Наверх

Проекты победителей

Заявка № 2490
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 5 СЕРПАНТИН»

ПРОЕКТ

«Создание модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями

здоровья в условиях ДОУ»

Ростов 2017

  • Участники проекта
  • Проектное предложение

1.1. Полное наименование МДОУ - Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 СЕРПАНТИН».

1.2.Полное наименование учредителя организации МДОУ - администрация Ростовского муниципального района Ярославской области в лице Управления образования Ростовского муниципального района Ярославской области.

1.3. Должность, фамилия, имя, отчество руководителя образовательной организации – Заведующая МДОУ «Детский сад №5 СЕРПАНТИН» Новикова Наталья Валентиновна

1.4. Телефон, факт, e-mail, официальный сайт МДОУ в сети Интернет– Телефон: 8(48536) 68600

e-mail:cerpantin5@mail.ru,

официальный сайт- http://ds5-ros.edu.yar.ru/

Руководитель проекта:

  • Моторина Анна Анатольевна – старший воспитатель
  • Новикова Наталья Валентиновна – заведующая МДОУ

Координатор проекта:

Участники проекта:

Педагоги ДОУ, дети, родители, социальные партнеры.

Теоретическое обоснование.

Появление педагогического феномена – инклюзивное образование – явилось следствием преобразований, происходящих в сфере социальной политики, признания равенства всех людей, независимо от состояния здоровья и особенностей развития.

Одним из первых психологов, высказавших положение о влиянии нарушения развития на процессы социализации и интеграции детей в общество, является Л. С. Выготский. Согласно теоретическим положениям Л.С. Выготского, социальная ситуация развития ребенка с ограниченными возможностями существенно отличается от ситуации развития здоровых детей. Гипертрофированное внимание окружающих к имеющимся отклонениям здоровья, преобладание коррекционных мероприятий приводит к игнорированию целей гармоничного, целостного личностного развития.

Таким образом, по мнению многих специалистов, с целью обеспечения благоприятного личностно развития и формирования навыков социального взаимодействия каждый ребенок, независимо от особенностей психофизического развития, должен быть включен в систему общего образования, иметь возможность участия в разных видах деятельности (учебной, игровой, культурно-досуговой) наравне со здоровыми сверстниками.

«Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка».

Отклонение здоровья понимается как одна из индивидуальных особенностей ребенка, в соответствии, с чем происходит модификация процесса обучения. Посредством грамотно организованной педагогической работы, при условии успешного обучения наравне со здоровыми сверстниками процессы личностного развития и интеграции в социум детей с ОВЗ протекают благоприятно.

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних, кроме того в детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям с инвалидностью. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые являются не такими, как все.

Основная цель образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения об инклюзивной практике в общеобразовательном дошкольном учреждении должны быть учтены следующие принципы:

  • Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка.
  • Принцип вариативности предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, безбарьерной среды, вариативной методической базы воспитания и обучения и др.
  • Принцип семейно-ориентированного сопровожденияпредполагает принятие семьи, как неотъемлемой части инклюзивного образовательного пространства, включение родителей в качестве активных участников в каждый этап педагогического процесса.
  • Принцип междисциплинарного подхода предполагает применение комплексного подхода к определению и разработке средств и методов обучения и воспитания детей; регулярное проведение диагностических мероприятий каждого ребенка, на основе которых составляется образовательный план работы с конкретным ребенком, так и с группой в целом.

2. 1.Цель проекта:

Создание эффективной модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ которая будет учитывать особенности детей с ОВЗ, обеспечит родителей необходимой консультативной поддержкой, а также будет способствовать подготовке общества к принятию человека с ограниченными возможностями.

2.2.Задачи проекта:

2.2.1. Разработать нормативно–правовую базу по проблеме инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.2.2. Обеспечить профессиональную подготовку педагогических кадров в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования.

2.2.3. Обеспечить условия для социализации и развития детей с ОВЗ.

2.2.4. Разработать механизмы, обеспечивающие психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его родителей (законных представителей).

