раскатывание жгутиков из пресного теста, нарезка одноразовыми ножами совместно с родителями (ножей- по количеству детей-участников клуба)

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, воспитатели, муз.рук-ль, дети дошкольных групп ДОО и их родители, бабушки, дедушки

Апрель

Детско-родительский клуб «Мамина школа»

Коммуникативные игры

Беседа психолога

Обыгрывание проблемных ситуаций.

Советует психолог «Темперамент – основа поведения ребёнка»

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, психолог центра «Молодая семья» г.Ижевск, дети и их родители,

Детско-родительский клуб «Помочь учиться»

Учимся общаться

Элементы НОД

Видеорепортаж (детское интервью)

Рубрика «Учимся играя»

Анкетирование родителей

Развитие речи (Обучение рассказыванию по мнемотаблицам)

«Хочу в школу, потому что …»

Игры на развитие памяти

Итоги работы за учебный год

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, воспитатели выпускных групп. дети и их родители

Май

Детско-родительский клуб «Шудон корка»

Игры под гармошку

«Удмуртские наигрыши»

Совместная драматизация

Трудовая - Рубрика «Национальное блюдо»

Встреча с гармонистами - участниками образовательных отношений

Удмуртские музыкальные игры под гармошку «Небыльток», «Капка»

Интерактивная сказка «Колзё»

Стряпаем перепечи к чаю. Раскатывание жгутиков из пресного теста, нарезка одноразовыми ножами совместно с родителями (ножей- по количеству детей-участников клуба). Раскатывание скалками лепёшек и прищипывание краёв лепёшки

Рук-ль клуба Л.А.Наумова, воспитатели, муз.рук-ль, дети дошкольных групп ДОО и их родители, бабушки, дедушки

Заключительный этап (1 месяц – май)

Сроки

Виды деятельности

Содержание

Участники

Май

Собрание с родителями будущих воспитанников ДОО

1. Видео фильм «Визитка ДОО»

2. Презентация «Устав ДОО»

3.Видео-беседа психолога «Адаптация к детскому саду»

4. Оглашение списков вновь сформированных групп (Электронный детский сад)

Заведующий ДОО,

Ст.воспитатель, воспитатели вновь формируемых групп, родители

Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»

1. Подведение результатов образовательной деятельности с детьми выпускных групп и их родителями

Все участники образовательных отношений

Педсовет итоговый

Творческий отчёт о деятельности клубов в форме Презентации

ПедагогиДОО, родительский комитет ДОО

Рефлексия

1. Видео-интервью с родителями «Хочу пожелать …»

2. Анкетирование родителей «Удовлетворённость предоставляемыми услугами ДОО»


Ст.воспитатель-руководитель клубов Л.А.Наумова

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты проекта:

- Успешная адаптация к детскому саду будущих воспитанников групп младшего дошкольного возраста.

- Успешная адаптация выпускников детского сада к школьному обучению.

- Проявление интереса к национальной культуре, родному языку всех участников образовательных отношений.

Анализ результатов проекта и выводы

III. Заключение

Организация взаимодействия ДОО и семьи в форме семейных клубов представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольной организацией и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создалась не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что служит раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Благодаря подготовке и проведению встреч данных клубов наладилась прочная взаимосвязь с семьями, 51% родителей стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи. «Удовлетворённость родителей услугами ДОО» по итогам анкетирования за IV квартал 2016г. составила – 95%. И это – отличный показатель.

Видео-интервью: разговор с родителями: