Наверх

Проекты победителей

Заявка № 1379
Номинация
Автор
Цели, задачи, методы

« Родительский клуб, как форма работы по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада»

Цель и задачи опыта работы

Цель работы: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи через работу родительского адаптационного клуба.

Задачи:

*помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

*повысить педагогические и психологические знания родителей по проблеме адаптации детей раннего возраста;

*Использовать новые организационные формы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом;

*Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, с условиями пребывания ребенка в детском саду.

Формы работы с родителями по адаптации ребенка в ДОУ

В работе с родителями используются разные формы. Они делятся на коллективные и индивидуальные.

Коллективные формы: Индивидуальные формы:

  • круглый стол * мини - консультация
  • лекция диалог * папки - передвижки
  • консультация * памятки
  • родительское собрание
  • деловая игра
  • практикум
  • день открытых дверей
Подробная инструкция

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
* организация и начало работы родительского адаптационного клуба в период до поступления ребенка в дошкольное учреждение

*Построение целостной модели работы по адаптации детей к ДОУ через работу родительского адаптационного клуба

Система работы по проблеме адаптации ребенка к детскому саду.

Модель организации адаптационного периода при поступлении ребенка в ДОУ


Работа родительского клуба «Кроха»

Основная работа осуществлялась через организацию работы родительского клуба.« Кроха» является компонентом воспитательного процесса, где родители и педагоги детского сада могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем объединить свои усилия по успешной адаптации ребенка к условиям детского сада; работа клуба осуществляется в соответствии с нормативно- правовыми положениями в сфере образования в Российской Федерации, законами об обеспечении защиты прав и развития детей. Участниками клуба являются родители воспитанников, воспитатели, педагог-психолог, медицинская сестра, врач, старший воспитатель, заведующая.; положения о клубе обсуждаются на педагогическом совете и утверждаются приказом Заведующего ДОУ.; основными принципами работы клуба являются открытость, добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Цели клуба :

1.Повышение педагогических знаний родителей детей дошкольного возраста;

2.Оказание помощи семье в выполнении воспитательных функций;

3.Развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия.

Задачи:

*помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации.

* использовать новые организационные способы привлечения родителей воспитанников к сотрудничеству с детским садом.

*познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом, коллективом, оснащением и оборудованием детского сада.
* оказывать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к детскому саду.

Я разработала план работы родительского клуба, который был разделен на два блока:

- до поступления ребенка в ДОУ;

- во время поступления ребенка в ДОУ.

Были сформированы группы родителей будущих воспитанников.

Организация работы клуба осуществлялась в несколько этапов:

Аналитико-диагностический этап начался в январе 2011 года, где используя анкетирование родителей по вопросам адаптации: «Готов ли ваш малыш в детский сад», « Поступаем вместе в детский сад», мной была составлена социальная характеристика родителей будущих воспитанников( служащие, рабочие, безработные; учитывалось образование родителей) и исходя из этих полученных мною данных, подбирала дальнейший материал и разрабатывала тематику встреч.

На основном этапе февраль-октябрь 2011года были проведены мероприятия, намеченные планом работы клуба.. Заседания клуба проводятся два раза в месяц , формы работы с родителями в клубе коллективные и индивидуальные. На заседаниях клуба решались вопросы, которые интересовали родителей : как подготовить малыша к детскому саду, на что обратить серьезное внимание и т. д.; давались советы- рекомендации, как облегчить пребывание малыша в ДОУ. Тематика заседаний была самая разнообразная: : «Как преодолеть трудности при поступлении ребенка в детский сад»; «Давайте познакомимся»; «Адаптируемся вместе».На таких заседаниях каждый родитель мог высказаться о тревожащей его проблеме .

Форма проведения заседании также менялась , использовались следующие формы

Проведения заседаний.

* заседание - круглый стол на тему «Давайте познакомимся», « Успехи и проблемы адаптации детей к ДОУ» позволили родителям через презентации , выставки фотографий получить информацию и обсудить её, поделиться опытом по обсуждаемой проблеме.

* заседание - устный журнал « Этот особенный ранний возраст», использовался для того, чтобы дать родителям теоретические знания по проблеме . В ходе заседания просмотрены видео материалы, проведены лекции – диалоги, экспресс - опросы.

* заседание - деловая игра « Адаптируемся вместе» помогла родителям с помощью решения проблемных ситуаций, педагогических кроссвордов, игровых упражнений, творческих задач освоить основные приемы подготовки ребенка в посещению детского сада.

* заседание - практикум дает возможность родителям получить практические навыки по подготовке ребенка к детскому саду. . В течение работы клуба проведены :
Практикумы: «Организация жизни малыша в первые дни в детском саду», «Формирование становления психологической самостоятельности ребенка от мамы».

Практикум врача-педиатра: «формирование становления физиологической самостоятельности в период адаптации» . В ходе проведения практикумов для родителей установка была дана на решение практических заданий: знаете ли вы», «продолжи фразу» и т.д.

* заседание - дискуссия « Разговор по душам», на котором состоялся диалог со специалистами по проблеме адаптации ребенка , обсуждались между родителями проблемы и затруднения родителей по адаптации детей к детскому саду.

* день открытых дверей ( в блоке до поступления ребенка в детский сад), где родители смогли наблюдать за работой воспитателя и поведением детей), а также

определить какие единые требования должны быть в детском саду и дома

Вместе с этим использовались и другие формы работы с родителями в родительском клубе :

* досуговое мероприятие вместе с детьми и родителями «Играйте вместе с нами»

объединило родителей и детей группы, способствовало их сближению

* консультации: «Поступаем в детский сад», «Каким должен быть режим при поступлении в детский сад».

* выпуск памятки «Ваш ребенок идет в детский сад»

* выпуск группового журнала «Первый раз в детский сад»

.

На заключительном этапе -рефлексивном в ноябре 2011года проведено повторное анкетирование родителей по проблеме адаптации детей к ДОУ, проанализированы адаптационные карты детей . Сделан анализ эффективности работы клуба по результатам адаптации детей, а именно положительные стороны этих заседаний, пожелания родителей по дальнейшей работе клуба, «плюсы» и «минусы» адаптации и корректировалась система работы родительского клуба.

Алгоритм вхождения ребенка в детский сад

Это следующий компонент модели. Результаты научных исследований последних десятилетий в области педагогики, педиатрии и психологии раннего возраста СЮ. Мещерякова, Л.Н. Галигузова, Н.Н. Авдеева, Н.Е. Веракса дали возможность переосмыслить традиционные подходы к решению проблемы адаптации ребёнка, определить приоритеты малыша и по-новому выстроить всю систему его жизнеобеспечения. Это позволило создать четкую систему потребностной структуры ребёнка в условиях вхождения его в социум, что можно представить в виде четырёх ступеней иерархической лестницы:

I ступень – ребёнок и мама

II ступень – ребёнок, мама и другие взрослые,

III ступень – ребёнок ближайшее окружение,
IV ступень – ребёнок и дети,
В основе иерархической лестницы, на её I ступени, находятся отношения ребёнка и матери, их симбиотическая связь, благодаря которой у малыша с первых дней жизни формируется чувство защищённости и доверия к миру. Это основа основ. Поэтому ребёнка нельзя резко отрывать от матери, особенно в критических ситуациях Основываясь на данном положении в моей группе малыш привыкает к новой жизни по такой схеме:

  • чтобы ребенку было проще познакомиться с воспитателями и другими детьми, мама приводит его несколько раз на дневную и вечернюю прогулку. Очень важно, чтобы ребенок видел, как родители приходят за детьми;
  • ребенок первый раз знакомится с групповым помещением вместе с мамой и тогда , когда в группе нет детей для того, чтобы он спокойно небоясь сверстников увидел группу, если есть возможность ребенок выбирает кроватку, где будет спать и шкафчик, где будет раздеваться.
  • первую неделю малыша приводят к девяти часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы ребенок был накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке;
  • первую неделю мама находится в группе вместе с малышами, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой;
  • вторую неделю малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок обедает в ее присутствии;
  • третью и четвертую неделю ребенок уже может остаться на дневной сон. Родители могут забрать его сразу, как только он проснется.