2.3. Основная идея проекта:

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем детям (включая детей с особыми образовательными потребностями) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

2.4. Продолжительность проекта:

1 этап (май – август 2015 года) – распределение ребенка с ОВЗ: введение ребенка с ОВЗ в группу, адаптация в ДОУ.

2 этап (сентябрь – ноябрь 2015 года) – подготовительный: изучение и анализ практики инклюзивного образования, изучение методической литературы, посещение конференций, семинаров – практикумов, посещение детских садов области с инклюзивной деятельностью, подготовка педагогических кадров, подготовка родителей, входной мониторинг ребенка с ОВЗ.

3 этап (декабрь 2015 года ) – практический: защита инновационного проекта.

4 этап (январь – декабрь 2016 года) – практический: внедрение инновационного проекта, разработка нормативно – правовой базы, взаимодействие с родителями, взаимодействие с социумом, обобщение опыта.

5 этап (январь – май 2017 года ) – аналитический: анализ результатов инклюзивного образования, итоговый мониторинг детей с ОВЗ, распространение опыта, определение перспектив развития.

2.5. Планируемые результаты

  • внесены изменения в действующие и разработаны новые нормативно–правовые документы ДОУ с учетом реализации инклюзивного образования: договора с родителями, положения, должностные инструкции и другие локальные акты учреждения;
  • разработана система организации различных видов деятельности детей с учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающих занятий, режимных моментов, культурно-оздоровительных мероприятий и др.)
  • созданы условия для изучения особенностей контингента воспитанников и их родителей;
  • адаптированы диагностические карты обследования детей с учетом специфики нарушений;
  • разработаны адаптированные образовательные программы и индивидуальные маршруты развития детей с ОВЗ;
  • разработаны программы дополнительного образования в ДОУ;
  • отобраны и апробированы различные технологии в работе с детьми с ООП в условиях реализации инклюзивного образования;
  • систематизированы и апробированы различные формы, методы и приемы работы с родителями;
  • создана и реализуется модель построения развивающей предметно- пространственной среды в рамках инклюзивного образования.

Задачи государственной политики в сфере образования,

на решение которых направлен проект

1. ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г «Об образовании в РоссийскойФедерации»:

-обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

- свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов воспитания и обучения.

2. В соответствии с концепцией интегрированного обучения лиц с ОВЗ (письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6) «…каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми…»,

3. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»- Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:

1. Рост детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с инвалидностью.

2. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени.

3. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу на часть дня или полный день, а изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесстаким образом, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

4. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

- взаимное уважение;

- толерантность;

- осознание себя частью общества;

- предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

- взаимопомощь;

- возможность учиться друг у друга;

- возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

5. Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка.

Как показал социологический опрос в нашем детском саду (анкета ДОУ), семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками.

Наиболее часто родители высказывали следующие пожелания:

- что бы ребенок научился общаться;

- что бы ребенок стал более самостоятельным;

- индивидуальные занятия с ребенком и подготовка к школе.

В настоящий время наш детский сад посещают 160 детей, из них 14 детей с ОВЗ и в том числе 5 детей с инвалидностью.Группы функционируют в режиме 12-ти часового пребывания.Для детей с ОВЗ может быть организован особый режим посещенияи ведется индивидуальныйобразовательный маршрут (по согласию родителей). Выбор программ и методов работы осуществляется ПМПК.

Возможность открытия групп инклюзивного образования в нашем детском саду обусловлена:

1. Наличием условий развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС (кабинет дефектолога и психолога, физкультурный зал, музыкальный зал), формируется сенсорный уголок.

2. Наличием кадровых условий и желанием педагогического коллектива помочь в социализации и развитии каждому ребенку.

3. Востребованностью данной услуги по запросам родителей (законных представителей).

Формы и методы выявления эффективности реализуемого проекта

Основными формами и методами эффективности реализуемого проекта являются:

  • всестороннее изучение наличия положительной динамики в развитии детей, участвующих в инклюзивном проекте;
  • административный контроль и самооценка деятельности каждым участником педагогического процесса;
  • анализ результатов анкетирования родителей и социума;
  • внешняя экспертная оценка результатов инновационного проекта.

