Наверх

Проекты победителей

Заявка № 282
Номинация
Мастер
Цели, задачи, методы

Тема «Инновационные направления развития: активизация исследовательской активности детей дошкольного возраста средствами логических игр»

Цель:

Создание микросоциальной среды по развитию исследовательской активности детей 5-7 лет, их родителей и воспитателей.

Задачи:

-функциональные задачи

  1. создать на базе Школы развития детей дошкольного возраста обучающей среды;
  2. внедрить новые формы занятости дошкольников и их родителей, активизирующие творческое воображение и техническую смекалку;
  3. обеспечить обучающий процесс технологической поддержкой по изготовлению изделий-моделей посредством 3D тиражирования;

-содержательные задачи

1. создать авторский банк логических игрушек, диагностирующих степень развитости интеллекта;

2. изучать в процессе работы контингент дошкольников с их родителями в контексте интеллектуальной развитости и потенциала;

3. сформировать образовательную среду в системах «школа-детский сад», «ребёнок-воспитатель», «ребёнок-родитель», «родитель-воспитатель»;

4. поэтапно исследовать изменения, которые произошли в микросоциальной среде.

-воспитательные задачи

  1. поднять престиж технических направлений развития в глазах дошкольников и их родителей, демонстрируя их личностные успехи;
  2. помочь родителям дошкольников воспитывать в себе терпение, желание целенаправленно заниматься воспитанием ребёнка и поддерживать их в развитии качеств исследователя;
  3. укреплять семьи, занятые общей целью.
Подробная инструкция

Введение ФГОС в российское образование требует комплексных подготовительных мер к участникам процесса. На протяжении 6 лет пилотно апробировала идею активизации исследовательской активности учащихся средствами логических игрушекначиная со 2 до 11 классов. Мы разработали авторскую педагогическую технологию, опирающуюся на качественно новые психологические знания о человеке (в основу восприятия заложен универсальный синестезический код). Аргумент 1. Мозг хорошо устроенный стоит на рынке труда выше мозга хорошо наполненного. Аргумент 2. Современные учащиеся школ владеют техническими средствами на очень высоком уровне, необходимо этот внешний мощный ресурс использовать как тренажёр для оттачивания технических творческих способностей и сближению технологического процесса на производстве и учебной программы в школе.

Последние два года апробирую проект при Школе развития детей дошкольного возраста. Снижение возраста детей участников проекта обосновано нашими эмпирическими данными и наблюдениями, кроме того, могу отметить повышенный интерес к проекту родителей детей 5-7 лет.

Мы ввели важную составляющую в дошкольное обучение. Это специальные занятия по целенаправленному развитию интеллекта и логики детей 5-7 лет и занятия с родителями по поддержке творческой исследовательской активности ребёнка.

Участники проекта:

-дети 5-7 лет (160 человек);

-родители, дедушки и бабушки детей (до 410 человек);

-специалисты (психолог).

План включает следующий комплекс мероприятий.

Занятия с детьми 5-7 лет:

- ознакомительные экскурсии по территории школы и кабинетом психологической разгрузки;

- занятия по развитию логики и исследовательской активностисредствами логических игрушек с периодичностью 1 раз в неделю для каждой группы на протяжении 9 месяцев;

- первичное знакомство с аппаратурой 3Д технологий (3Д принтер, 3Д сканер, компьютерная программа «Компас 3Д»);

- занятия с элементами тренинга, арт-терапии, бодиперкуссион, резонансного сотворчества и работа с голосом с периодичностью 1 раз в неделю для каждой группы на протяжении 9 месяцев (форма занятия чередуется).

Занятия с родителями:

- ознакомительные экскурсии в кабинет психологической разгрузки, знакомство с аппаратурой 3Д и их возможностями для будущего ребёнка;

- цикл бесед с элементами тренинга по тематике активизации исследовательской активности у детей 5-7 лет (научные подходы, рекомендации специалистов, типажи вопросов детей данного возраста, варианты возможных ответов, алгоритмы вопрос-ответ и стимуляция активности) с периодичностью 1 тема на группу в неделю, продолжительность 9 месяцев.

- цикл занятий по способам конструктивного общения с детьми 5-7 лет и методам преодоления родительской импульсивности и гнева с периодичностью 1 тема на группу в неделю, продолжительность 9 месяцев.

- игровые полигоны общения в актовом или спортзале (разыгрывания ролей в конфликтных ситуациях и способы их преодоления). Периодичность 4 занятия за 8 месяцев.