В этот период я рекомендую родителям:

  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
  • Когда вы уходите, расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет ему в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, вызовут у малыша тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  • Если ребенок очень тяжело переживает разлуку с матерью, то желательно, чтобы первые несколько недель ребенка отводил отец, бабушка или дедушка. Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
  • Щадить его ослабленную нервную систему.
  • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении.
  • Не реагировать на выходки ребенка и наказывать его за детские капризы.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу.
  • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

Как бы там ни было, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, перемена в образе жизни при поступлении в сад связана для ребенка с объективными трудностями. Дома он чувствует себя во всех отношениях более комфортно, поскольку условия жизни так или иначе приспосабливаются к его индивидуальным нуждам. В детском саду, наоборот, надо самому приспосабливаться к новым условиям, правилам и требованиям, да к тому же приходится распрощаться со своим привилегированным домашним положением и влиться в среду сверстников. Даже самый гуманный воспитатель, работающий с небольшой группой детей, не может уделить ребенку такое же внимание, как мама. Родители нередко замечают, что, возвратившись из детского сада, малыш буквально вцепляется в мать, не отходит от нее ни на шаг, пытаясь восполнить накопившийся дефицит близкого общения. Накормленный и ухоженный вдали от дома, он тем не менее "изголодался", и это голод особого рода, который очень трудно утолить. Родителям надо позаботиться, чтобы испытываемый ребенком дефицит не был слишком острым. Если есть возможность, не надо оставлять малыша в саду надолго. А дома надо сторицей восполнять то, чего ребенок был лишен в отсутствие родителей.

Игры адаптационного периода

В адаптационный период взрослый проводит игры , основная задача которых - формирование эмоционального контакта. Ребенок должен увидеть в воспитателе

доброго, всегда готового придти на помощь человека ( как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными , чтобы ни один ребенок не чувствовал

себя обделенным вниманием. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, а также места проведения. Это пальчиковые игры, игры забавы, хороводы, подвижные игры, такие как : «Зашагали ножки по дорожке», «Пролезь в обруч», «Птичка», «Медведь и дети», «Поезд», «Колокольчик»

Прогноз адаптации

Воспитатель, начиная с первого дня посещения ребенком детского сада и в течение всего адаптационного периода ведет на каждого ребенка адаптационный лист.

В нем он фиксирует ежедневно все параметры адаптации.

Настроение Характер засыпания

1.Бодрое,контактное 1. Быстро, спокойно

2. Бодрое не уравновешенное 2. Медленно, не спокойно

3. Спокойное, уравновешенное, 3 Медленно, спокойно

не контактное, не эмоциональное 4 Медленно, вяло

4. Вялое, не контактное

Признаки утомления Контакт с детьми

1 Небольшая возбудимость Контакт со взрослым

2. Нарушение координации движений Аппетит

3. Замедленная реакция

4 Ярко выраженные признаки утомления

Поведение

1Поведение : сильные уравновешенные

2 Поведение : сильные, возбудимые

3. Поведение: сильные, уравновешенные,

инертные

4. Поведение: слабые

Основываясь на анализе параметров адаптации воспитатель определяет степень

адаптации у ребенка : легкая, средняя или тяжелая и вместе с родителями

выявляет причины какого - либо неблагополучия, проводит коррекцию своей

работы с ребенком и поведения родителей.

Индивидуальные консультации

Этот компонент модели адаптационного периода служит для коррекционной работы с родителями, когда у детей возникают трудности привыкания к детскому саду. Как показала практика, если работа с родителями по адаптации ребенка построена правильно вопросов у родителей бывает немного.

Ожидаемые результаты

1. У родителей сформирована система практических и теоретических знаний по адаптации ребенка к ДОУ через организацию работы родительского клуба

2. У большинства детей, поступающих в ДОУ адаптация проходит в легкой форме.

Анализ результатов проекта и выводы

Результативность и оценка эффективности опыта работы

Существуют два основных критерия успешной адаптации:

1. внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)

2. внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды)

Воспитатель, наблюдая за ребенком и анализируя лист адаптации определяет успешность адаптационного периода того или иного ребенка.

Анализ показывает , что за период 2011 года увеличилась доля детей с легкой степенью адаптации и нет детей с тяжелой степенью адаптации

Таких результатов помогла добиться организация родительского адаптационного клуба. Именно через работу клуба в течение двух периодов : до поступления ребенка в детский сад и непосредственно в адаптационный период:

1 Создана открытая система взаимодействия участников образовательного процесса

2. Оказана помощь родителям в решении конкретной проблемы : адаптации ребенка к детскому саду заблаговременно, еще до поступления ребенка в детский сад

3. Создание максимума условий для того, чтобы ребенку было интересно и комфортно в детском саду.