Основными показателями эффективности проекта являются:

  • успешность реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • удовлетворенность инклюзивным процессом у его участников;
  • успешность обучения выпускников детского сада с ОВЗ в условиях общеобразовательных и коррекционных классов;
  • повышение профессиональной компетентности сотрудников;
  • развитие родительского сообщества.

Организации-партнёры:

Наименование организации

Функции

Управление образования администрации Ростовского муниципального района

Экспертиза проекта, присвоение статуса МИП РМР и финансовое обеспечение проекта

ГОАУ ЯО Институт развития образования г. Ярославль

методическое и организационное сопровождение

РОИ ПЕРСПЕКТИВА г. Москва

научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, обучение вебинарами.

МГППУ Институт проблем инклюзивного образования г.Москва

научно-методическое обеспечение инклюзивного образования, подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования,посещение научно –практических конференций, семинаров, мастер – классов.

МДОУ № 109 г. Ярославль

совместная разработка и внедрение модели организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

МДОУ №11 «Колокольчик» г.Тутаев

обмен опытом по работе с детьми с Синдромом Дауна

Центр «Содействие» г.Ростов

оказание консультативной помощи детям, родителям, законным представителям, педагогам ДОУ.

В необходимых (сложных, конфликтных и иных) случаях организовывать совместные со специалистами ДОУ консультативно-диагностические заседания, консилиумы

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта

  • Размещение методических материалов и информации о ходе реализации проекта на официальном сайте МДОУ детский сад №5 «СЕРПАНТИН».
  • Публичные отчёты о результатах деятельности.
  • Презентация полученных результатов в ходе реализации проекта на муниципальном уровне.
  • Публикации на сайтах Педагог +, Маам.ru и т.д.
  • Размещение материалов на муниципальном Фестивале передового педагогического опыта и др.
Подробная инструкция

12345678

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты

  • внесены изменения в действующие и разработаны новые нормативно–правовые документы ДОУ с учетом реализации инклюзивного образования: договора с родителями, положения, должностные инструкции и другие локальные акты учреждения;
  • разработана система организации различных видов деятельности детей с учетом специфики нарушений (коррекционно-развивающих занятий, режимных моментов, культурно-оздоровительных мероприятий и др.)
  • созданы условия для изучения особенностей контингента воспитанников и их родителей;
  • адаптированы диагностические карты обследования детей с учетом специфики нарушений;
  • разработаны адаптированные образовательные программы и индивидуальные маршруты развития детей с ОВЗ;
  • разработаны программы дополнительного образования в ДОУ;
  • отобраны и апробированы различные технологии в работе с детьми с ООП в условиях реализации инклюзивного образования;
  • систематизированы и апробированы различные формы, методы и приемы работы с родителями;
  • создана и реализуется модель построения развивающей предметно- пространственной среды в рамках инклюзивного образования.
Анализ результатов проекта и выводы

проведено 5 - методических объединения муниципального уровня;

4 - семинара – практикума областного уровня;
8 - родительских собраний и конференций по теме инклюзивного образования;
участие в вебинаре по инклюзивному образованию для 30 регионов России;
участие в семинарах – практикумах и конференциях областного, международного, всероссийского уровня.
участие в конкурсах, первенствах и фестивалях муниципального, областного, международного и всероссийского уровня;

- 95 % педагогов прошли КПК по инклюзивному образованию;

- введено дополнительное образование по запросу родителей в четырех направлениях (физическая культура, хореография, театр, изобразительная деятельность);
- разработана программа инклюзивного образования в ДОУ;
- разработаны адаптированные образовательные программы и индивидуальные маршруты для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- введен педагог – тьютор (освобожденный воспитатель).

ЯВЛЯЕМСЯ:

Муниципальной инновационной площадки по теме: «Создание модели инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ».
Соисполнителем Региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и внедрение модели организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации ФГОС дошкольного образования».
Соисполнителем Региональной инновационной площадки по теме: «Изучение и формирование социального заказа как условие увеличения охвата детей программами дополнительного образования».
Региональной базовой площадкой ИРО г. Ярославль по теме: «Интегративный подход к организации коррекционного и инклюзивного образования дошкольников».
Лауреатом 3 степени областного конкурса «Лучший детский сад 2016 года».