Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2794
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Консультационный центр «Территория детства»

Срок реализации: с 2014 по 2018 учебный год

Целью деятельности Консультационного центра является обеспечение права ребенка на получение образования, посредством оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), реализующим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

Задачи Консультационного центра

- оказание методической и психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям, не посещающим МАДОУ, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в общеобразовательное учреждение;

- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

- своевременное диагностирование проблем в развитии у детей раннего и дошкольного возраста с целью оказания им коррекционной медицинской, психологической и педагогической помощи;

- разработка индивидуальных рекомендаций по оказанию детям возможной методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи, организация их специального обучения и воспитания в семье.

- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном развитии детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования;

- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование в форме семейного образования».

Занять устойчивую позицию среди дошкольных организаций города по обеспечению единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказанию психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), осуществляющим дошкольное образование для своих детей в форме семейного образования, в поддержке всестороннего развития личности детей.

Целевая аудитория

  • Дети раннего (от 0 года до 3 лет) возраста, неохваченные дошкольным образованием.
  • Дети дошкольного (с 3 лет до 7 лет) возраста, неохваченные дошкольным образованием.
  • Дети младшего школьного возраста (7-10 лет) близлежащих школ.
  • Родители и члены семьи детей от 0 до 7 лет, не посещающих дошкольные учреждения
  • Родители, осуществляющие домашнее дошкольное образование.

Методы и формы работы

Методы, направленные на диагностику

  • Выявление детей, нуждающихся в специальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
  • Организация и проведение комплексной междисциплинарной оценки общего развития ребенка и особенностей его семьи, выявление проблем в развитии ребенка, внутрисемейных отношений, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка.
  • Анкетирование для получения обратной связи от родителей;
  • Максимально ранняя диагностика отклонений в нервно-психическом и физическом развитии детей с целью предупреждения возникновения вторичных нарушений в развитии детей раннего возраста.

Методы, направленные на коррекцию

  • Разработка и реализация комплексных индивидуальных развивающих программ для детей, составленных на основании общеобразовательных программ с учетом результатов диагностирования.
  • Оказание помощи семье в коррекции внутрисемейных отношений.

Консультирование

  • Консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также предоставление информации о нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, о государственных и общественных организациях, оказывающих детям необходимую помощь и услуги.
  • Консультирование педагогов и специалистов ДОО по работе с детьми раннего возраста и их родителями.
  • Встречи и беседы родителей со специалистами ДОО.
  • Индивидуальное консультирование родителей специалистами ДОО в отсутствие ребенка;
  • Групповое консультирование семей с одинаковыми проблемами;
  • «Горячий телефон» - ответы на обращения родителей, заданные по телефону доверия, присланные на электронную почту детского сада;
  • Семейное консультирование родителей в сочетании с индивидуальными занятиями ребенка со специалистами (по запросу родителей);

Информирование и просвещение родителей

  • Информирование населения территории округа о деятельности Консультационного центра, о возможностях комплексной психолого-медико-педагогической помощи ребенку и его семье в системе образования.
  • Просветительская работа с родителями (законными представителями), медицинскими, социальными и педагогическими работниками по вопросам, касающимся воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет.
  • Издание и распространение информационных и методических буклетов для родителей, и профессионалов.
  • «Информационные корзины» (выявление и статистический учет текущих проблем, оперативное информирование и вовлечение в решение проблемной ситуации служб и специалистов по заявке родителей).
  • Информационно-просветительская деятельность через СМИ.
  • Содействие в обеспечении книгами, журналами, игрушками родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.
  • Содействие в обмене опытом семейного воспитания.

Организация поддержки и помощи различной направленности

  • Осуществление методической помощи педагогам ДОО по вопросам организации и проведения совместной образовательной деятельности с детьми и родителями.
  • Индивидуальные занятия специалиста с ребенком в присутствии родителя;
  • Обучающие игровые сеансы;
  • Психологическая поддержка семей, имеющих детей с проблемами в развитии.
  • Организация и проведение досуговых мероприятий для детей, не посещающих дошкольные учреждения.
  • Тренинги и семинары для родителей, специалистов и педагогов МДОУ.
  • Организация выставок игрового оборудования и методических пособий.
  • Разработка и распространение методических пособий, информационных буклетов.
  • Определение условий для межведомственного взаимодействия в части раннего выявления, абилитации и реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации и интеграции.
  • Проведение семейных мастер-классов;

Расширение сферы деятельности

  • Поиск дополнительных ресурсов для развития Консультационного центра в нашем городе.
  • Расширение сферы деятельности Консультационного центра и услуг для населения города и округа.
  • Сотрудничество с профессиональными организациями и общественными родительскими организациями по вопросам просветительской деятельности.
Подробная инструкция

В детском саду созданы условия, необходимые для реализации данного проекта. Проект можно внедрять в жизнь с первых дней, потому что инфраструктура детского сада, кадровые, материально-технические, психолого-педагогические условия идентичны как для осуществления деятельности по реализации Образовательной программы детского сада, так и в целом соответствуют тому, чтобы Консультационный центр функционировал.