Кроме непосредственного контакта с участниками проекта ведётся видео-, фотосъёмка, готовятся к печати методологические подходы в пособии для родителей детей 5-7 лет и специалистов помогающих профессий.

Одновременно копится банк новых авторских логических игрушек для детей 5-7 лет.

Для реализации проекта нужны:

-помещения (комната психологической разгрузки, актовый или спортзал, учебные классы);

-логические игрушки.

Мы авторы и сами делаем логические игрушки, поэтому для нас добавочно необходимо 3Д оборудование.

Остальные детали проекта изложены в нижеследующих пунктах.

Ожидаемые результаты

-создание микросоциальной среды по развитию исследовательской активности детей 5-7 лет с получением навыков обучения и игровых технологий в коллективе;

- увеличение численности детей 5-6 лет, их родителей и воспитателей с охватом с 115 детей и 250 родителей в прошлом году соответственно до 160 детей и 410 родителей (включая дедушек и бабушек), владеющими новыми знаниями и навыками;

-внедрение новых форм занятости дошкольников и их родителей, активизирующие творческое воображение и техническую смекалку;

- обеспечение обучающего процесса технологической поддержкой по изготовлению изделий-моделей посредством 3D тиражирования;

-создание банка шедевров изделий-моделей, инсталляций, логических игр нового поколения (Игровая самодельная продукция, придуманная самими учащимися, является тренажёром для развития логики);

-также работа Школы развития детей дошкольного возраста может спровоцировать интерес к техническому творчеству у детей, по разным причинам находящимся на домашнем обучении средствами он-лайн трансляций;

-периодически исследовать участников проекта в контексте интеллектуальной развитости и потенциала на основе авторской методики и тренажёра;

-отснятые фильмы, фото с мероприятий;

-выпуск методического пособия по проекту и публикации;

-трансляция опыта в другие обучающие дошкольников учреждения РТ.
Анализ результатов проекта и выводы

Результаты есть количественные и качественные. На протяжении последних 6 лет работы в школе провожу апробацию своей идеи по развитию логики детей. Сначала (4 года) занималась пилотно с учащимися 1-11 классов. Потом снизила возраст на дошкольный возраст и была приятно удивлена прозорливости и смекалке детей 5-7 лет.

Сам проект рождался эмпирически. Апробация нашла поддержку у экспертов, Исполнительного комитета РТ, неоднократно получала общественные награды, гранты от Министерства образования и науки РТ и РФ, получил статус инноваций на Московском салоне образования (2014). Применяемые подходы нашли продолжение у наших последователей. Также для ознакомления с нашим опытом приезжали специалисты из Санкт-Петербурга, Ульяновска, городов Республики Татарстан. Вузы г. Казани приводят на нашу базу специалистов, работающих с молодёжью и детьми по новым формам работы и технологиям. Мы являемся стажировочной площадкой по математике от КФУ. Популяризация внедрения и этапность работы по проекту распространена в СМИ, электронных журналах. Логические игрушки – тренажёры признаны полезными моделями, и ждут финансовой поддержки для лицензирования. Университет талантов РТ признал данный подход наиболее успешным и оригинальным наставничеством (3 место) и удостоил приза – специальный заказ 3Д сканера автору.

Предлагаемая система обучения для детей дошкольного возраста и их родителей массово апробируется два года. Отмечается преемственность вкладов специалистов в детей и их родителей, также рост качества материала для детей. Поэтому целесообразно продолжать начатые идеи, углубляя развитие интеллектуальной составляющей обучения. Развитие логики с 5-7 лет принесло первые плоды, теперь в школе мы отмечаем успехи учащихся. Первые потоки учащихся уже учатся в нашей школе, и мы отмечаем их более высокие достижения в учёбе. Кроме того, с этого года по многочисленным просьбам родителей, прошедших преддошкольное обучение при нашей школе, мы начали обучение по овладению неадаптированной инженерной компьютерной программы «Компас 3Д» с первых классов. Наши первые ласточки (2 класс) участвуют в выставках на ВВЦ города Казани, где свободно моделируют по запросу желающих. Поделки, смоделированные учащимися в программе "Компас 3Д", распечатанные на 3д принтере и дополненные по авторской методике глиной занимают на Всероссийских и Республиканских конкурсах 1-ые места Гран-При. На постоянной бесплатной основе действует «Родительский клуб» по повышению родительской компетентности.

Выводы: проект оригинален, эффективен, научно обоснован. Поставленные цели и задачи достигнуты. Предусмотрены перспективы развития проекта. Участники получили качественные позитивные изменения. Идеи проекта широко популяризируются и находят своих последователей.