Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1319
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

«Речевые тренажеры»

Система игр и упражнений по коррекции звукопроизношения и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Цели, задачи методы.

Целью данной методической разработки является повышение эффективности коррекционной работы, через активизацию детей дошкольного возраста в коррекционном процессе посредством использования речевых тренажеров.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

  • Разработка эффективных игр и упражнений позволяющих организовать эффективную коррекционную работу.
  • Автоматизация звуков на предложенном наглядном материале.
  • Развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.
  • Развитие связной речи.
  • Развитие творческого воображения, памяти, мышления.
  • Активизация и обогащение словарного запаса дошкольников.
  • Развитие коммуникативных способностей.

Метод: наглядное-моделирование.

Подробная инструкция

Подробная инструкция

«Речевой тренажер» помогает сформировать языковые навыки в ходе достаточно большого количества упражнений, при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Тренажер – это белая рамка с набором картинок. Ребенок самостоятельно выбирает интересные ему предметные картинки и составляет сюжет, а затем озвучивает полученный результат. Получается своего рода игра, где главный режиссер ребенок. А педагог умело направляет воображение малыша в нужном направлении.

В данном пособии действует принцип сотворчества: «Могу я - можешь и ты!», «Я могу дать, а ты сделаешь своими руками!»

Оборудование: белая рамка, набор картинок.

Направления работы: используя тренажер, педагог может ненавязчиво для ребенка решить следующие коррекционно-образовательные задачи:

I. Автоматизация звуков, в словах, предложениях, рассказах. Алгоритм действий: Ребенку дается набор картинок на закрепляемый звук. Вместе с педагогом ребенок на экране составляет из предметных картинок, сюжетную картину, затем по составленной ребенком картине ведется беседа, в ходе которой автоматизируются в речи поставленные звуки. Перечень упражнений: «Назови слова», «Придумай к слову действие», «Подбери к действию картинку», «Придумай предложение».

II. Развитие фонематического восприятия. Алгоритм действий: ребенок ищет и выставляет картинки с определенным звуком. Перечень упражнений: «Давай подумаем, кто отправиться в гости к звуку “С”?», «Подбери пару» - к звуку подбирается картинка в название которой есть этот звук; «разложи картинки по звукам» - экран делится на количество закрепляемых звуков, например “Р” и “Л” , ребенок раскладывает в поле со звуком картинку с этим звуком и озвучивает ее.

III. Развитие связной речи. Алгоритм действий: Ребенок составляет несколько сюжетных картинок, они фиксируются на фотоаппарат и передаются в компьютер - получаются слайды. По ним составляется рассказ или сказка. Сюжет может состоять из нескольких серий картинок. Тогда каждый отдельный слайд фиксируется на фотоаппарат и переводиться в компьютер, создается диафильм, с опорой на который дети будут придумывать рассказ.

Это самая сложная и продолжительная по времени работа она включает несколько этапов.

1 этап «Определение состава картины». Педагог определяет тему рассказа, либо ее выбирает сам ребенок. В соответствии с темой подбираются картинки.

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине». Дети упражняются в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней.

Цель: вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Порядок: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).

3 этап «Объединение отдельных кадров в общий сюжет». Знакомство со структурными компонентами рассказа. Структурные компоненты (Н.А Стародубова):

• Экспозиция – время и место события или действия (однажды, это было…).

• Завязка- начало действия или причина события.

• Развитие событий.

• Развязка.

4 этап «Самостоятельный рассказ ребенка».

В конце проходит рефлексия, что удалось, а чему еще следует научиться.

Алгоритм мыслительных действий при работе с экраном:

1. Моделирование объектов.

2. Группировка по заданному признаку.

3. Составление описания содержания картины или серии картин.

4. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

Повышение активности ребенка на занятии через включение его в игровую ситуацию. Формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, что обеспечивает оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации звуков, а следовательно увеличивает количество детей выпущенных с хорошей и четкой речью с 88% до 95%.

Анализ результатов проекта и выводы

Методическое пособие применяемое в работе пятый год, продемонстрировало свою эффективность в коррекционной, образовательной и развивающей деятельности с детьми с нарушениями речи, посредством составления творческих рассказов с опорой на визуальный материал. Как показа итоговая тестовая диагностика в конце учебного года, 22% - усвоили работу с экраном на высоком уровне, 40% - а среднем уровне (с незначительной стимулирующей помощью педагога) и 38% - на среднем уровне (работа по экрану только со стимулирующей помощью учителя).

Видео-интервью