  • Созданы условия для охраны жизни и укрепления физического, психического здоровья детей, художественно-эстетического и духовно-нравственного развития воспитанников, их эмоционального благополучия.
  • Оказываются методическая и психолого-педагогическая поддержка и помощь семье в образовании, осуществляется раннее выявление и развитие индивидуальных способностей детей.
  • Созданы условия для образовательной деятельности детей и их раннего развития, для успешной адаптации к условиям образовательной организации.
  • Созданы условия для занятости детей в выходные, в период каникул и в свободное от школы время;
  • Созданы условия для распространения идей сотрудничества и доверия к друг другу;
  • Появились новые рабочие места для педагогов.
  • Увеличилась заработная плата сотрудникам, занятым помимо работы в детском саду, в Консультационном центре;
  • Созданы условия для интерактивного взаимодействия всех участников образовательного процесса, для творческой самореализации детей, их родителей и педагогов.
  • Детским садом найдены и используются на практике новые формы взаимодействия с семьёй. Союз детского сада и семьи основан сотрудничестве, значит, будут решаться актуальные педагогические, социально-психологические, правовые проблемы семьи.

Тем не менее, желательно провести в детском саду реконструкцию некоторых помещений для создания отдельного помещения Консультационного центра. Оснащение современным техническим оборудованием, авто дидактическими игрушками и пособиями, мобильными и многофункциональными игровыми наборами актуально для развития центра.

Ожидаемые результаты
  • Расширение спектра образовательной деятельности, доступной для широких групп детей и их членов семьи с 5 до 10 наименований групп развития;
  • Ежегодное увеличение численности детей, получающих дошкольное образование в условиях деятельности консультационного центра на 10%.
  • Увеличение доли семей, заинтересованных в домашнем воспитании и развитии детей и охваченных услугами центра не менее, чем на 5%. (Критерии оценки результатов: статистические данные о количестве детей, посещающих Центр).
  • Удовлетворенность педагогического коллектива работой в рамках деятельности консультационного центра не менее 75%.
  • Удовлетворенность экспертов количеством и качеством услуг консультационного центра не менее 70%.
  • Положительная динамика числа мероприятий по взаимодействию детского сада и семьи не менее 30 %.
  • Отрицательная динамика числа конфликтных ситуаций между родителями, детьми, педагогами не менее 10%.
  • Объем привлеченных средств для обеспечения деятельности консультационного центра не менее 300 000руб в год.
  • Рост процесса развития профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения не менее 30%.
  • Повышение педагогической компетентности родителей (критерии оценки результатов: данные о предоставлении консультативной помощи родителям (законным представителям). Анкетирование.)
  • Удовлетворённость родителей работой специалистов консульта­ционного центра и качеством предоставляемых услуг не менее 75%.
  • Динамика укрепления положительного образа ДОО в глазах родителей (законных представителей) по сравнению с 2014 годом.
  • Увеличение количества социальных партнеров не менее 30%.
Анализ результатов проекта и выводы

Деятельность Консультативного центра на сегодняшний день по истечению 2-х лет работы достаточно результативна:

  • Услугами центра пользуются более 20 семей, осуществляющих дошкольное образование в форме семейного образования и воспитания детей и охваченных услугами нашего центра
  • Удовлетворённость работой специалистов Консульта­ционного центра и качеством предоставляемых услуг показали 89% родителей.
  • Удовлетворенность педагогического коллектива работой в рамках деятельности консультационного центра не менее 80%.
  • Увеличился объем услуг Консультационного центра, ориентированных на предоставление помощи родителям в вопросах детско-родительских и семейных отношений, воспитания детей раннего возраста, в том числе детей с особыми образовательными потребностями, в коррекции психологического состояния в семье с 10 услуг в год до 18.
  • Расширился спектра образовательной деятельности, доступной для широких групп детей и их членов семьи до 7 наименований групп развития;
  • За 2015-2016 у.г. увеличилась численность детей, получающих дошкольное образование в условиях деятельности консультационного центра на 10%.
  • Создаются оптимальные условия по оказанию помощи семьям детей раннего и дошкольного возраста, не посещающим детские сады в получении дошкольного образования, условия для охраны жизни и укрепления физического, психического здоровья детей, художественно-эстетического и духовно-нравственного развития воспитанников, их эмоционального благополучия.
  • Оказываются методическая и психолого-педагогическая поддержка и помощь семье в образовании, осуществляется раннее выявление и развитие индивидуальных способностей детей.
  • Выравниваются стартовые возможности детей из различных социальных слоев и групп населения для получения дальнейшего образования;
  • Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах воспитания и полноценного развития детей;
  • Налицо разнообразие образовательной и досуговой деятельности по интересам для детей и членов их семей в микрорайоне;
  • Появляется возможность социализации и адаптации детей раннего возраста.
  • Наблюдается отрицательная динамика числа конфликтных ситуаций между родителями, детьми, педагогами.
  • Растет процесс профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения с 30 до 58%.
  • Укрепился положительный образ ДОО в глазах 86% родителей (законных представителей) по сравнению с 2014 годом
  • Увеличилось количество социальных партнеров с 3 до 9.

Также просматриваются определенные выгоды, получаемые потребителями услуг Консультационного центра:

Для нас важны и такие результаты:

  • Наблюдается отрицательная динамика числа конфликтных ситуаций между родителями, детьми, педагогами.
  • Растет процесс профессиональной активности педагогов дошкольного образовательного учреждения с 30 до 58%.
  • Укрепился положительный образ ДОО в глазах 86% родителей (законных представителей) по сравнению с 2014 годом
  • Увеличилось количество социальных партнеров с 3 до 9.
Видео-интервью